СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ БЕЖИТ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА
Монетизация льгот опережает устойчивый рост производства
Тринадцать лет понадобилось реформируемому народу, чтобы от привычных льгот перейти к непривычным полульготам. Впрочем, перестройка, как все помнят, сопровождалась требованиями младореформаторов отменить непомерно большие льготы номенклатурных членов КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов, правительственных чиновников, и сразу после путча 1991 г. они были отменены. Но ненадолго: чиновники, и особенно высшего и областного звена себя не привыкли обижать, и быстренько вернули для новой номенклатуры в обиход все то, что считалось и считается льготами. Правда, новые партийцы уже не претендовали на льготы, а удовлетворились большими спонсорскими деньгами.
За минувшее десятилетие случился и такой казус, как резкое обнищание народа, военных и интеллигенции. Пришлось усилить льготы и им, буквально ради выживания. Сейчас у них отбирают последнее, себе оставляют почти все – плюс повышение на порядок зарплаты и высокую пенсию. Служилым – всего 450 рублей социальной компенсации при Х инфляции – и то далеко не всем, попробуй доказать, что ты их заслужил…
Приличное правительство подождало бы хотя бы пять лет, пока не обеспечит решительного роста экономики и не стабилизирует инфляцию, прежде чем отбирать не такие уж и великие льготы у в основном заслуженных и пожилых людей. Допущена несправедливость в отношении сельских тружеников, которые не могли воспользоваться положенными льготами – так надо и начинать в конце концов с села, а не сечь весь народ, будоражить чернобыльцев, северян. Большинство из них и так уже поплатились за беды государства своим здоровьем…
Расчет в том, что те, кто сейчас трудится в полутеневой экономике или за полутеневую зарплату, и вовсе не заслужат никаких социальных льгот, да и вообще трудового стажа не доберут для мало - мальски приличной пенсии, так что через троечку - пятерку лет экономия социального бюджета России будет огромная. Можно будет еще повысить заработную плату чиновникам, и даже бросить какие – то суммы активно протестующим учителям и менее активно - врачам (потому что последних во все большей степени поощряют сами больные, напрямую приобретающие у них услуги и лекарства). Можно будет отрапортовать: Россия все больше похоже на другие страны, Россия борется с бедностью. Вопрос только в том, зачем нужно быть обязательно на кого – то похожей, если это не на пользу своим малоимущим, своим пенсионерам, для которых и десятка за проезд на автобусе - большая сумма. А те деньги, которые выделяются льготникам на транспорт, все равно будут проедены и пропиты, несмотря на массированную пропаганду СМИ о пользе монетизации. И хлеб подорожает хотя бы на два рубля, а подсолнечное масло – на десять…
Профсоюзы боролись против монетизации льгот недостаточно сплоченно, каждое профобъединение = под своими знаменами. ФНПР организовала акцию протеста 10 июня 2004 г.(в основном она проходила в форме митингов), вместе с КТР и ВКТ добилась созыва РТК. Представители всех трех профобъединений активно выступили там против отмены льгот, не подписали сразу навязываемых Правительством документов, но уже спустя три дня пошли на компромисс. Отстояли они немногое: МРОТ как категорию (хотя не так она уж и важна, особенно при переходе на отраслевую систему оплаты труда бюджетников), право РТК вырабатывать рекомендации на федеральном уровне по оплате труда тех же бюджетников, запрет регионам снижать уже достигнутый уровень зарплаты, опять – таки бюджетников.
Федерация профсоюзов России с лидером Сергеем Ковалевым, «Защита труда» вместе с другими общественными организациями выходили на митинги на Пушкинскую площадь, поддержали акцию протеста чернобыльцев и марш протеста ученых из Пущино в Москву. Эти акции были замечены, и даже был некоторый эффект - чернобыльцев с их льготами обещали оставить в покое. Но по большому счету никакой большой профсоюзной победы не было. В итоге собрано 100 000 подписей под петицией Путину. Сбор подписей был организован общественными объединениями ветеранов, инвалидов, правозащитными организациями, независимыми профсоюзами, образовавшими Совет Общественной Солидарности (SOS) «для защиты Российской Федерации как социального государства, противодействия наступлению на социальные, экономические, экологические права россиян», и 9 августа в 11 часов группа представителей общественных организаций передала в администрацию Президента РФ десятки тысяч подписей граждан России под обращением к Президенту В.В.Путину с призывом наложить вето на антисоциальный, по мнению подписантов, закон о монетизации льгот, принятый Государственной Думой в третьем чтении 5 августа.
Как всегда, удивляют формы взаимодействия профсоюзов ФНПР и «Единой России». За два дня до второго чтения законопроектов о монетизации льгот, 27 июля 2004 г. состоялась встреча председателя ФНПР Михаила Шмакова со спикером ГД и главным «единороссом» Борисом Грызловым. По итогам встречи был подписан протокол, подтверждающий намерение сторон заключить соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между фракцией ЕР и ФНПР. По словам Михаила Шмакова, «данный протокол подтверждает, что голосование во втором чтении по волнующим нас законопроектам пройдет в рамках договоренностей между ФНПР и ЕР. Это не позволит ухудшить положение трудящихся в результате принятия новых законов».
В дальнейшем стороны намерены подписать протокол о стратегическом сотрудничестве.
И вот социальные законопроекты приняты во втором и третьем чтении. Выясняется, в чем суть соглашения между фракцией ЕР и ФНПР: профсоюзы ФНПР благодаря своей разветвленной сети берутся контролировать выполнение закона о монетизации льгот. Скажем прямо, что это отнюдь не основная профсоюзная задача, зато профсоюзные начальники будут ссылаться на то, что очень заняты. И не совсем понятно, чем же будут заняты чиновники, которым платим мы, налогоплательщики: по идее, именно они отвечают за выполнение законов в нашем государстве, а не профсоюзы. Конечно, общественный контроль – никогда не помеха, но ведь не в виде же такой «обязаловки». Чему мы будем учить молодые профсоюзные кадры – служить «Единой России»?
Роза Горн
|