Доклады круглого стола «Охрана труда на предприятиях в условиях снижения нормативов и стандартов защиты трудящихся от воздействия вредных факторов на производстве»
28 апреля 2003 г .
г. Екатеринбург
ЛЬГОТНАЯ ПЕНСИЯ КАК ОДНА ИЗ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ
Среди гарантий в сфере охраны труда выделяется блок гарантий для работников, работающих во вредных условиях труда. Сюда относятся дополнительные отпуска, спецжиры, доплаты и надбавки. Одной из таких гарантий является право на льготное получение пенсии.
И ранее действовавший закон «О государственных пенсиях в РФ», и закон «О трудовых пенсиях» содержит положение, согласно которому лица, проработавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах имеют право на назначение пенсии по достижении возраста 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин), при наличии специального стаж 10 лет и 7 лет 6 месяцев и общего стажа соответственно не менее 20 и 15 лет. Перечень таких профессий содержит список №1 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Совета Министров СССР.
В случае же, если человек проработал на работах с тяжелыми условиями труда (что соответствует списку №2), то он вправе выйти на пенсию только 5 лет спустя, соответственно для мужчин это 55 лет, для женщин - 60 лет. Кроме того, для получения льготной пенсии в этом случае требуется больший специальный стаж (на 2,5 года), т.е. не менее 12 лет 6 месяцев мужчинам и 10 лет женщинам и общий стаж соответственно увеличивается на 5 лет (не менее 25 и 20 лет).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 были утверждены списки производств, работ, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. При этом, часть профессий была перенесена из первого списка во второй (в частности оператор загрузки конвертора на горячем участке, при этом фактически условия труда не изменились.
Сложилась ситуация, когда люди, работавшие по первому списку и рассчитывавшие выйти на пенсию в 50 лет с удивлением узнавали, о том, что теперь им придется с выходом на пенсию повременить и поработать еще 5 лет.
5 ноября 2002 г . было принято определение Конституционного суда РФ по аналогичной ситуации. Заявитель был занят на производстве с особо опасными условиями труда. Когда он устраивался на работу, его ознакомили с правом выйти на пенсию при наличии шестилетнего стажа работы по данной специальности. Во время его работы законодательство изменилось и для того, чтобы выйти на пенсию, ему необходимо было отработать еще несколько лет. Мировой судья судебного участка №1 Озерского района отказал в иске об обязании оформить документы для назначения пенсии и взыскании невыплаченной пенсии, мотивируя изменением законодательства и невыполнением истцом в полной мере требований закона. Озерский городской суд Челябинской области оставил решение в силе. Прокуратура Челябинской области и председатель Челябинского областного суда не нашли оснований для опротестования судебных актов.
Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции норму закона «О государственных пенсиях в РФ», в той мере, в которой положение, увеличивающее размер стажа работы для выхода на пенсию касается лиц, у которых право на получение пенсии возникло до вступления в силу нового закона.
При этом Конституционный суд РФ исходил из следующего.
Государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение.
Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа (выполнением указанных работ), как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Проработав определенный период в производстве с особо вредными условиями труда и приобретя тем самым специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии на льготных условиях, работник может поменять место работы либо вообще оставить работу, если он имеет необходимый общий трудовой стаж. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, независимо от характера их занятий ко времени обращения. Применительно к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда это означает, что гражданину, у которого есть необходимый для назначения пенсии трудовой стаж (общий и специальный), но который прекратил работу, не достигнув соответствующего пенсионного возраста, она назначается по достижении этого возраста.
Таким образом, в случае, если право на получение пенсии у гражданина возникло до изменения условий ее реального получения, на гражданина распространяются нормы того законодательства, на основании которого у него возникло право на пенсию.
Но данное определение Конституционного суда РФ смягчает, но не снимает саму проблему. Пенсионные отношения имеют длящийся характер. Допустим, человек начал работать при одном законе, рассчитывая на получение пенсии в 50 лет. Впоследствии законодательство изменилось, и право было утрачено. Проблему усиливает еще и то, что не каждый человек обладает правовыми знаниями, отслеживает изменения в законодательстве и о том, что на пенсию он может выйти только в 55 лет он узнает, как правило после обращения за ней.
С одной стороны, право на льготную пенсию является одной из гарантий в сфере охраны труда. Уменьшение правовых гарантий является существенным изменением условий труда конкретного работника, о чем он должен быть извещен работодателем под роспись. Кроме того, в обязанности администрации входит информирование работников об условиях и охране труда. С другой стороны такое изменение не зависит от работодателя и у него отсутствует обязанность знакомить работника с действующим законодательством.
Таким образом, у работника отсутствует возможность, узнав об отмене льготы, сменить работу на ту, где льготные условия труда сохраняются.
Гузева Елена Витальевна,
председатель Общественного фонда «Правоборец»
|