ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ
Педагог музыкальной школы отстаивает право заниматься с детьми
26 марта 2002 года из Ревдинской детской музыкальной школы увольняют преподавателя. Увольняют по статье Трудового кодекса РФ, в которой говорится о применении физического и(или)психического насилия над личностью ребенка. Это ЧП даже не школьного, а районного масштаба. Однако директор музыкальной школы решает не выносить "сор" за стены учебного заведения, не ставить под удар честь и добро'. имя школы. Она просто тихо увольняет педагога. А перед этим собирает административную комиссию, о работе которой не знают ни увольняемый, ни трудовой коллектив. Хотя, казалось, подобный инцидент невозможно просто так "замять", его необходимо было обсудить — в первую очередь, для того, чтобы избежать повторения.
Ирина Владимировна Токманцева, педагог по массу фортепиано, не разделяет мнение директора ДМШ Татьяны Гениевны Асельдеровой о том, что произошедшее — сугубо внутреннее дело школы. Она подает заявление в суд с требованием восстановить ее на рабочем месте, а также обращается в газету с просьбой обеспечить на судебных заседаниях присутствие представителя СМИ. Небольшой штришок. Татьяна Гениевна настаивала на выдворении корреспондента из зала суда. На вопрос судьи об основаниях протеста, Татьяна Гсниевна сказала: "Мне бы не хотелось, чтобы доброе имя музыкальной школы было обнародовано". Честно говоря, эта оговорка показалась мне символичной. Суд посчитал основание недостаточным.
Мы все учились в общеобразовательной школе и знаем, что учителя бывают разные. От иного и подзатыльник можно схлопотать, не говоря уж о повышении тона. И при этом, как правило, учитель не опасается быть уволенным. А тут музыкальная школа, дополнительное образование. Подразумевается, что ребенок вприпрыжку бежит на занятия, где его ждут добрые и спокойные педагоги. Что же послужило причиной увольнения преподавателя с тридцатилетним стажем? Заявления двух мам, утверждает Татьяна Гениевна. В них говорится, что Ирина Владимировна на их девочек "кричит", "может и пальцы заломить". Мамы просили перевести их детей к другому педагогу... Ирина Владимировна, в свою очередь, утверждает, что такими методами, как крик, тем более, рукоприкладство, за 30 лет педагогической деятельности ни разу не пользовалась. Коллеги подтверждают это. Ребята, занимающиеся у нее, раскрепощены, общительны, артистичны и успешны. Все, кроме этих двух девочек.
Самый верный способ выяснить правду, — спросить самих детей, кричал ли на них педагог, причинял ли им физическую боль. Но далеко не всякий родитель согласится привести свое дитя в СУП. Мамы 11-летней Тани П. и Наташи Ш. восьми лет (имена изменены по понятным причинам) отказались.
Танина мама сказала, что се выбила из колеи последняя двойка девочки. Родительница посчитала, что двойка поставлена лично ей. Еще прозвучало следующее: девочку травмировало, что педагог часто писал в дневнике родителям, чтобы те заплатили за обучение дочери. В то время в семье Тани П. было сложное материальное положение.
Мама восьмилетней Наташи заметила, что дочка ее очень ранима, вокруг девочки надо постоянно создавать атмосферу успеха. Ребенок не выносит строгости, а Ирина Владимировна — требовательный педагог. То есть, контакт между ними не получился. Ежегодно по этой причине от учителя к учителю переходят десятки ребят. Это право за учениками закреплено Уставом школы. Один педагог не подошел — подойдет другой, тут вопрос индивидуальности.
Быстро и безболезненно выяснить, были ли на самом деле случаи насилия, суду не удалось. Родители ничего конкретного сказать не могли, а так как занятия проводились индивидуально, непосредственных свидетелей "насилия" не было. Коллеги, правда, утверждают, что за тонкими стенами, разделяющими кабинеты, можно уловить любой звук и даже тихий разговор, однако ни плача, ни крика никто во время уроков не слышал.
Суд продолжается. Татьяна Гениевна настаивает на независимой психологической экспертизе. Центр психолого-медико-социального сопровождения такую экспертизу проводит. Выясняется, 11-летняя Таня пережила насилие, источники его различны. Причем отношение к обучению в музыкальной школе у нее положительное, в то время как большая степень травматичности отмечена в семейных отношениях...
У 8-летней Наташи выявлены симптомы посттравматического расстройства также в результате пережитого насилия: Однако источник насилия в заключении экспертизы не указан. Исходя же из выводов психологических тестов, ни уроки фортепиано в ДМШ, ни преподаватель фортепиано не вызывают у ребенка отрицательных эмоций.
Бывшие воспитанники Ирины Владимировны, узнав об ее увольнении, не поверили, даже писали письма, надеясь, что смогут защитить своего педагога. Два письма — от бывшей ученицы и от мамы бывшей ученицы — сейчас передо мной. В них — благодарность за любовь и требовательность.
На вопрос судьи, почему нельзя было просто перевести двух девочек к другим педагогам, как, собственно, делалось обычно, Татьяна Гениевна ответила: "Я, как директор, имела право уволить".
В общем, в ходе судебного заседания нашли подтверждение доводы истицы о том, что ее увольнение связано не с насилием над детьми, а со стремлением директора избавиться от неугодного работника. председателя профкома. О деятельности свободного профсоюза ДМШ мы писали неоднократно. Это маленький, но очень активный профсоюз, на его счету — не один выигранный иск по защите интересов педагогических работников от неправомерных действий администрации. Отрицательное отношение директора к деятельности профсоюза было давно известно педагогам.
Теперь о "заламывании пальцев". Как отметили на суде коллеги Ирины Владимировны, существует педагогическая методика обучения игре на фортепиано. Учитель сидит рядом с учеником и время от времени поправляет его руку: опускает или поднимает запястье, легко отстукивает ритм по плечу, прикасается к пальцам ребенка, и т.д. При этом ученик не должен испытывать физической боли.
Что же касается девочек, то после свидетельств родителей и после независимой экспертизы со стороны ответчика поступило ходатайство назначить детям еще одну экспертизу — на этот раз комплексную психолого-психиатрическую... У суда хватило великодушия отклонить ходатайство. Психиатрическая экспертиза — это, пожалуй, и для взрослого-то человека испытание тяжелое.
Изучив материалы дела, суд обязал администрацию школы восстановить Ирину Владимировну на ее учительском месте, к радости ее учеников, чьи родители писали заявления с просьбой оставить им педагога. А некоторые даже грозили забрать детей из музыкальной школы, если И.В.Токманцеву не вернут.
Однако дело еще не окончено. Татьяна Гениевна подала кассацию, выразив недоверие судье, и заявила, что ее доводы не были выслушаны Больше всего в этой ситуации жалко девочек. Неужели их ждут новые экспертизы или, в конце концов, им придется предстать перед судом? Задуматься надо над тем, что в состоянии обеих девочек психологи выявили явные отклонения от нормы. И Таня, и Наташа подвергались психическому (либо физическому) насилию. Причем, при оценке состояния одного ребенка использован термин "нервное истощение", у другой девочки отмечено отсутствие мотивации, личная незрелость и т.п. Взрослые, остановитесь, мамы, учителя, подумайте. Этим детям помогать надо срочно, а не впутывать их в свои взрослые конфликты. По меньшей мере, нечестно пользоваться теми, кто не может в силу возраста постоять за себя.
Евгения БЕЛЯНИНА
Бывшие воспитанники Ирины Владимировны, узнав об ее увольнении, не поверили, даже писали письма, надеясь, что смогут защитить своего педагога. Два письма — от бывшей ученицы и от мамы бывшей ученицы — сейчас передо мной. В них — благодарность за любовь и требовательность.
Газета «Городские ВЕСТИ» (Ревда) № 59 от 26.07.02 г.
|