То взлет, то голодовка
Акция протеста авиадиспетчеров обернулась судебным процессом против них
В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ закончилась пятидневная акция протеста авиадиспетчеров. Голодовка была прекращена после того, как руководство Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ пообещало выполнить их требования о повышении зарплаты.
Казалось бы, цель достигнута. Однако акция обернулась против самих протестующих, их действия посчитала противозаконными местная прокуратура. Почему работники прибегают к крайней мере, втупая в конфликт с законом? Что, в российском законодательстве нет других, более цивилизованных, но действительных мер?
К сожалению, это далеко не первая подобная акция работников «неба». В декабре 2002 года от еды отказывались диспетчеры Сургута, Ростова, омска, Новосибирска, Нижневартовска, Благовещенска и других городов. В июне – июле 2003 года голодали ростовские и вологодские диспетчеры. И всегда руководство в конце концов шло на компромисс с голодающими.
-А по-другому сегодня никак,- заявил корреспонденту «РГ» председатель объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Храмов, - ведь цивилизованные методы, прописанные в Трудовом кодексе РФ, - письменные требования, примирмтельные комиссии и трудовой арбитраж, - сегодня практически не работает. Взять хотя бы коллективный договор, который в обязательном порядке заключается между администрацией и сотрудниками, - в его подготовке не имеет право участвовать профсоюз, объединяющий менее 50 процентов работников предприятия. Это значит, руководитель составляет документ на выгодных для себя условиях: не упоминает возможность повышения зарплаты и улучшения условий труда.
-Еще одна проблема – так называемые “несвободные профсоюзы”, которые полностью зависят от руководителей, - говорит Храмов.- Сотрудники прокуратуры тоже, как правило, предпочитают не вмешиваться в трудовые споры. Вполне естественно, что многие люди идут на забастовку или даже голодовку.
Однозначно принять точку зрения председателя объединения профсоюзов сложно, так как работники многих предприятий даже не пытаються обращаться к прокурору или в трудинспекцию. Яркий тому пример – уже упомянутоя акция протеста ростовских авиадиспетчеров. Требования о повышении окладов с 15 до 30 тысяч рублей профсоюз отправлял своему руководству – директору филиала “Аэронавигации Юга” Валерию Горбенко – несколько раз. Не получив ответа, диспетчеры объявили, что без всяких промежуточных действий идут на крайнюю меру – отказ от еды.
При этом они прекрасно понимают, что своей акцией фактически нарушают закон.52-я статья Воздушного кодекса и 413-я статья ТК запрещают бастовать в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.
-Если на требования людей администрация ответит “нет”, - оправдывает своих подопечных президент Федереции профсоюзов авиадиспетчеров России Сергей Ковалев, - выбора нет: либо увольняйся, либо терпи. Чтобы “обойти” кодексы, мы и придумали альтернативную форму протеста: голодовку без оставления работы.
Действительно, на четвертые сутки голодовки медицинская комиссия , проверив заступающую дневную смену в 37 человек , допустила до работы только двоих. К воскресенью общее число отстраненных от работы достигло 120 человек. Авиадиспетчеры добились того , чего хотели , - фактической забастовки.
“Хитрость” диспетчеров раскрыла Волго-Донская транспортная прокуратура, которая завела административное дело, посчитав голодовку незаконной. Суд должен был его рассмотреть 15 июня, но перенес заседание на 24 июня.
Сергей Ковалев признался “РГ” , что, если бы судья признал их акцию незаконной , они придумали еще более изощренные меры воздействия на работодателей . Например, наелись бы шашлыка после пяти голодных дней – внимание медиков было бы обеспечено.
Подобные предложения выглядят провокационными. Можно было бы относиться к ним скептически, если бы они не содержали реальной угрозы жизням людей.
Как рассказал корреспонденту “РГ” гендиректор федерального предприятия “Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ” Олег Алексеев, которому пришлось вести переговоры с ростовскими голодающими, данный трудовой спор мог разрешиться с меньшим резонансом и меньшим ущербом.
-Просто изначально Федерация профсоюзов авиадиспетчеров выбрала один-единственный способ общения с работодателем – забастовку и резонанс в СМИ,-говорит Алексеев.- Никакими переговорами, как они говорят, они себя не утруждают.
По мнению Алексеева, протестующим следовало бы думать не только о себе, но и возможностях предприятия. Он пока даже не представляет, где будет брать средства на резкое повышение зарплат. “Если они хотят большие зарплаты, значит, нам придется полностью прекратить модернизацию, - уверен гендиректор, - или урезать социальный пакет. Лишних денег у предприятия нет”.
-Голодовка-не наш метод,-прокомментировала конфликт секретарь Федерации независимых профсоюзов России Галина Стрела. –Всеми правдами и неправдами мы будем отговаривать людей от голодовки. Других способов, что ли, мало?
По словам Стрелы, в России действительно почти не работают ни коллективные договоры, ни трудовой арбитраж. Но причина этому “плохое” трудовое законодательство, а правовая безграмотность работников и профсоюзов. Да, сегодня проще и быстрей добиться желаемого, устроив забастовку или голодовку и вызвав общественный резонанс. Вести кропотливые переговоры с работодателем, обращаться при необходимости за поддержкой в трудинспекцию, прокуратуру, трудовой арбитраж требует куда больших усилий и знаний. Но, по мнению Стрелы, если бы каждая профорганизация в России сама знала и соблюдала ТК, речь о голодовках бы не шла.
Елена Домчева
“Российская газета” № 129 от 17.06.05
|