title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   



Общественное объединение СУТЯЖНИК

Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ

Увольнениям ~V нет!

Свободный профсоюз НАБАТ




Рейтинг ресурсов УралWeb

2006-03-01

      В «конвертах» платим и платить будем
Бизнес снова мечтает урезать соцналог

БИЗНЕС НАСТАИВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШЕМ СНИЖЕНИИ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА. ОБ ЭТОМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ РОССИИ (КСОРР) и «ДЕЛОВОЙ РОССИИ» ЗАЯВИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ «КРУГЛОГО СТОЛА».
«Круглым», впрочем, заседание не получилось: свою точку зрения высказала только одна сторона — работодатели. Мнения профсоюзов, а также социально-экономического блока в правительстве услышать не удалось, их представителей на встрече просто не было.
Впрочем, депутат от фракции единороссов Владимир Груздев успокоил: в Госдуме сформирована рабочая группа по реформе соцстраха. И именно ей предстоит найти баланс интересов работников, бизнеса и государства.
Нынешняя дискуссия стартовала на фоне общего недовольства результатами прошлогоднего снижения ставки единого соцналога. Итог: во-первых, обострился дефицит Пенсионного фонда, который теперь закрывается вливаниями из бюджета. Причем недостача грозит нарастать с каждым годом. Во-вторых, обещанного вывода из тени «левых» зарплат, по большому счету, так и не случилось. Хотя именно легализация зарплаты и была одной из основных целей и пенсионной реформы, и снижения ЕСН.
Теперь, похоже, чиновники соображают, что делать дальше. Во всяком случае, недавно Михаил Зурабов сообщил (не конкретизируя), что в возглавляемом им Минздраве готовят пред¬ложения по снижению дефицита пенсионной системы. Но трогать соцналог, похоже, не собираются. Более определенно высказался о возможном снижении ЕСН статс-секретарь — замминистра финансов Сергей Шаталов: вряд ли ставка изменится в ближайшие два-три года, поскольку окончательные оценки ставить рано, нужно посмотреть, как пойдет дело дальше.
Что касается бизнеса, тут позиция четко определена уже не первый год: нагрузка на фонд оплаты труда слишком велика, и после уменьшения ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов облегчения не наступило. По мнению лидера «Деловой России» Бориса Титова, от снижения соцналога выиграли только крупные предприятия, а они и до того платили «вбелую» (просто потому, что всегда на виду и под прицелом у фискальных органов). «Идет серьезный «накат» на бизнес, — заявил г-н Титов. — Мол, никакой социальной ответственности, поступления во внебюджетные фонды упали, пенсии платить нечем. Но надо отдавать себе отчет, что 280 миллиардов рублей, которые не поступили в федеральный бюджет из-за снижения ЕСН, оказались в руках крупных компаний, увеличили их прибыльность. А средний и малый бизнес ничего не выиграл».
Чтобы заинтересовать «середняков» в легализации зарплат, считает Титов, нужно продолжить снижение ставки соцналога для предприятий с оборотом до 1,5 млрд. рублей в год до 15 процентов. А «крупнякам» можно временно оставить прежний порядок. Потери бюджета, даже если снова никто не захочет «обеляться», по прикидкам «Деловой России», составят 65 млрд. рублей, которые «можно закрыть из других источников».
Словом, Борис Титов уверен: бизнес «обеляться» уже хочет, но только на новых условиях. Сегодня же средней по доходам фирме вылезать из тени невыгодно (по оценке «Деловой России», «конвертируется» сегодня каждый третий выплаченный рубль). Впрочем, председатель КСОРР Олег Еремеев не стал поддерживать такие радикальные настроения и настаивать на конкретных цифрах. Он попытался повернуть разговор на тему, которую не единожды и в разных аудиториях уже озвучивал. Главное — модернизировать всю систему соцстраха. Сегодня, сколько бы вы ни платили, размер страхового возмещения (например, оплата по больничному листу) жестко ограничивается. Так что наше социальное страхование таковым, по сути, не является.
Кроме того, социальные фонды несут большую нестраховую нагрузку, и от таких расходов нужно освобождаться. И вообще, сегодня система устроена так, что соцналог, который уплачивает предприятие за каждого работника, «размазывается» и на неработающее население. Между тем, настаивают работодатели, это — сфера ответственности не бизнеса, а государства, и вся социальная защита стариков, детей и неработающей части взрослого населения должна финансироваться из бюджета.
В принципе такая позиция отвечает интересам не только работодателей, но и работников. Кто же будет возражать против того, чтобы получить от страховой системы ровно столько, сколько он сам, со своих заработков, туда вложил, не делясь при этом с «сирыми и убогими». Конечно, работнику должно понравиться и нормально организованное дополнительное медицинское страхование. (Кстати, к нему, как и некоторым видам социального страхования, например, от несчастных случаев на производстве, работодатели предлагают подключить частный бизнес.) И, действительно, нелогично, когда компании, полностью обеспечивающие своих сотрудников медицинской страховкой, все равно параллельно оплачивают еще один платеж — в систему обязательного медицинского страхования.
Все это так. Но как быть при этом с «иждивенцами», которые еще — или уже — не зарабатывают, а в медицинской помощи нуждаются?
По мнению Олега Еремеева, новые правила игры можно распространить только на тех, кто начинает трудовую карьеру, а все остальные по-прежнему будут вариться в общем «солидарном» котле. А Владимир Груздев, в свою очередь, заметил, что при грамотной бюджетной политике подобные проблемы легко разрешимы, деньги у государства сегодня есть.
Оформятся ли предложения, высказанные работодателями, в конкретные законопроекты и в каком виде? Владимир Груздев, который будет координировать рабочую группу в Госдуме, ушел от прямого ответа. Он лишь сообщил, что сейчас первая задача — собрать мнения и предложения всех сторон, а уже потом переходить к более конкретному их обсуждению и поискам оптимального решения.

Как рос дефицит в Пенсионном фонде из-за снижения ЕСН
В1999—2000 годах фонд работал с профицитом.
В 2002 году дефицит — 2 млрд. руб.,
в 2003-м - 13 млрд. руб.,
в 2004-м - 33 млрд. руб.,
в 2005-м, после снижения ставки ЕСН на 10 пунктов, дефицит ПФ вырос до рекордных 182 млрд. руб.
В 2006 году, по прогнозу Минфина, дефицит составит
73 млрд. руб.,
в 2007 году - 72-79 млрд. руб.,
в 2008 году - 154-157 млрд. руб.


Ирина Невинная
"Россиская газета" № 41 от 01.03.2006 г.


  Diaspora*


Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (по желанию):

Ваш комментарий:



Введите буквы и цифры с картинки (защита от спам-роботов):

     

Подписаться
на рассылку

Списки рассылок:
email адрес:

Пароль

подписаться
Отказаться от подписки

Если Вы забыли свой пароль в данной рассылке нажмите кнопку внизу и мы вышлем его Вам по почте.

 



Архив новостей