К вопросу о правовом регулировании адресной социальной помощи … или почему адресная социальная помощь не обеспечивает даже уровня прожиточного минимума …
Принятием Конституции 1993 г. Россия в статье 7 объявила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно поставленным задачам за истекшие после принятия Конституции РФ одиннадцать лет было сформировано законодательство для защиты тех, кто в силу различных жизненных обстоятельств не в силах обеспечить себе достойный уровень жизни.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ регулирование вопросов социального обеспечения является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом к ведению Российской Федерации в соответствие с ФЗ «О государственной социальной помощи» относится установление основ правового регулирования и видов социальной помощи. В свою очередь субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению размера этой помощи, который должен устанавливаться законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Если говорить проще, то из федерального закона следует, что субъекты Российской Федерации должны принятием закона конкретизировать вопрос о размере социального пособия. Это же положение закреплено в Конституции РФ: ч. 2 ст. 39 предусматривает, что социальные пособия устанавливаются законом.
В Свердловской области был принят и действует в настоящее время Областной закон «Об адресной социальной помощи», согласно которого вопрос об определении размера социальной помощи передан на разрешение Правительства области, которое обязано ежеквартально определять конкретный размер социального пособия. Таким образом, фактически установление пособия происходит вопреки Конституции РФ и федеральному законодательству на подзаконном уровне - актом органа исполнительной власти, который при установлении размера адресной социальной помощи ориентируется, прежде всего, на наличие средств в бюджете. В результате складывается ситуация, при которой размер душевого дохода лица даже при получении им адресной социальной помощи ниже прожиточного минимума, что не позволяет говорить о реализации задач, поставленных перед государством статьей 7 Конституции РФ - создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несомненно, что данное положение вещей требует вмешательства судебной власти в целях проверки областного закона на соответствие федеральному законодательству и Конституции РФ.
Ксения Борисова
|