Решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 14 марта 2001г. по иску Ломовцевой Елены Николаевны к МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска и по иску Ломовцева Александра Владимировича к МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» о предоставлении дополнительных отпусков
14.03.2001
Суд: Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2001г. Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Царегородцевой Л.Л. при секретаре Волковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломовцевой Елены Николаевны к МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска и по иску Ломовцева Александра Владимировича к МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» о предоставлении дополнительных отпусков,
установил:
Ломовцева Е.Н. работала в Автобусном предприятии № 4 МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» ( далее МОАП) с 22.07.97. по 03.01.01, кондуктором. Ломовцев А.В. работает также в АП-4 МОАП водителем с 04.08.97. по настоящее время. Решениями комиссии по трудовым спорам Ломовцевым отказано в предоставлении дополнительных отпусков путем присоединения их к отпускам в 24 рабочих дня.
Истцы обратились в суд с иском о предоставлении дополнительных отпусков за вредные условия труда, мотивируя тем, что администрация неверно производит расчет времени ежегодных отпусков, включая во время ежегодного отпуска в 24 дня и время дополнительного отпуска в 12 (Ломовцеву А.В.) и 6 (Ломовцевой Е.Н.) рабочих дней по принципу поглощения, а не присоединения. В связи с чем просят обязать ответчика предоставить им дополнительные отпуска за весь отработанный период: Ломовцевой Е.Н. в количестве 18 рабочих дней (за три отработанных года), а Ломовцеву А.В. - 36 рабочих дней (за три отработанных года). В связи с увольнением Ломовцевой Е.Н., она изменила свои требования, просит взыскать денежную компенсацию за 18 дней неиспользованных дополнительных отпусков.
В судебном заседании истцы и их представитель Бикбаева О.В. полностью поддержали требования, в обосновании которых суду пояснили, что должности кондуктора и водителя автобусов относятся к категории должностей с вредными условиями труда, в связи с чем обе должности включены в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Поскольку законодательством минимальная продолжительность основного отпуска определена в 24 рабочих дня, а дополнительный отпуск должен присоединятся к основному, а не поглощаться, то просят обязать администрацию МОАП предоставить Ломовцеву А.В 36 рабочих дней оплачиваемого отпуска за проработанный им период, т.е. с 04.08.97., а в пользу Ломовцевой Е.Н., поскольку 03.01.01. она уволена, взыскать денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска за период с 22.07.97. по день увольнения в размере 18 рабочих дней.
Представитель ответчика - Горская И.П., действующая на основании доверенности, требования истцов не признала, суду пояснила, что предоставление дополнительных отпусков путем присоединения к основному отпуску в 24 дня (полностью или частично) возможно при наличии производственных и финансовых возможностей. В законодательстве имеются разные толкования о том, с каким отпуском должен суммироваться дополнительный отпуск. Кроме того, полагает, что истцами нарушен досудебный порядок урегулирования трудовых споров, поскольку до 2000г. они обращались в КТО по вопросу отпусков. Просит в исках истцам полностью отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Президиума Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 25 октября 1974г. № 298/ П-22 утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, которым кондукторам автобусов предоставляют 6 дней дополнительного отпуска, а водителям автобуса регулярных линий, в том числе и заказных - 12 дней.
Указанные отпуска за вредные условия труда предоставляются сверх ежегодных основных отпусков, предусмотренных действующим законодательством.
До 1 января 1971 г . минимальная продолжительность отпуска составляла 12 дней, а затем была увеличена до 15 дней и на момент принятия вышеуказанного постановления составляла 15 дней. Законом РФ от 06.10.92. «''О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» изменена ст. 67 КЗоТ РФ в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и с этого времени она стала составлять 24 рабочих дня.
В судебном заседании установлено, усматривается из личных карточек истцов и приказов о приеме истцов на работу, что они имеют право на дополнительные отпуска за вредные условия труда, при этом Ломовцева Е.Н., как кондуктор автобуса имеет право на 6 дней дополнительного отпуска ежегодно, а Ломовцев А.В., как водитель рейсового автобуса на 12 дней дополнительного отпуска ежегодно.
При этом доводы представителя ответчика о том, что истцы не обращались по вопросу о предоставлении им Дополнительных отпусков до 2000г., поэтому ими нарушен порядок досудебного разрешения спора, суд находит неубедительным и не обоснованным, поскольку из представленных решений КТС, которые у суда сомнений не вызывают, сторонами не оспариваются, усматривается, что истцы обращались в КТС сразу по вопросам предоставления им дополнительных отпусков за все отработанных три года, что не противоречит законодательству. При этом срок для обращения с иском в суд истцами не пропущен. Поэтому суд находит возможным рассмотреть данный спор в пределах заявленных исковых требований.
Доводы представителя ответчика о предоставлении дополнительного отпуска сверх основного ежегодного отпуска в 15 дней и на право работодателя на предоставление дополнительного отпуска сверх 24 дней при наличии финансовых и производственник возможностей не состоятельны, поскольку не основаны на законе.
Поскольку Ломовцева Е.Н. 03.01.01,. уволена, то в соответствии со ст. 75 КЗоТ РФ суд находит ее требования о взыскании денежной компенсации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Т.к. Ломовцева Е.Н. в МУП «МОАП» работала кондуктором с 22.07.97. по 03.01.01. то в ее пользу подлежит взысканию денежная компенсация за 20 рабочих дней, т.е. пропорционально отработанному времени, исходя из 6 рабочих дней за один полный год.
Ломовцев А.В. работает в МУП «МОАП» водителем с 04.08.97. поэтому ему следует предоставить 36 рабочих дней дополнительного отпуска сверх 24 дней ежегодного отпуска, исходя из 12 рабочих дней дополнительного отпуска за каждый проработанный год.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 191-194, 197, 203 ГПК РСФСР, суд
решил:
Исковые требования Ломовцевой Елены Николаевны и Ломовцева Александра Владимировича удовлетворить.
Обязать МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» предоставить Ломовцеву Александру Владимировичу в 2001г. дополнительные оплачиваемые отпуска за 1997-2000 гг. в количестве 36 рабочих дней.
Взыскать с МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» в пользу Ломовцевой Елены Николаевны денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска за период с 22.07.97. по 03.01.01. в количестве 20 рабочих дней.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.