Профсоюзная жизнь Жан-Поля Бельмондо
Его проводили под звуки мелодии Эннио Морриконе, проникающей буквально под кожу.
Профессионала, Аса из асов, Великолепного Жан-Поля БЕЛЬМОНДО не стало 6 сентября. Во
Франции его звали Бебель - по названию еще одного фильма, «Баловень судьбы». Сам актер
вовсе не считал себя таковым, ведь всего в жизни добился собственным трудом. Больше 100
ролей в кино и театре и абсолютно разноплановое амплуа: от комических персонажей до
героев боевиков и серьезных драматических образов. Но была в жизни Бельмондо еще и
другая роль - роль профсоюзного лидера. Публикуем материал профсоюзной газеты
«Солидарность», рассказывающий о том, что связывало великого актера с профсоюзами.
«Прощай, товарищ», - такими словами простились во Всеобщей конфедерации труда (CGT)
Франции не просто с выдающимся актером современности, но еще и с верным соратником:
Жан-Поль Бельмондо возглавлял профсоюз актеров Франции (SFA) с 1963 по 1966 год, а
после оставался его рядовым членом. Можно сказать, что путь в кино ему тоже открыли
профсоюзы.
ПУТЕВКА В КИНЕМАТОГРАФ
В 50-х годах Всеобщая конфедерация труда Франции столкнулась с резким сокращением
числа своих членов, и для пропаганды профсоюзного движения и советов предприятий
профцентр решил снять художественный фильм. Режиссер Анри Эйснер искал молодого
актера на главную роль, которую и предложил Жан-Полю Бельмондо, тогда студенту
Национальной консерватории драматического искусства.
- Его первый актерский заработок в кинематографе был выплачен из профсоюзной кассы
CGT. Бельмондо сыграл в фильме «Воскресные приятели», снятом в 1956 году по заказу
нашего профцентра, - рассказал «Солидарности» руководитель международного отдела CGT,
член руководства Института социальной истории CGT Пьер Кутаз. - Бельмондо воплотил роль
рабочего-металлурга, отец которого погиб на войне. Герой живет с матерью, работает по 55
часов в неделю и любит играть на гитаре. Товарищ привлекает его к созданию рабочего
аэроклуба, и герой Бельмондо на фоне профсоюзной активности вливается в ряды честной и
трудолюбивой рабочей молодежи.
Картина снималась в профсоюзном Центре профессиональной переподготовки металлургов,
получивших производственные травмы. Центр носит имя Сюзанны Массон - профсоюзной
активистки, члена движения «Сопротивления», приговоренной фашистами к смертной казни в
1943 году, уточнил Кутаз.
Сам Жан-Поль Бельмондо в автобиографии, опубликованной в 2016 году, написал, что
«Воскресные приятели» «демонстрируют братство рабочего класса».
- Фильм так и не вышел в прокат из-за активного противодействия работодателей. Но его
посмотрел Марсель Карне. Он заметил Бельмондо и пригласил его на роль в фильме
«Обманщики», которая и стала визитной карточкой молодого актера, - уточнил руководитель
международного отдела CGT.
Бельмондо быстро стал любимым актером молодых режиссеров «Новой волны», а фильм
«На последнем дыхании» Жан-Люка Годара в 1960 году принес актеру настоящий триумф.
ВО ГЛАВЕ ПРОФСОЮЗА
Входящий в CGT профсоюз актеров Франции, стремясь к популяризации профдвижения
среди молодежи, 5 ноября 1963 года избирает генеральным секретарем 30-летнего
Бельмондо, находящегося на волне популярности. Мишель Эчеверри и другой известный
французский актер, Мишель Пикколи, становятся его заместителями. Перед членами
профсоюза маячил пример такого профлидера, как безвременно скончавшийся на пике
славы в возрасте 37 лет Жерар Филип. Культовый актер 50-х, он, несмотря на
востребованность в кино, был не номинальным, а реальным профсоюзным вожаком.
Возглавив профсоюз в 1957 году, он посвятил последние два года своей жизни профсоюзной
работе.
- Бельмондо стал членом CGT в пятидесятые годы и был избран председателем профсоюза
актеров с 1963 по 1966 год. Он не был политическим активистом, но всегда подчеркивал свою
приверженность левым взглядам. Его приход в профсоюз был мотивирован глубокой
убежденностью в необходимости коллективной организации трудящихся и их единства, -
рассказывает Пьер Кутаз.
Вот как в 1964 году описывал Бельмондо свое видение профсоюзной деятельности в
интервью журналу La Vie Ouvrière («Рабочая жизнь»): «CGT - это профсоюз, который
защищает всех трудящихся. Я знаю, что, смотря на меня, вы думаете о звездах экрана, о
крупных заработках... Но сколько нас таких? Человек десять? И на этом уровне с нами
носятся, потому что воспринимают нас не как актеров, а как бренды зубной пасты. Но
актерское ремесло - это другое. Это те 20 тысяч актеров театра, кино и телевидения, которым
выпадает работать, когда кто-то решает, что нужны их услуги. Доходов от профессии,
которую они любят и выбрали, не хватает для проживания. И вот этим актерам, уверяю вас,
необходимо членство в профсоюзе в их борьбе за выживание. У меня куча друзей, которые
работают три месяца в году, а иногда и меньше. А кушать-то надо все 12 месяцев».
Актуальными вопросами, стоящими в те годы перед профсоюзом, были: упадок театра, не
выдерживающего конкуренции с кино и телевидением, и эксплуатация актеров на
телевидении, где их права не были защищены трудовым законодательством. Профсоюз вел
переговоры, чтобы гарантировать оплату актерам в случае ретрансляции их работ на ТВ.
В 1965 году Бельмондо вновь избрали на пост главы профсоюза, но ему становилось все
сложнее исполнять эти функции. Зачастую он работал дистанционно, получая информацию о
внутренней и внешней жизни SFA, ему направлялись письма и документы на подпись. Личное
присутствие в профсоюзе Жан-Поля Бельмондо случалось лишь при крайней необходимости.
В итоге в сентябре 1966 года он объявил об отставке, объяснив свое решение так:
«Профсоюз в период таких серьезных потрясений нуждался в более активном президенте».
НА ВСЮ ЖИЗНЬ
- Бельмондо принял решение оставить пост председателя профсоюза в связи с бурным
развитием своей карьеры. Но он не потерял интереса к профсоюзной деятельности. В наших
архивах хранится его письмо, в котором он объясняет свою отставку большой занятостью и
нежеланием быть просто формальным руководителем. Он еще раз подчеркивает свою
приверженность профсоюзному активизму и говорит, что останется на всю жизнь рядовым
членом CGT, всегда готовым помочь актерскому цеху, - говорит представитель Института
социальной истории CGT Пьер Кутаз.
После отставки Бельмондо сохранил тесный контакт с руководством профсоюза актеров, в
частности, с Мишелем Пикколи, другим знаменитым актером «Новой волны», сообщил Кутаз
и добавил:
- В случае необходимости профсоюз к нему обращался, и он поддерживал борьбу в защиту
статуса актеров. Этот статус был принят в конце 60-х годов, но подвергался постоянным
нападкам со стороны работодателей и ультралиберальных министров.
В своей автобиографии Жан-Поль Бельмондо писал: «Я всегда чувствовал беспокойство,
потому что это был вопрос защиты наших прав в то время, когда режиссеры присваивали
себе всю славу, а производители - всю прибыль. (...) Мое отношение к профессии актера было
слишком значительно, чтобы допустить, что нас обесценивают, грабят и плохо обращаются.
(...) Поэтому не могло быть и речи о борьбе с этим на расстоянии, издалека».
Просто факты:
Отец Жан-Поля Бельмондо, известный скульптор Поль Бельмондо, родился в бедной
итальянской семье в Алжире. Жан-Поль с детства видел тяжелый труд отца, который сам
носил песок, месил глину и делал формы для скульптур.
Был отчислен из частной школы Парижа за недисциплинированность.
В 18 лет стал чемпионом Парижа по боксу.
В 1989 году отказался от премии "Сезар" за роль в фильме "Баловень судьбы". Потому что
скульптор, который создал статуэтку, нелестно отзывался о работах отца актера, Поля
Бельмондо.
Исполнял все трюки самостоятельно вплоть до несчастного случая на съемках фильма
«Ограбление». Трюк, в котором Бельмондо выбирается из кокпита летящего самолета
времен Первой мировой войны и встает в полный рост в фильме «Чудовище», признан одним
из самых сложных в его арсенале.
В 1971 году в качестве продюсера открыл компанию Cerito Films, названную в честь его
бабушки. На базе компании были выпущены фильмы «Профессионал» и «Чудовище».
Несмотря на вал предложений из Голливуда, категорически отказывался от работы с
американскими режиссерами.
В 1991 году продал права на все фильмы, снятые его компанией, для трансляции по
французскому Canal+, а на вырученные деньги приобрел театр «Варьете» на Монмартре, где
сам играл и директором которого оставался до 2004 года.
В 2010 году вместе с сестрой открыл музей отца, Поля Бельмондо. Как дань уважения маме
актера - художнице Саре Мадлен Рейно-Ришар, потерявшей зрение, для незрячих людей в
музее выставлены скульптуры с выдавленными специальным шрифтом подписями.
В 2001 году перенес инсульт и, парализованный на правую сторону, заявил о завершении
карьеры, но в 2008 году сыграл в своем последнем фильме «Человек и его собака».
У Жан-Поля Бельмондо четверо детей. Старшая дочь трагически погибла, а младшая
родилась, когда актеру было 70 лет. Никто из детей не посвятил себя актерской профессии.
Елена Мелик-Шахназарова, газета «Солидарность»
http://trudprava.ru/news/unionnews/2297
|