title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   



Общественное объединение СУТЯЖНИК

Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ

Увольнениям ~V нет!

Свободный профсоюз НАБАТ




Рейтинг ресурсов УралWeb

2002-11-02

      И в настоящее время остается актуальной проблема с регистрацией профсоюзных организаций в качестве юридического лица. Казалось бы, о чем спорить: закон четко предписывает регистрировать профсоюзы, как только они выразили такое желание. Ан нет, находятся еще неученые территоиальные подразделения Министерства Юстиции РФ, которые вовсю сопротивляются регистрации профсоюзов, особенно свободных; несмотря на выработанную судебную практику, продолжают отказывать в регистрации. В этом им помогает изо всех сил фнпровские профсоюзы.
О таком нелепой, смешной и незаконной ситуации нам написал лидер профсоюза "Магистраль" Смердов Сергей Дмитриевич.

ФНПР всем профсоюзам пример

Объединение ФНПРовских организаций профсоюзов Ханты-Мансийского Автономного округа, по всему видно с тесным участием окружного Управления юстиции выпустило в свет «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по вопросам регистрации профсоюзных организаций в Ханты-Мансийском Автономном округе.
Слов нет дело это нужное. Сейчас монополия ФНПР (бывшей ВЦСПС) разрушена, и в стране разрешено многообразие профсоюзов. Причем все они, независимо от статуса и (не)прохождения государственной регистрации согласно ст. 2 Закона РФ «О профсоюзах их правах и гарантиях деятельности» обладают равными правами.
И перед вновь создающимися профсоюзами и перед теми, кто обязан пройти перерегистрацию по новому законодательству, стоит проблема правильного оформления документов для регистрации в территориальном органе юстиции.

Но, то ли уши ФНПР торчат из Управления юстиции ХМАО, то ли наоборот, но в складывающемся вопросе регистрации профсоюзов ситуация говорит о том, что не хочет ФНПР конкуренции с небольшими, но боевыми свободными профсоюзами и не хочет Управление юстиции иметь в округе неуправляемые им малые профсоюзы.
Сейчас такому, созданному по инициативе граждан профсоюзу зарегистрироваться, а, значит, и действовать без ограничений, стало практически нереально.
Так в августе 2000г. в г. Урае Ханты-Мансийского Автономного округа семь человек создали самостоятельный профсоюз «Магистраль» работников ОАО «Сибнефтепровод» Граждане внимательно ознакомились со ст. 7 закона «О профсоюзах..» предъявляющей требования к содержанию Устава профсоюза. Приняли Устав, проконсультировались в отделе по связям с общественными организациями о том, какие документы и как надо оформить и послали пакет документов на регистрацию в Управление юстиции ХМАО.
Согласно п.1 ст. 8 закона «О профсоюзах..» территориальные органы юстиции не вправе контролировать профсоюзы и отказывать им в регистрации.
Через месяц они получили ответ за подписью заместителя начальника Управления юстиции Г.В. Тихонова, который гласил что: учредительные документы оформлены ненадлежащим образом. Привести их в соответствие и направить вновь на регистрацию. О том, в чем выражается ненадлежащее оформление, в ответе не было разъяснено. Данным ответом граждане оказались лишены права знать основания отказа, внесения изменений в документы, обжалования отказа в суде.
Я, как гражданин, чьи права на объединение оказались нарушены, тут же обратился в Ханты-Мансийский городской суд по месту нахождения с жалобой на неправомерные действия Управления юстиции в части дачи ненадлежащего заключения об отказе в регистрации общественного объединения.
Судья Зайцев Е.Л. оставил жалобу без движения по основаниям того, что к жалобе не приложены копия Устава общественной организации, заявление о регистрации, список учредителей и иные документы, которые направляла общественная организация в Управление юстиции в связи с регистрацией.
Я послал частную жалобу на это определение, обосновав свое несогласие тем, что я не просил суд признать отказ в регистрации неправомерным. Я просил: Признать неправомерным немотивированный отказ управления юстиции ХМАО в регистрации общественного объединения не дающий возможности вносить изменения, обжаловать в суд отказ в регистрации.
Однако судья Зайцев отказал в принятии частной жалобы, а в порядке надзора документы пять раз ходили по треугольнику: Урай - Верховный суд - Ханты-Мансийск и сейчас боле года вообще на них никто не отвечает и заявителю не возвращает.
Тем временем, граждане, уставши ждать разрешения этой ситуации, взяли да и повторно образовали профсоюз под названием «Магистраль 2», тем самым намекая Управлению юстиции о явном намерении не сдаваться.
На этот раз Г.В. Тихонов ставший уже начальником Управления юстиции исх. № 04/3176 от 21.06. 2001г. дал заключение по поданным документам:
1) Вами неверно определено название профсоюзной организации.
Представленные Вами учредительные документы свидетельствуют о том, что местная общественная организация профсоюза «Магистраль 2» работников ОАО «Сибнефтепровод» является первичной профсоюзной организацией, поскольку объединяет 5 работников ОАО «Сибнефтепровод».
Странно, но Управление юстиции считает, что профсоюз из 5 человек не может состоять. В их понятии профсоюз – это нечто большое – как ФНПР, а вся мелюзга должна быть под чьим-то чутким руководством.
Да, не изжита еще из умов столоначальников теория «единой руководящей и направляющей»!!! Хотя согласно закону «Об общественных объединениях» полноправную общественную организацию могут учредить три человека и более. Такая самостоятельная организация действует на основании ею принятого Устава.
Из этого «заблуждения» последовали и остальные замечания:
2) Не обозначена структурная соподчиненность… из определения, данного в ст.З Закона следует, что первичная профсоюзная организация является первичным звеном соответствующего профсоюза.
.. для уведомительной регистрации названной профсоюзной организации, в соответствии со ст.8 Закона и ст.21 ФЗ «0б общественных объединениях», кроме находящихся на рассмотрении документов, необходимо представить следующие:
1) Письмо руководящего органа профсоюза о создании первичной организации ее регистрации.
2) ..копии свидетельства о регистрации профсоюза и устава профсоюза, заверенному его руководителем.
3) Общее положение о первичной организации, утверждение решением руководящего органа профсоюза, или положение утвержденное на общем собрании (конференции) членов первичной профсоюзной организации, в соответствии с уставом вышестоящей организации.
В случае устранения указанных замечаний документы буду рассмотрены вновь.
Данный ответ и фактический отказ в регистрации профсоюза был обжалован уже в Урайский городской суд. Мотивы жалобы были указаны следующие:
-Управление юстиции в нарушение ст. 8 ФЗ «О профсоюзах..» не зарегистрировало профсоюз в установленный месячный срок. Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" регистрация профсоюзов носит уведомительный характер. Этим же пунктом запрещено Министерству юстиции и его территориальным органам контролировать деятельность профсоюзов и отказывать им в регистрации.
- Согласно ст.5 этого же закона, запрещается вмешательство органов государственной власти в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
- Действия управления юстиции препятствуют уставной деятельности профсоюза: - открытию счета в банке, перечисления профсоюзных взносов, участия в профсоюзных и иных мероприятиях, участия в конкурсах на получение грантов.
На основании изложенного просили признать бездействие Управления юстиции ХМАО по регистрации профсоюза "Магистраль 2" неправомерным и обязать зарегистрировать профсоюзную организацию "Магистраль 2"
Урайский суд решением от 24.08.01г. отказал в удовлетворении жалобы на том основании что:
Профсоюзные организации, являясь общественными объединениями и обладающие наряду со специфическими правами и обязанностями, указанными в Законе, обладают правами и обязанностями, касающимися всех объединений.. В соответствии с разъяснениями Министерства Юстиции РФ от 17.12.99 года 1050 СЮ. В целях применения Закона «О профсоюзах...» название профсоюзов должно соответствовать наименованиям определенным в ст. 3 ФЗ «О профсоюзах...» .. Суд считает, управление юстиции не произведя уведомительную регистрацию, профсоюза «Магистраль, действовало а рамках, и в соответствии с требованиями действующего законодательства,
Профсоюзом «Магистраль-2», не соблюдены требования ст. 29, 52 Закона
«Об общественных организациях, ст. 3, 8 Закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях». А доводы председателя профсоюза Смердова С.Д. об обязательной уведомительной регистрации, независимо от имеющихся замечаний по представленным документам, суд считает ошибочным, и противоречащим общим принципам правовым принципам, действующего Федерального законодательства.
Как видим, суд апеллировал не к специальному закону «О профсоюзах..», а к общему «Об общественных объединениях» который обладает меньшей юридической силой, чем специальный закон. Также имеется ссылка на письмо Министерства юстиции которое не является нормативным актом. Более того, заявителями было представлено другое письмо Минюста в котором запрещается отказывать профсоюзам в регистрации, но судья на него не сослалась и даже не упомянула.
Данное решение суда было обжаловано в кассационную инстанцию, но до нее так и не дошло, так как суд первой инстанции отказал в принятии жалобы по причине неуплаты госпошлины и в ходатайстве об освобождении от ее уплаты не удовлетворил. (Заявители на тот момент были уволены с работы, не имели доходов о чем представили подтверждающие документы).
Не хочет судебная система признавать свободные профсоюзы и всячески им отказывает. А все потому, что свободные профсоюзы, в отличие от ФНПРовских (читай директорских), не дают спокойно жить ни работодтелю, ни судам.

И вот данная ситуация с нерегистрацией профсоюза «Магистраль 2» нашла отражение в данном ФНПРовском пособии. Как и всякое отражение, оно оказалось перевернутым с ног на голову, искажено как в кривом зеркале и подано с соответствующим комментарием. Приведем цитату из стр. 37-38 данной книги с несущественными изъятиями и включенными моими комментариями, в том числе и по искажению ситуации.
«В Управление юстиции обратилась группа граждан города Урая (5 человек) с заявлением о регистрации Устава местной общественной организации «Профсоюз «Магистраль—2» работников ОАО «Сибнефтепровод», который она приняла на учредительном собрании (где присутствовали все те же 5 человек). Юридический адрес данного профсоюза — жилое помещение одного из членов профсоюза. В соответствии со ст. 28 Закона работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации (в данном случае ОАО «Сибнефтепровод»), в бесплатное пользование необходимое оборудование, помещение, транспортные средства в соответствии с коллективным договором, соглашением, поскольку профсоюзные организации — это определенный вид общественной организации, действующей на предприятии, в организации, учреждении.
{в конце Пособия приведен список профсоюзов некоторые из них (по моим сведениям) зарегистрированы по домашнему адресу лидеров. Но авторы здесь хотят провести мысль, что, если работодатель предоставит помещение профсоюзу, то профсоюз заимеет юридический адрес, а если откажет, то не сможет заиметь и, следовательно, не сможет быть зарегистрированным. Закон то не запрещает регистрировать по адресу жилого помещения, но как бы это было удобно, если б запрещал! И работодателю (нет профсоюза – нет проблем) и ФНПР (нет конкурентов- нет проблем)}
Судя по заявлению, это первичная профсоюзная организация (хотя по ее названию и из представленных учредительных документов трудно вообще определить структурную принадлежность данного профсоюза). {В заявлении четко сказано что это профсоюз, а не первичная профорганизация}. Она действует на основании Положения, утвержденного на общем собрании в соответствии с Уставом профсоюза, или Общего положения, разработанного им для всех первичных профсоюзных организаций данного профсоюза (ст. 3 Закона). …В случае непредставления необходимых документов для регистрации Управление юстиции вправе указать на данное обстоятельство, поскольку обязанность всех граждан РФ — соблюдать законодательство. Таким образом, после правовой экспертизы учредительных документов Управление юстиции в письменной форме отправило замечания, которые необходимо устранить, однако, в ответ на это данная группа граждан подала жалобу в суд города Урая, в которой утверждает о неправомерном отказе в регистрации и просит признать его недействительным. В соответствии с п. 2 ст. 8 только отказ в регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае отказа в регистрации не было (о чем свидетельствуют надлежащим образом оформленные Управлением юстиции замечания к представленным учредительным документам).
{А разве не может быть обжаловано в суд бездействие государственного органа по невыполнению своих обязанностей? И разве нерегистрация не является фактически отказом в регистрации? Такого рода рассуждения не более чем словоблудие для оправдания незаконных методов борьбы с общественными объединениями}
Тем не менее данная жалоба была принята судом города Урая к исполнению, рассмотрена, требования граждан остались неудовлетворенными. Вопреки всякому здравому смыслу данные граждане подали кассационную жалобу в Ханты-Мансийский окружной суд.
Таким образом, Управление юстиции считает, что подобные случаи имеют место потому, что нет единого подхода к вопросам регистрации профсоюзных организаций.
{Из этой фразы можно понять что книжка-то писалась совместным коллективом: ФНПР-Управление юстиции}
Ст. 8 Закона не дает подробного перечня необходимых для государственной регистрации документов. Приходится обращаться к ст. 21 ФЗ и рассматривать их в комплексе. Пункт 1 Ст. 8 Закона: «Министерство юстиции РФ не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации — это вовсе не означает, что данные профсоюзные структуры стоят вне Закона и не подчиняются его требованиям относительно содержания и оформления своих учредительных документов». Статья 29 ФЗ говорит: «Общественное объединение обязано (а профсоюзные организации — это общественные объединения) соблюдать законодательство Российской Федерации, общепринятые принципы и нормы международного права, Касающиеся его сферы деятельности? а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Вот уж и про международные нормы вспомнили. А международные нормы в частности Конвенция Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциациии» как раз и говорит о том, что:
- трудящиеся имеют право по своему выбору создавать организации без предварительного разрешения;
- организации трудящихся имеют право вырабатывать свои уставы, организовывать свой аппарат;
- государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению;
- приобретение прав юридического лица организациями трудящихся не может быть подчинено условиям способным воспрепятствовать созданию и функционированию данных организаций.

С. Смердов Председатель профсоюза «Магистраль» и
заместитель председателя профсоюза «Магистраль 2»


  Diaspora*


Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (по желанию):

Ваш комментарий:



Введите буквы и цифры с картинки (защита от спам-роботов):

     

Подписаться
на рассылку

Списки рассылок:
email адрес:

Пароль

подписаться
Отказаться от подписки

Если Вы забыли свой пароль в данной рассылке нажмите кнопку внизу и мы вышлем его Вам по почте.

 



Архив новостей