Пояснительная записка
к проекту федерального
закона
"О внесении изменения в
статью 5 Федерального закона
"О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы
независимы в своей деятельности, в том числе и от работодателей, а в
соответствии с Конвенцией № 98 Международной организации труда (МОТ)
организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться
надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг
друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность
организаций и управление ими. Как правило, интерес к такому
вмешательству имеет место со стороны работодателей.
Во многих странах за независимостью профсоюзов следит государство. Это
обычно тщательно проверяется при осуществлении их государственной
регистрации. В некоторых странах независимость профсоюзов от
работодателей обеспечивается на законодательном уровне. Например, в
Канаде и Дании руководителям предприятий всех уровней запрещено входить
в профсоюз, объединяющий рядовых работников. А в законодательстве США
установлено, если профсоюз включает в свой состав лиц, относящихся к
администрации предприятий даже самого низового звена, он не вправе
выступать представителем работников в коллективных переговорах. Однако
в большинстве стран в уставах самих профсоюзов предусмотрена норма о
запрете приема в профсоюз административных работников предприятий. В
результате нигде, кроме постсоветских стран, нет профсоюзов, в которых
вместе с рядовыми работниками находятся административные работники. И
это является основной гарантией независимости профсоюзов. Более того,
нельзя называть профсоюзом организацию, в которой работодатели (их
представители) состоят вместе с остальными работниками.
К сожалению, в России по настоящему независимые профсоюзы находятся еще
в зачаточном состоянии. При этом следует иметь в виду, что Федерация,
так называемых, Независимых Профсоюзов России (ФНПР), исходя из
вышесказанного, объединением профсоюзов не является. Профсоюзы же в
России необходимы, так как они выполняют очень важные социальные
функции. Даже можно заявлять, что без наличия независимых профсоюзов
невозможно нормальное социально-экономическое развитие общества. Их
роль видится не только в защите прав и интересов наемных работников, во
влиянии на экономическое развитие общества, но и в создании
гражданского общества, в структуре которого профсоюзы должны являться
одним из основных институтов.
Надеяться на реформирование профсоюзов, входящих в ФНПР, в целях
превращения их в независимые профсоюзы путем включения в уставы нормы о
запрещении приема административных работников предприятий смысла нет.
Следовательно, этот основной признак независимости профсоюзов
необходимо ввести законодательным путем.
Таким образом, данный законопроект внесен в целях создания условий для
формирования в России независимых профсоюзов. Он предусматривает, что
не могут состоять в одном профсоюзе работники и лица, осуществляющие в
трудовых отношениях права и обязанности работодателя, в том числе и те
из них, кто одновременно относится к категории работников. Например,
начальник цеха, как правило, осуществляет отдельные права и обязанности
работодателя. Но одновременно он является и работником, если с ним
заключен трудовой договор. При этом в тексте законопроекта применяются
понятия, используемые в Трудовом кодексе РФ. После реализации данного
предложения можно будет отказаться от применения в наименовании
профсоюзов слово "независимый", так как любой профсоюз по определению
должен быть независимым.
|