СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Свердловской области,
Федерацией профсоюзов
Свердловской области и Свердловским
областным Союзом промышленников
и предпринимателей на 2005-2006 годы
I. Общие положения
1.1. Договаривающиеся стороны: Правительство Свердловской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзов Свердловской области от лица областных объединений профсоюзов, представляющих интересы работников области (далее - Профсоюзы), Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей от лица отраслевых объединений работодателей, представляющих интересы работодателей области (далее Работодатели) заключили настоящее Соглашение для согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с целью социальной и правовой защиты работников и создания необходимых условий для жизнедеятельности области на основе развития экономики.
1.2. Настоящее Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в Свердловской области.
1.3. Соглашение основано на законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации и Свердловской области, а также Конвенциях Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией и договоренностях сторон.
1.4. Стороны Соглашения считают, что на предстоящий период главной целью социальной политики в области должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и уровня жизни населения на основе развития экономики области.
1.5. Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать профорганизациям, работодателям, их объединениям, органам государственной власти и местного самоуправления, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие. При этом условия настоящего Соглашения являются обязательными к применению сторонами и обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть снижен в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.
1.6. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2006 годы.
1.7. Действие Соглашения распространяется на Свердловские областные исполнительные органы государственной власти, организации, входящие в Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и первичные профсоюзные организации, входящие в Федерацию профсоюзов Свердловской области, а также на организации, не являющиеся членами этих объединений, но делегировавшие им полномочия или присоединившиеся к Соглашению или не заявившие письменно в Областную трехстороннюю комиссию о своем не согласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня опубликования текста Соглашения в "Областной газете".
1.8. В тех случаях, когда на областном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50% работников отрасли (отраслей), профессии, руководитель органа по труду Свердловской области имеет право после соответствующих консультаций с руководителями-координаторами сторон областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предложить работодателям, не входящим в Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и представительным органам работников, при отсутствии профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Свердловской области, организаций, не участвовавших в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к Соглашению, оно считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
1.9. Для обеспечения реализации Соглашения стороны на основе взаимных консультаций, в соответствии с Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принимают согласованные решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Российской Федерации и Свердловской области и добиваются их реализации.
1.10. Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения бюджетные средства, направляемые на реализацию намеченных мероприятий, включаются в проекты областных бюджетов Свердловской области на 2005 и 2006 годы.
1.11. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области. Итоги выполнения Соглашения подводятся не менее 2-К раз в год на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
1.12. Представители сторон, подписавших Соглашение, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по его изменению и дополнению к нему или заключению нового соглашения. Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены в порядке, предусмотренном сторонами для его заключения и в соответствии с Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
1.13. Соглашение заключено на 2005-2006 годы, вступает в силу с 1 января 2005 года и действует до заключения нового, но не более трех лет.
II. Развитие экономики
Стороны совместно
2.1. Вырабатывают и реализуют меры по обеспечению государственной поддержки приоритетных направлений развития экономики области, обеспечивают рост эффективности производства и занятости населения, формирование системы кадрового восполнения хозяйственного комплекса, рост кооперации предприятий. Обеспечивают равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
2.2. Своевременно предпринимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий; При подготовке решения о их продаже, ликвидации или банкротстве учитывают мнение областных отраслевых организаций работодателей, профсоюзов и работников организации-должника.
2.3. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства, защищающего интересы работников организаций при смене собственников.
2:4. Совершенствуют систему трудового соревнования, разрабатывают и внедряют рекомендации по повышению мотивации труда.
2.5. Проводят смотры-конкурсы по энергосбережению на предприятиях и в организациях Свердловской области по ресурсосберегающим технологиям во всех отраслях материального производства (уменьшение материалоемкости, применение новых материалов и др.).
Правительство
2.6. Систематически анализирует состояние дел и прогнозирует социально-экономическую ситуацию в отраслях экономики и муниципальных образованиях. Организует выполнение государственных целевых программ Свердловской области.
2.7. Предусматривает в проектах областного бюджета на очередной финансовый год средства на погашение кредиторской задолженности областного бюджета по пособиям гражданам, имеющим детей.
2.8. Своевременно устанавливает объемы закупок сельхозпродукции, поставок продукции для областных нужд на 2005 и 2006 годы и обеспечивает их финансирование и кредитование в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом.
2.9. При закупках продукции для областных нужд у организаций, расположенных в Свердловской области, осуществляемых через систему областного заказа по конкурсу, учитывает при прочих равных условиях их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по областному трехстороннему соглашению.
2.10. Создает режим наибольшего благоприятствования, в том числе за счет налоговых льгот организациям, сохраняющим и создающим рабочие места, инвестирующим средства в строительство жилья, участвующим в укреплении материальной базы учреждений профессионального образования.
2.11. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей выделяет в соответствии с утвержденными программами и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете, целевые кредиты.
2.12. В установленном порядке проводит реструктуризацию имеющейся задолженности организаций по штрафам, пеням.
2.13. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для углубления внутриобластной кооперации.
2.14. Содействует развитию малого предпринимательства в Свердловской области.
2.15. Осуществляет поддержку сельских товаропроизводителей путем предоставления целевых субсидий в объеме, предусмотренном в областном бюджете.
2.16. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов, принимает необходимые меры по сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию, товары и услуги естественных монополий в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации и с учетом мнения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, направленного в соответствующий орган регулирования в установленном порядке.
2.17. В соответствии с основными направлениями и принципами федеральной концепции реструктуризации и реформы оборонно-промышленного комплекса вырабатывает меры по сохранению и развитию высокотехнологических и наукоемких производств, конкурентоспособных предприятий.
2.18. Учитывает предложения профсоюзов и работодателей при разработке государственных целевых программ Свердловской области.
2.19. В Целях обеспечения финансовой устойчивости предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих обслуживание слабозащищенных слоев населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных поселениях Свердловской области, и недопущения их убыточности, рекомендует органам местного самоуправления в установленном законом порядке:
- рассмотреть возможность полного или частичного освобождения специализированных организаций торговли, общественного питания: магазины типа "Ветеран", школьные, студенческие, рабочие столовые и т.п. от отчислений из прибыли в местные бюджеты налогов, сборов, арендной
платы;
- обеспечить выполнение муниципальных программ, мероприятий по (развитию потребительского рынка, в том числе по развитию современных социально ориентированных предприятий, включая магазины - дискаунтеры, торговые комплексы типа "Кэш энд Керри" (магазин - склад) и др.;
- создать условия для активизации современной передвижной торговли;
- рассмотреть возможность привлечения крупных сетевых компаний областного и местного значения к решению задач совершенствования торгового и бытового обслуживания слабозащищенного и сельского населения.
2.19.1. Предоставляет бюджетные кредиты местным бюджетам на оказание поддержки организациям потребкооперации и торговли по обеспечению завоза продуктов в труднодоступные районы Свердловской области в период распутицы, на организацию закупа у населения и переработки сельскохозяйственной продукции.
2.20. Рекомендует органам местного самоуправления при формировании проектов бюджетов муниципальных образований в Свердловской области предусматривать средства на погашение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета.
2.21. Разрабатывает долгосрочную государственную целевую программу Свердловской области по модернизации и техническому переоснащению объектов и инженерной инфраструктуры и внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
2.22. Организует реализацию государственной программы Свердловской области "Социальное развитие села".
2.23. Рассматривает деятельность предприятий, имеющих наибольший размер балансовой прибыли и снижающих этот показатель по сравнению с прошлым годом и прогнозными показателями, а также оказывающих существенное влияние на формирование доходной части бюджетов соответствующих муниципальных образований на заседаниях постоянно действующей комиссии по прибыльности с участием собственников, руководителей предприятий, глав муниципальных образований и представителей основных акционеров.
2.24. При разработке проектов областных законов "Об областном бюджете на 2005 год" и "Об областном бюджете на 2006 год" предусматривает выделение учреждениям и организациям, финансируемым за счет средств областного бюджета, средств на оплату топливно-энергетических ресурсов в соответствии с лимитами потребления, утвержденными в установленном порядке, с учетом прогнозируемых изменений регулируемых цен и тарифов.
2.25. Организует закуп продовольственного зерна в резервный фонд Свердловской области за счет средств областного кредита в целях сдерживания розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия и стабильного развития птицеводства и свиноводства в области.
2.26. Содействует углублению интеграции предприятий потребительского рынка, финансово-кредитных организаций, реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие отрасли, техническое переоснащение и модернизацию предприятий, внедрение прогрессивных методов управления.
2.27. Оказывает всестороннее содействие в деятельности предприятий потребительского рынка по стабилизации торгового и бытового обслуживания населения.
Работодатели
2.28. Обеспечивают эффективность производственно-хозяйственной деятельности организаций.
2.29. Обеспечивают по запросу исполнительных органов государственной власти Свердловской области и местных органов власти предоставление предприятиями и организациями информации, необходимой для разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Свердловской области.
2.30. Ежеквартально знакомят первичные профсоюзные организации, с которыми заключены коллективные договоры, с анализом финансово-хозяйственной деятельности организаций, не реже двух раз в год отчитываются перед работниками об ее итогах.
2.31. Содействуют привлечению в коллегиальные органы управления предприятиями всех форм собственности представителей первичной профсоюзной организации общероссийского профсоюза, действующей в организации.
I 2.32. Разрабатывают программы кадрового восполнения предприятий (специалистами с уровнем начального, среднего и высшего профессионального образования на среднесрочной основе.
Работодатели и профсоюзы
2.33. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новой техники и технологии.
Профсоюзы
2.34. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров, предусматривают в них положения отраслевых и областного трехстороннего соглашений.
2.35. Проводят работу с членами профсоюзов по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов, организации трудового соревнования предприятиях и в отрасли, и участвуют в подведении итогов соревнования.
2.36. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации предприятий, а также при реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятий.
2.37. Проводят экспертизу проектов коллективных договоров на соответствие их положений действующему законодательству и соглашениям.
III. Оплата труда
В сфере регулирования оплаты труда стороны считают приоритетными на 2005-2006 годы следующие направления:
- расширение применения в организациях внебюджетной сферы экономики области тарифного регулирования оплаты труда в соответствии с Действующим законодательством;
- расширение применения в организациях внебюджетной сферы экономики области величины прожиточного минимума трудоспособного человека как критерия, определяющего минимальной размер заработной платы;
- содействие системной организации нормирования труда;
- повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере и постепенное приближение ее размера к среднеобластному уровню.
Стороны совместно
3.1. Проводят работу по установлению Законом Свердловской области регионального минимального размера оплаты труда в организациях всех форм собственности, с доведением ее до прожиточного минимума трудоспособного человека в Свердловской области.
3.2. В целях повышения уровня реальной заработной платы и осуществления принципов добросовестной конкуренции на рынке труда стороны рекомендуют работодателям-руководителям внебюджетных организаций при формировании системы оплаты труда:
3.2.1. устанавливать тарифную ставку рабочего первого разряда на уровне не менее 75 % от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, утвержденного Правительством области за IV квартал предыдущего года;
3.2.2. использовать единую межотраслевую тарифную сетку для установления соотношений в оплате труда по профессионально-квалификационным группам и определения размеров ставок (окладов) для всех профессий, должностей работников относительно тарифной ставки первого разряда (приложение 1). Областными отраслевыми соглашениями, с учетом экономического положения предприятий отрасли, могут устанавливаться иные межразрядные коэффициенты;
3.2.3. использовать для обеспечения единых условий оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности, перечень сквозных профессий и должностей (приложение 2);
3.2.4. устанавливать долю оплаты труда по тарифным ставкам, (окладам) в фонде заработной платы не менее 50 %, и в зависимости от отраслевых особенностей, в отраслевых соглашениях предусматривать её увеличение.
3.3. Осуществляют контроль за уровнем заработной платы, сроками ее оплаты. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате. Не допускают необоснованного снижения уровня заработной платы.
Правительство
3.4. Обеспечивает в 2005 году финансирование расходов на выплату увеличенной заработной платы работникам областных государственных учреждений бюджетной сферы в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2004 г. № 695-ПП "О повышении работной платы (установленной на основе Единой тарифной сетки по оплате труда) работникам организаций бюджетной сферы Свердловской области в 2004 году" и финансирование расходов на выплату надбавок за квалификационные категории работникам областных государственных учреждений образования и культуры
3.5. Рекомендует главам муниципальных образований Свердловской области обеспечивать в 2005 году финансирование расходов на выплату увеличенной заработной платы работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2004 г. № 695-ПП "О повышении заработной платы (установленной на основе Единой тарифной сетки по оплате труда) работникам организаций бюджетной сферы Свердловской области в 2004 году и финансирование расходов на выплату надбавок за квалификационные категории муниципальных учреждений образования и культуры.
3.6. Рассматривает вопрос о досрочном повышении тарифных ставок (ладов) работникам бюджетной сферы Свердловской области по сравнению с решением Правительства Российской Федерации при получении дополнительных доходов областного бюджета по итогам первого полуго
дня 2005 года.
3.7. Ежеквартально рассчитывает бюджет прожиточного минимума в целом по области с публикацией в "Областной газете".
3.8. Обеспечивает своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым из областного бюджета.
3.9. Обеспечивает своевременное перечисление в муниципальные образования субвенций, предусмотренных действующим законодательством.
3.10. Осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных в муниципальные образования на выплату заработной платы в организациях бюджетной сферы.
3.11. Принимает меры по обеспечению начисления и выплаты компенсации за задержку заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ в организациях, финансируемых из областного бюджета, областных государственных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, часть акций которых находится в областной собственности.
3.12. При разработке проектов областных законов "Об областном бюджете на 2005 год" и "Об областном бюджете на 2006 год" предусматривает:
3.12.1. Выделение средств учреждениям образования для финансирования:
а) денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции работникам образования в размере, предусмотренном законодательством Свердловской области;
б) абсолютных надбавок за квалификационную категорию педагогическим и руководящим работникам:
- с 1 января 2005 года - в размере 150 % от надбавок, предусмотренных, постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.1999 г. № 730-ПП § 2 "Об утверждении положения о порядке выплаты надбавок за квалификационные категории работникам образовательных учреждений Свердловской области";
- с 1 октября 2005 года - в размере 200 % от надбавок, предусмотренных, постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.1999 г. № 730-ПП § 2 "Об утверждении положения о порядке выплаты надбавок за квалификационные категории работникам образовательных учреждений Свердловской области";
в) молодым специалистам, поступающим на работу в образовательные учреждения, единовременного пособия на обзаведение хозяйством в размере 20 тысяч рублей с отражением в трудовом договоре условия отработки в данном образовательном учреждении не менее 3-х лет.
3.12.2. Выделение средств учреждениям культуры, финансируемым из областного бюджета, для финансирования:
а) надбавок за квалификационную категорию работникам культуры, установленных в абсолютных размерах;
б) молодым специалистам, поступающим на работу в учреждения культуры, единовременного пособия на обзаведение хозяйством в размере 20 тысяч рублей с отражением в трудовом договоре условия отработки в данном учреждении культуры не менее 3-х лет.
3.13. Рекомендует главам муниципальных образований в Свердловской области при формировании бюджетов муниципальных образований выделять соответствующие средства для финансирования муниципальных учреждений культуры.
3.14. При заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий проводит работу по совершенствованию оплаты труда, увязывая ее размер с эффективностью работы организаций.
3.15. В трудовых договорах с руководителями областных государственных унитарных предприятий предусматривает ответственность за несвоевременную выплату заработной платы.
3.16. При осуществлении государственного регулирования тарифов (цен) учитывает затраты на оплату труда согласно действующему законодательству в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (коллективными договорами) и их фактическим исполнением организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Работодатели
3.17. Обеспечивают своевременную выплату текущей заработной платы и постепенное погашение сложившейся задолженности по заработной плате. Задолженность за предыдущие периоды выплачивают в соответствии с согласованными с профсоюзами сроками погашения.
3.18. Решают вопрос об автоматическом начислении денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ.
3.19. Предусматривают в коллективных договорах организаций внебюджетной сферы в случаях задержки выплаты заработной платы более 15 дней и приостановки работниками работы (ст. 142 ТК РФ) оплату труда в соответствии со ст. 157 ч.1 ТК РФ, т.е. не менее 2/3 средней заработной платы работников;
3.20. Обеспечивают введение на предприятиях внебюджетной сферы тарифной ставки 1 разряда не ниже 75% величины прожиточного минимума для трудоспособного населения при полной норме рабочего времени, за исключением организаций, включенных в отраслевой список в соответствии с примечанием к пункту 3.2.
3.21. Предусматривают в коллективных договорах внебюджетной сферы порядок пересмотра тарифной ставки I разряда с учетом изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения области и в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, не допуская его
Снижения.
3.22. Во всех организациях внебюджетной сферы, работникам, отработавшим полностью установленную норму рабочего времени и выполнившим свои трудовые обязанности, выплачивают зарплату в соответствии с коллективным договором, а если он не заключен, то в соответствии с трудовыми договорами, но не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного постановлением Правительства Свердловской области.
3.23. Разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников организаций, размеры ставок и окладов, соотношения в их размерах между отдельными категориями работников, порядок премирования.
3.24. Обеспечивают применение систем нормирования труда: норм выработки, нормированных заданий, норм обслуживания и нормативов численности в соответствии с частью 2 статьи 159 ТК РФ.
3.25. Обеспечивают начисление и выплату районного коэффициента к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок в размере 1,15, а на территориях муниципальных образований Гаринский район, Таборинский район, город Волчанск, город Ивдель, город Карпинск, город Краснотурьинск, город Североуральск, поселок Пелым - в размере 1,2.
3.26. Не допускают нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от общей суммы заработной платы.
Профсоюзы
3.27. Принимают меры через систему коллективных договоров и соглашений по соблюдению соотношений в оплате труда различных квалификационно-профессиональных групп работников согласно областному трехстороннему Соглашению (приложение 1).
3.28. Обеспечивают через систему коллективных договоров установление тарифной ставки низшего разряда не ниже уровня, рекомендованного областным трехсторонним соглашением и отраслевым тарифным соглашением.
3.29. Содействуют совершенствованию организации нормирования труда. Осуществляют контроль за применением норм и нормативов.
3.30. Обеспечивают ограничение выплаты заработной платы натуральной продукцией и фиксируют размеры и условия таких выплат в коллективных договорах.
3.31. Включают в проекты коллективных договоров и соглашений обязательства по погашению работодателями просроченной задолженности по оплате труда работников предприятий, согласуют с работодателями сроки ее погашения.
3.32. Выходят с предложением об издании на предприятии приказа о начислении денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работникам в соответствии со статьей 236 ТК РФ.
3.33. Осуществляют контроль за своевременной и полной выплатой заработной платы на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства.
IV. Занятость населения и развитие рынка труда
Стороны совместно
4.1. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области, на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, повышение конкурентоспособности незанятого населения (безработных граждан) посредством обучения их по востребованным на региональном рынке труда специальностям, определяют источники финансирования.
4.2. Участвуют в разработке и реализации областной программы содействия занятости населения.
4.3. При проведении процедуры банкротства экономически и социально значимых предприятий, содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе их имущества.
4.4. Рекомендуют сторонам социального партнерства при заключении отраслевых и территориальных соглашений устанавливать критерии массового увольнения, усиливающие социальную защищенность работников по отношению к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" 2.
4:5. Разрабатывают предложения по системе обеспечения первого гарантированного места работы выпускникам начального, среднего и высшего профессионального образования, проживающим в Свердловской области.
4.6 Определяют необходимость и проводят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации молодых работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, определяемом коллективным договором и соглашением.
Правительство
4.7. Готовит нормативные основания и разрабатывает мероприятия, направленные на формирование системы кадрового восполнения хозяйственного комплекса Свердловской области.
4.8. Организует мониторинг текущей потребности, осуществляет прогноз кадрового восполнения хозяйственного комплекса региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
4.9. Вносит предложения по расширению спектра специальностей, обучение по которым обеспечит эффективную занятость уволенных в запас военнослужащих и членов их семей.
4.10. Содействует созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан и студентов, желающих работать в свободное от учебы время.
4.11. Осуществляет подготовку молодых квалифицированных рабочих из числа выпускников общеобразовательных учреждений в учреждениях начального профессионального образования (профессиональных училищах, профессиональных лицеях) на договорной основе с работодателями.
Работодатели
4.12. Восстанавливают и совершенствуют систему подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, предусматривают в коллективных договорах выделение средств на эти цели.
4.13. Заключают, при необходимости, долгосрочные контракты с учреждениями, исполняющими наказания, с целью обеспечения профессиональной подготовки и обучения лиц, освобождающихся из этих учреждений.
4.14. Своевременно и в полном объеме информируют органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест.
4.15. Обеспечивают соблюдение установленных квот для приема на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством.
4.16. Предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора и оплачиваемое время для поисков работы.
4.17. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют по согласованию с соответствующим отраслевым комитетом профсоюза.
4.18. По согласованию с профсоюзными комитетами организаций оказывают содействие и поддержку учреждениям общего и профессионального образования в обучении и подготовке молодежи в соответствии заключенными договорами и соглашениями.
4.19. Предоставляют информацию профсоюзам по вопросам реорганизации или ликвидации предприятий и обеспечивают участие профсоюзов в мероприятиях, связанных с приватизацией, реорганизацией, банкротством и ликвидацией.
4.20. Развивают в организациях внутрипроизводственное обучение персонала; внедряют систему оценки персонала, основанную на определении компетентности работников и их способностей гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Работодатели и профсоюзы
4.21. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают про ведение и обеспечение финансирования из прибыли предприятий мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставления им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Профсоюзы
4.22. Оказывают бесплатные консультации и правовую помощь работникам и профсоюзным организациям.
4.23. При увольнении работников предпенсионного возраста (мужчины 58-59 лет, женщины 53-54 лет) в связи с сокращением численности работающих содействуют оформлению досрочной пенсии Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (ДФГСЗН) и предусматривают в коллективных договорах возможность выплаты пенсий таким работникам до достижения пенсионного возраста из средств предприятий, в случае отказа ДФГСЗН.
4.24. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей в городах и районах.
V. Охрана труда, окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Стороны совместно
5.1. Обеспечивают реализацию совместного плана действий по улучшению условий и охраны труда в Свердловской области на 2003-2005 годы.
5.2. Организуют и проводят областные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивным формам организации работ по охране труда и экологии на предприятиях.
5.3. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области.
5.4. Обеспечивают условия труда соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда на основе технического перевооружения предприятий.
5.5. Оказывают содействие в разработке программ по улучшению условий и охраны труда в муниципальных образованиях и организациях Свердловской области.
да социального страхования Российской Федерации, с государственными органами надзора и контроля в реализации законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Правительство
5.7. Ежегодно проводит анализ и оценку состояния условий труда в организациях, расположенных на территории Свердловской области, разрабатывает меры по их улучшению, направляет доклад о состоянии условий и охраны труда в СОСПП и ФПСО.
5.8. Обеспечивает координацию и методическое руководство работой • служб охраны труда организаций области, оказывает им помощь в работе ! по охране труда.
5.9. Организует обучение и проверку знаний требований охраны труда и экологической безопасности руководителей и специалистов организаций области.
5.10. Обеспечивает участие своих представителей в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
5.11. Информирует профсоюзы и работодателей о состоянии охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях области, об экологической безопасности.
5.12. Контролирует качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательность проведения профилактических медицинских осмотров, правильность предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда в организациях. Оказывает организациям всех форм собственности методическую помощь в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.
5.13. Осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, работодатели, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
5.14. Проводит экспертизу условий труда в организациях с высоким риском профессиональных заболеваний и производственного травматизма, а также по запросам органов государственного надзора и контроля, отраслевых союзов работодателей, профессиональных союзов. С 5.15. Обеспечивает строительство и реконструкцию природоохранных объектов, способствующих доведению водопотребления и водоотведения г до утвержденных нормативов.
5.16. В соответствии с действующим законодательством обеспечивает контроль за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
5.17. Вносит в федеральные органы власти предложения о включении в перечень видов расходов бюджетов Российской Федерации финансирование мероприятий по охране труда в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Работодатели
5.18. Осуществляют безусловное выполнение требований федерального законодательства охране труда, обеспечивая приоритет безопасных условий и охраны труда работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия.
5.19. Обеспечивают финансирование мероприятий по охране труда в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции I с (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью — в размере не менее 0,7 процента от суммы эксплуатационных расходов.
5.20. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечивают реализацию мероприятий, разработанных по ее результатам и направленных на создание условий труда в соответствии с требованиями охраны труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства. Проводят сертификацию работ по охране труда.
5.21. Обеспечивают выполнение мероприятий коллективных договоров, основанных на данных аттестации рабочих мест по условиям труда, предусматривающих внедрение нового оборудования и технологий, снижающих профессиональные риски.
5.22. Обеспечивают: приобретение и выдачу работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт, выданных работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; контроль за правильностью применения индивидуальных средств защиты.
5.23. Обеспечивают обучение и инструктаж по охране труда, стажировку работников и проверку знаний ими требований охраны труда.
5.24. Обеспечивают создание службы охраны труда или вводят в штат специалиста по охране труда в каждой организации с численностью более 100 работников (с учетом нормативов численности работников службы охраны труда, утвержденных Минтрудом РФ), создание комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечивают обучение по охране труда и повышение квалификации специалистов по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, создают им необходимые условия для деятельности.
5.25. Организуют в установленные сроки обучение и проверку знаний по безопасности труда и промышленной безопасности руководителей, специалистов, и работников, занятых на опасных производственных объектах; направляют на обучение с отрывом от производства уполномоченных по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда предприятий с сохранением средней заработной платы.
5.26. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций, проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.27. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты.
5.28. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также добровольное страхование по профессиям повышенного профессионального риска.
5.29. Обеспечивают предоставление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами.
5.30. Обеспечивают своевременное расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
5.31. Выплачивают лицам, имеющим право на возмещение вреда, в связи со смертью кормильца, единовременные пособия от организации (сверх установленных законодательством РФ) на каждого иждивенца в размере, определенном коллективным договором.
5.32. Выплачивают единовременное ежегодное пособие пострадавшим на производстве по вине организации за каждый процент потери трудоспособности в размерах, установленных коллективным договором для каждой группы инвалидности.
5.33. Обеспечивают внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда.
Профсоюзы
5.34. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические и правовые инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.35. Добиваются обязательного включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охране труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (сверх предусмотренных законодательством РФ).
5.36. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации об охране труда.
5.37. Участвуют в создании и деятельности комитетов (комиссий) по охране труда на предприятии.
5.38. Взаимодействуют с государственными органами контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и органами исполнительной власти в осуществлении контроля за условиями труда и правильностью предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
5.39. Издают и обеспечивают профсоюзные организации методическими рекомендациями по обеспечению общественного контроля за охраной труда.
5.40. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда предприятий.
5.41. Участвуют в проведении трехступенчатого контроля за охраной труда в организациях.
5.42. Осуществляют проверки соблюдения требований охраны труда в организациях.
5.43. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
5.44. Предъявляют требование о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников.
5.45. Осуществляют выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
5.46. Участвуют в разработке и согласовании проектов локальных актов об охране труда на предприятии.
VI. Социальная защита работников и населения
Стороны совместно
6.1. Проводят работу, направленную на обеспечение соблюдения законодательства о труде и социальных законов на предприятиях и в организациях Свердловской области, в том числе малого и среднего бизнеса.
6.2. Принимают меры по сохранению на территории области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
Обеспечивают передачу муниципальных объектов социальной сферы в собственность Свердловской области в состоянии, удовлетворяющем требованиям государственных стандартов социального обслуживания населения.
6.3. Организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодежи в каникулярный период не ниже уровня 2002 года, содействуют развитию молодежного туризма.
6.4. Способствуют реализации на территории области пенсионной реформы, повышению эффективности медицинского и социального страхования, принимают меры, направленные на снижение уровня бедности.
6.5. Способствуют развитию физической культуры и спорта, в том числе ежегодному проведению зимних и летних массовых Спартакиад трудящихся Свердловской области.
6.6. Вырабатывают и реализуют меры по обеспечению отселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе за счет аккумулирования внебюджетных источников финансирования для этих целей.
6.7. Проводят работу, направленную на патриотическое воспитание молодежи, организуют оборонно-оздоровительные лагеря.
6.8. Содействуют привлечению и закреплению молодёжи на предприятиях и в организациях реального сектора экономики. Реализуют совместные программные мероприятия по реализации Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года.
6.9. Организуют систему и проводят обучающие семинары для актива работающей молодёжи предприятий, организаций и сельской молодежи.
6.10. Проводят мероприятия по предупреждению и профилактике асоциальных явлений среди работников, работающей и студенческой молодёжи.
6.11. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству жилья для молодых семей (специалистов) с использованием средств предприятий, организаций, областного бюджета и внебюджетных источников, в том числе ипотечного кредитования, с привлечением молодёжи к строительству своего жилья, при долевом участии в строительстве (приобретении жилья с минимальным первоначальным взносом и рассрочкой выплаты оставшейся суммы на срок от 25 до 30 лет).
6.12. Проводят мероприятия, содействующие профессиональному росту, образованию, научно-техническому творчеству работающей молодежи.
6.13. Принимают меры по отражению в соглашениях о социальном партнерстве всех уровней мероприятий по трудовому и бытовому обустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
6.14. Осуществляют пропаганду среди населения Свердловской области правовых актов, определяющих порядок реализации прав застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование в целях защиты интересов застрахованных лиц в ходе реформирования пенсионной системы.
6.15. Рекомендовать главам муниципальных образований сохранять муниципальные учреждения здравоохранения для обеспечения реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области.
Правительство
6.16. Содействует развитию негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы Свердловской области.
6.17. Обеспечивает реализацию программ жилищного строительства, в том числе предусматривает использование средств областного бюджета для оказания финансовой поддержки работникам бюджетной сферы при строительстве и приобретении жилья в составе областной адресной инвестиционной программы.
6.18. При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год предусматривает выделение средств бюджетным организациям для финансирования:
6.18.1 культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха для учреждений среднего профессионального образования в размере 725 тыс. рублей;
6.18.2. льгот по оплате для работников организаций, финансируемых из областного бюджета, за коммунальные услуги на селе и в рабочих посёлках.
6.18.3. дополнительных средств в размере до 10 % стипендиального фонда для оказания помощи нуждающимся студентам;
6.18.4. содержания профилактория "Юбилейный" Министерству общего и профессионального образования Свердловской области в размере 8 млн. рублей.
6.19. Рекомендует главам муниципальных образований в Свердловской области в целях оказания поддержки работников бюджетной сферы в сельской местности и рабочих поселков (поселках городского типа) сохранить действующее повышение окладов и тарифных ставок на 25 %, а также льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
6.20. Учитывает расходы на выплату работникам бюджетной сферы в сельской местности повышенных на 25 % окладов и тарифных ставок, а также льгот по оплате жилья и коммунальных услуг при расчете финансовой помощи муниципальным образованиям Свердловской области на 2005 - 2006 годы.
6.21. Вносит предложение главам муниципальных образований в Свердловской области по сохранению льгот по оплате за содержание детей работников бюджетной сферы и студенческих семей в детских дошкольных учреждениях.
6.22. Своевременно выделяет из областного бюджета утвержденные законом об областном бюджете на 2005 и 2006 годы средства на организацию оздоровления детей, в т.ч. через Федерацию профсоюзов не менее 10% на удешевление путевок для детей из малоимущих семей трудящихся.
6.23. Обеспечивает адресную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Областном Законе "Об областном бюджете на 2005 и 2006 годы".
6.24. Сохраняет на уровне 2002 года гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению области. Принимает необходимые меры к недопущению передачи коммерческим организациям помещений медицинских учреждений под другие цели.
6.25. Сохраняет приоритеты развития социальной сферы: через государственную поддержку здравоохранения, искусства, культуры, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, молодежной политики, в том числе расширяет практику социальных заказов ведомственным социальным объектам.
6.26. Контролирует расходование средств целевого назначения, выделяемых из областного бюджета городам и районам.
6.27. При формировании проектов областного бюджета на 2005 и 2006 годы предусматривает финансирование проведения Спартакиады трудящихся Свердловской области.
6.28. Рекомендует главам муниципальных образований при формировании бюджетов на 2005, 2006 годы предусмотреть статью расходов на финансирование спортивно-массовых мероприятий и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от работы время.
6.29. Оказывает содействие архивной службе в расширении площадей с целью беспрепятственного приема документов от организаций с персональными данными сотрудников, необходимыми для назначения пенсий и социальных пособий.
6.30. При реализации государственной целевой программы "Строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Свердловской области" на 2005-2010 годы решает проблему по отселению граждан, проживающих в п.Шеелит ФГУП "Баженовская геофизическая экспедиция", расположенном в 30-ти километровой зоне Белоярской АЭС.
6.31. Рекомендует главам муниципальных образований осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся общеобразовательных учреждений.
Работодатели
6.32. Способствуют созданию на предприятиях всех форм собственности молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций, другие формы молодежного самоуправления).
6.33. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях решение вопросов обеспечения жильем работников предприятия, с оплатой в рассрочку на льготных условиях. Организуют жилищное строительство за счет кредитных ресурсов с последующей продажей квартир в этих домах своим сотрудникам на условиях ипотеки.
6.34. С целью привлечения и закрепления молодёжи на предприятиях, предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодёжи:
- создание условий для профессионального роста молодёжи;
- организацию работы с молодыми семьями.
6.35. Проводят шефскую работу с учащимися общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования.
6.36. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях мероприятия, направленные на создание условий для отдыха и оздоровления работников (в том числе молодежи) и членов их семей (санаторно-курортное лечение, детский отдых, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа) с выделением на эти цели необходимых средств в размере не менее 1,4 процента от фонда оплаты труда.
6.37. Используют возможности негосударственных пенсионного, профессионального, медицинского страхования для повышения социальной защищенности своих работников.
6.38. Предоставляют в управления Пенсионного фонда Свердловской области все необходимые документы в соответствии с положениями Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе государственного пенсионного страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
6.39. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, санаториев-профилакториев, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.
6.40. Осуществляют постоянную социальную поддержку пенсионеров и инвалидов, ранее работавших на предприятии, в организации. 6.41. Обеспечивают своевременную и полную сдачу в архив персональных данных работников, необходимых для назначения пенсий и социальных пособий.
6.42. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях выделение средств для финансирования льгот по оплате за содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях.
Профсоюзы
6.43. Обеспечивают членские организации ФПСО информацией по уровню жизни, о социально-экономическом положении Свердловской области, о прожиточном минимуме, минимальном потребительском бюджете.
6.44. Добиваются, при заключении коллективных договоров, выделения; работодателями средств на строительство жилья, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы и содействуют их эффективному использованию для организации отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.45. Организуют работу молодежных комиссий профкомов. Оказывают содействие ветеранским организациям.
6;46. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
6.47. Контролируют своевременность и полноту уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, своевременность предоставления страхователями в органы Пенсионного фонда сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц.
6.48. В целях гарантии пенсионного обеспечения при ликвидации предприятия, осуществляют контроль за предоставлением в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений на уволенных работников.
6.49. Принимают участие в проведении аттестации рабочих мест, осуществляют контроль за правильностью установления наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.
6.50. Осуществляют защиту интересов застрахованных лиц путем включения в соглашения и коллективные договоры положений Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе государственного пенсионного страхования", "О трудовых пенсиях в РФ".
6.51. С целью усиления социальной защиты работников, развития системы профилактики заболеваний проводят работу по включению в коллективные договоры и соглашения положения о заключении работодателями договоров добровольного медицинского страхования своих работников со страховыми организациями на срок не менее одного года.
6.52. Содействуют застрахованным лицам при их обращении в судебные органы в связи с нарушением их пенсионных прав страхователями.
6.53. Организуют обучение профсоюзного актива, работодателей действующему пенсионному законодательству и практике его применения, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций.
Правительство и профсоюзы
6.54. Контролируют полноту и своевременность выполнения работодателями требований нормативных документов по формированию и сдаче на хранение архивов организации, содержащих персональные данные работников, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий.
Работодатели и профсоюзы.
6.55. Обеспечивают организацию горячего, лечебно-профилактического и диетического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллективными договорами. Содействуют развитию сети организаций общественного питания на предприятиях и осуществляют контроль за их работой.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон
Стороны совместно
7.1. Развивают социальное партнерство на областном, отраслевом и территориальном уровнях, способствуют заключению отраслевых и территориальных соглашений и осуществляют контроль за их выполнением.
7.2. Проводят работу по реализации постановления Правительства Свердловской области от 2 декабря 2003 года № 746-ПП "О единой переговорной кампании в Свердловской области в рамках социального партнерства".
7.3. Способствуют созданию отраслевых и территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профсоюзов.
7.4. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
7.5. Принимают профилактические меры по предотвращению коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях, предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей — физических лиц.
В случае их возникновения способствуют своевременному их разрешению в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Обобщают и распространяют опыт работы муниципальных образований, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также других субъектов РФ по вопросам развития системы социального партнерства, ее влияния на социально-экономическое, финансовое положение территорий и организаций.
7.7. Предоставляют комитетам по делам молодежи муниципальных образований на безвозмездной основе помещения детских оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, объектов культуры и спорта, находящихся на балансе предприятий и организаций для проведения мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и физическое развитие молодежи.
7.8. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение трех месяцев после его заключения. Каждая сторона направляет свой план мероприятий другим сторонам.
7.9. Периодически (не реже 2 раз в год) Стороны взаимно обязуются информировать друг друга о выполнении настоящего Соглашения.
Правительство
7.10. Осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.11. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.01.96 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" статья 18 часть 2 финансирует через Федерацию профсоюзов подготовку специалистов по вопросам социального партнерства в сумме 600 тысяч рублей ежегодно.
7.12. Предоставляет, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, организациям профсоюзов и работодателей, не занимающимся коммерческой деятельностью, льготы:
- по налогам на землю и на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет;
- по арендной плате.
7.13. Рекомендует органам местного самоуправления освобождать от местных налогов и сборов профорганизации всех уровней и территориальные объединения работодателей, предусмотрев это в территориальных трехсторонних соглашениях.
7.14. Обеспечивает в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых и территориальных соглашений и организует контроль за их выполнением.
7.15. Направляет сторонам Соглашения проекты законов, постановлений, других нормативно-правовых актов, влияющих на экономическое, финансовое, социальное положение организаций области.
7.16. Обеспечивает участие сторон в обсуждении проектов областных законов и нормативных актов на заседаниях Правительства в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и п.6 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей".
7.17. Рекомендует главам муниципальных образований включать в состав коллегий органов местного самоуправления руководителей территориальных объединений профсоюзов и работодателей.
7.18. Регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения области по согласованному Сторонами перечню показателей и раз в полугодие информирует областную трехстороннюю комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей.
Работодатели
7.19. Не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций в организациях. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности.
При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.
7.20. Обеспечивают взаимодействие работодателей в системе социального партнерства. Способствуют решению социально-экономических проблем путем участия в разработке и реализации отраслевых и территориальных соглашений.
7.21. Принимают меры по расширению круга работодателей применяющих региональные и отраслевые соглашения для регулирования социально-трудовых отношений путем увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов.
7.22. Обеспечивают ежемесячное и бесплатное перечисление одновременно с выдачей зарплаты на счета профсоюзов членских профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы работников, на основании их письменных заявлений.
7.23. Проводят работу по внесению изменений в уставы отраслевых и территориальных объединений работодателей с целью приведения их в соответствие с Федеральным законом "Об объединениях работодателей".
7.24. При заключении коллективных договоров организаций учитывают отражение в них Минимальных социальных стандартов профсоюзов.
7.25. Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) рекомендует работодателям области привлекать профсоюзы к распределению прибыли как части прибавочного продукта и формированию фонда стимулирования.
Профсоюзы
7.26. Осуществляют методическую и организационную поддержку городских и районных координационных советов профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений.
7.27. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных да через Учебно-методический центр профсоюзов, семинары, конференции.
7.28. Выступают инициаторами заключения отраслевых и территориальных соглашений. Обеспечивают участие в этой работе представителей профсоюзных организаций.
7.29. Продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
7.30. Включают в проекты коллективных договоров положения об участии профсоюзов в распределении прибыли как части прибавочного продукта и формировании фонда стимулирования.
Работодатели и профсоюзы
7.31. Ведут переговоры и не позднее первого квартала заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности, обеспечивают их предоставление на уведомительную регистрацию в территориальные органы по труду.
От Правительства Свердловской области
Председатель Правительства Свердловской области А.П.ВОРОБЬЕВ.
От работодателей Свердловской области Председатель Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей В.Н.СЕМЕНОВ
От Федерации профсоюзов Свердловской области Председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Ю.В.ИЛЬИН.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к областному Соглашению на 2005-2006 годы
Порядок регулирования оплаты труда в организациях внебюджетных
отраслей экономики Свердловской области на основе применения
единой межотраслевой тарифной сетки (ЕМТС)
ЕМТС - система тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально-квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда, установленного в областном соглашении.
Размеры тарифных ставок последующих разрядов и ступеней рассчитываются путем умножения тарифной ставки 1 разряда, установленной в областном соглашении, на соответствующий тарифный коэффициент ЕМТС.
ЕДИНАЯ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
Разряды
Ступени, тарифные коэффициенты
I
II
III
IV
V
VI
1
1,00
1,03
1,06
1,09
1,12
1,16
2
1,20
1,24
1,28
1,32
1,36
1,40
3
1,44
1,49
1,54
1,59
1,64
1,68
4
1,73
1,79
1,85
1,91
1,97
2,02
5
2,07
2,14
2,21
2,27
2,34
2,42
6
2,50
2,55
2,60
2,66
2,69
2,73
7
2,78
2,83
2,88
2,93
2,98
3,03
8
3,08
3,13
3,18
3,23
3.29
3,35
9
3,42
3,52
3,61
3,71
К)
3,80
3,90
4,00
4,10
И
4,21
4,32
4,44
4,56
12
4,68
4,80
4,93
5,06
13
5,19
5,51
5,84
6,17
14
6,50
6,90
7,31
7,72
15
8,13
9,00
9,40
16
10,00
10,4
11.2
17
12,00
12,8
13,7
18
14,00
14,8
16,0
В ЕМТС оплата труда дифференцирована по 18 разрядам и в каждом разряде по 3-6 ступеням, которые предусматривают нарастание тарифных коэффициентов от низшей к высшей ступени. Ступени позволяют расширить возможности повышения оплаты труда работника в пределах одного тарифного разряда, учитывая профессиональное мастерство, сложность выполняемых работ, стаж работы по специальности. Они могут быть использованы организациями в целях стимулирования повышения квалификации работников, усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции и выполнение производственных заданий.
Распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам производится следующим образом:
Категории и должности работников
Разряды
I . Низкоквалифицированные рабочие, охрана
1-2
2. Рабочие средней квалификации, технические исполнители
3-8
3. Высококвалифицированные рабочие
5-8
4. Специалисты, ведущие специалисты
4-13
5. Руководители структурных подразделений, прорабы, мастера
3-14
6. Главные специалисты
13-17
7. Руководители организаций
15-18
Разряды заместителей руководителей организаций устанавливаются на 1 -2 разряда ниже по сравнению с руководителями организации.
Привязку разрядов ЕМТС к действующим тарифно-квалификационным справочникам организации осуществляют самостоятельно.
При отнесении руководителей подразделений, специалистов, служащих к конкретным разрядам ЕМТС следует руководствоваться квалификационными требованиями к должностям, характеристиками общеотраслевых должностей, действующими должностными инструкциями.
В организациях, где принята бестарифная система организации заработной платы, ЕМТС рекомендуется использовать для определения и назначения месячных размеров тарифных ставок и должностных окладов по согласованию с профсоюзными органами.
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, виды премий и надбавок, размеры тарифных ставок (окладов) в организациях устанавливаются работодателями по согласованию с профсоюзными органами и закрепляются в коллективном договоре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к областному Соглашению на 2005-2006 годы
ПЕРЕЧЕНЬ общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников
Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий рабочих
Диапазон разрядов
1. Аккумуляторщик 1-5
2. Бетонщик 1 -5
3. Весовщик 1
4. Водитель автомобиля 4-8
5. Водитель погрузчика 2-6
6. Газосварщик 1-6
7. Гардеробщик 1
8. Грузчик 1-2
9. Дворник 1
10. Кладовщик 1-2
11. Кузнец 2-6
12. Курьер 1
13. Кочегар технологических печей 3-4
14. Каменщик 2-6
15. Лифтер 1-2
16. Лаборанты всех специальностей 2-6
17. Маляр 1-6
18. Машинист крана (крановщик) 2-6
19. Машинист крана автомобильного 4-6
20. Машинист (кочегар) котельной 2-6
21. Наладчик автоматических машин
и агрегатных станков 4-8
22. Наладчик автоматов и полуавтоматов 4-6
23. Наладчик сортировочных автоматов 4-5
24. Наладчик станков и манипуляторов с
программным управлением 4-8
25. Наладчик шлифовальных станков 4-6
26. Оператор котельной 2-6
27. Оператор связи 3-4
28. Оператор автоматических и полуавтоматических
линий, станков и установок 3-4
29. Оператор станков с программным управлением 2-5
30. Подсобный рабочий 1 -2
31. Пирометрист 2-4
32. Плотник 2-6
33. Распределитель работ 2-4
34. Радиомеханик по обслуживанию и ремонту
радиотелевизионной аппаратуры 3-6
35. Сторож (вахтер) 1 -2
36. Столяр 2-6
37. Светокопировщик 1-2
38. Сверловщик 2-5
39. Станочник широкого профиля 2-8
40. Строгальщик 2-6
41. Слесарь-инструментальщик 2-8
42. Слесарь-сантехник 2-6
43. Слесарь-ремонтник 2-8
44. Стропальщик 2-6
45. Транспортировщик 2-4
46. Телеграфист 2-4
47. Токарь 2-6
48. Такелажник 2-5
49. Тракторист 2-6
50. уборщик территорий 1
51. Уборщик производственных и служебных помещений 1-2
52. Фрезеровщик 2-6
53. Штукатур 2-6
54. Шлифовщик 2-6
55. Электромеханик по лифтам 1-6
56. Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования 2-6
57. Электрогазосварщик 1 -6
58. Электросварщик ручной сварки 1-6
59. Электромонтер связи 1 -6
Перечень общеотраслевых (сквозных) должностей работников
60. Технолог 6-13
61. Мастер участка (включая старшего) 6-11
62. Конструктор 6-13
63. Инженер 6-11
64. Программист 6-13
65. Электроник 6-13
66. Бухгалтер 5-11
67. Диспетчер (включая старшего) 4- 5
68. Кассир (включая старшего) 3- 4
69. Машинистка 3- 4
70. Стенографистка 4- 5
71. Экономист 6-11
Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников и диапазон разрядов составлен в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.11.94 г. № 367 (с дополнениями и изменениями).
Определение конкретных тарифных разрядов оплаты труда должностей работников производится в соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 6.06.96 г. № 32 " Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих.
1 ———————————————————————————
Перечень предприятий, экономическое положение которых не позволяет выполнить
рекомендуемые показатели, определяется отраслевыми соглашениями и корректируется в
период их действия.
а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью
р
аботающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников предприятий в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
в) увольнение работников в количестве одного процента общего числа работающих в
связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или штата в течение 30
календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
|