title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb


Доклады круглого стола

«Охрана труда на предприятиях в условиях снижения нормативов и стандартов защиты трудящихся от воздействия вредных факторов на производстве»

28 апреля 2003 г .

г. Екатеринбург

Правительство экономит на пенсионерах, которые заслужили уважение и заботу со стороны государства

Статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гарантирует право каждого работника, который трудился на работах с вредными (Список №1) и тяжёлыми (Список №2) условиями, на досрочное назначение трудовой пенсии. При этом граждане, отработавшие половину срока, установленного по какому-либо списку, также может рассчитывать на досрочную пенсию.

В моле 2002 года Правительство РФ приняло Постановление ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ: НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27 И 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Именно этим постановлением Правительство решило сэкономить средства бюджета, устанавливая ограничение для работников, работавших на работах с тяжёлыми условиями труда (Список №2), но не полный льготный стаж (менее К) лет).

Суммирование периодов работ, по общему правилу, происходит следующим образом: к имеющемуся стажу по одному списку прибавляется стаж работы по другому списку, независимо от того, сколько времени человек проработал на данных работах. Однако, в соответствии с п.п. 2 п. 3 данного Постановления, существует исключение и i этого правила: к работам по Списку №2 не может быть прибавлен иной период работы по другим Спискам, если по Списку №2 нет полностью отработанного льготного стажа, т.е. если человек не отработал на работах в тяжёлых условиях труда 12 лет 6 месяцев мужчины ( 10 лет - женщины).

Таким образом, Правительство РФ решило экономить за счёт той категории пенсионеров-льготников, которая является самой многочисленной.

К нам обратилась гражданка Кулёмина с просьбой помочь ей отстоять своё право получения пенсии на льготных условиях, так как Комиссия по назначению пенсий отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального трудового стажа. Основанием такого отказа явился п.п. 2 п. 3 данных Правил, согласно которому стаж работы Кулёминой в горячем цехе (Список №1) 3 года 6 месяцев не может быть суммирован со стажем её работы по профессии гальваник (Список №2) 5 лет 2 месяца, а значит, она не имеет специального стажа 8 лет. Но, эта женщина, работая в тяжёлых условиях, надеялась досрочно выйти на пенсию, в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ», который действовал до декабря 2001 года. А получив такой ответ, пришла в полное отчаяние, почувствовав себя обманутой и покинутой.

Нами была составлена жалоба в Верховный суд РФ о признании несоответствующим федеральному законодательству п.п. 2 п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Основными доводами незаконности данного подпункта Правил явились:

1. статья 39 Конституции РФ устанавливает, что «государственные пенсии и социальные пособии устанавливаются законом», ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также гарантирует, что ограничение права граждан может осуществляться только на основании федерального закона.

Согласно ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным ФЗ, изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

Таким образом, положение Правил по существу противоречит Конституции РФ и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

2. Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условии установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могли издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Оспариваемым пунктом, лишающим заявителя возможности получения пенсии. Правительство РФ не определяет порядок реализации права, а вмешивается в установление права на пенсию. Таким образом, Правительство РФ превысило полномочия, данные ему законом.

3. Введя ограничение только для одной категории пенсионеров-льготников, а именно лиц, не выработавших полный рабочий стаж на работах с тяжёлыми условиями труда. Правительство РФ тем самым нарушает принцип равенства граждан перед законом. Поскольку, если бы Кулёмина была машинисткой трактора в с\х (Список №3) и не имела полного льготного стажа, то ей бы сложили не полный стаж в горячем цехе и не полный стаж по профессии машинистка трактора в с\х, так как ограничения для данной категории пенсионеров-льготников не предусматривается, как и для других по 11 Спискам.

Таким образом, Правительство РФ поставило в неравные условия работников, имеющих одинаковые права.

Жалоба гражданки Кулёминой была принята для рассмотрения Верховным судом РФ, представлять в Москве интересы заявительницы выезжал наш коллега. Однако. Правительств РФ в лице своих представителей попросили суд отложить рассмотрение дела на два месяца для того, чтобы подготовиться. Наверное, испугались реальной возможности проиграть данное дело, а значит выплатить пенсию не только Кулёминой, но и всем несостоявшимся пенсионерам. А это огромная сумма. Ведь Правительство РФ сегодня экономит на каждом неудавшемся пенсионере 2000 руб. в месяц, за 1 год - это 24 000 руб., а за пять лет - это 120 000 руб. А сколько таких неудавшихся пенсионеров в РФ?

Мы уже наблюдаем за последствиями применения этих правил. К нам в общественные приёмные приходят люди, которые как Кулёмина оказались «за бортом», хотя честно работали, тратили своё здоровье на работах с тяжёлыми условиями труда, а государство вновь ограничило социальные гарантии, решив экономить на самых беззащитных и «уставших» членах своего общества.

В последнее время возникла нехорошая тенденция, государство всё чаще начинает экономить именно на социальных гарантиях граждан, хотя в соответствии со 7 Конституции РФ Российская Федерация - провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Всё это органы государственной власти делают для прикрытия дефицита бюджета, пытаются изыскать средства, путём ограничения прав и гарантий той категории населения, которая в первую очередь нуждается в предоставлении социальных гарантий, ведь именно от социальной помощи государства зависит благополучие этих людей.

Гражданка Кулёмина и другие такие же работники могут надеяться только па решение Верховного суда РФ, который поймёт всю сложность и неоднозначность ситуации. С одной стороны на лицо явное нарушение прав работников на получении справедливой пенсии. С другой стороны, огромные деньги. Если удовлетворить жалобу заявительницы, то встанет вопрос о том, где брать деньги на выплату пенсии не запланированным пенсионерам.

Проблема острая и требует внимательного изучения и обсуждения, поскольку её решение касается огромного числа граждан, которые всё же надеются на лучшее и нельзя вновь разочаровать их.

 

Козлова Наталья Александровна,

юрист «Консультативного Совета

региональных профсоюзных объединений»