title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   



Общественное объединение СУТЯЖНИК

Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ

Увольнениям ~V нет!

Свободный профсоюз НАБАТ




Рейтинг ресурсов УралWeb

2006-06-02

      Шахтер «сломал» практику Пенсионного Фонда по отказам
в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Не секрет, что одним из стимулов для работы взрывником, проходчиком или забойщиком шахты является то, что данные профессии насколько вредны и опасны, настолько и льготны. Однако на протяжении четырех лет Пенсионный Фонд РФ лишал шахтеров права выхода на заслуженный отдых, необоснованно отказывая им в назначении досрочной пенсии по старости, вынуждая их «гробить» свое здоровье понапрасну.

С вступлением 01.01.2002 года в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в пенсионном законодательстве образовалось достаточно много пробелов, которые негативно сказываются на реализации гражданами своего права на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции РФ.
Так, например, Закон не содержит четкого положения о сложении трудового стажа по различным профессиям для получения досрочной трудовой пенсии по старости. Органы Пенсионного Фонда РФ, пользуясь некоторой недосказанностью в законодательстве, путаются трактовать его в свою пользу – отказ работникам в назначении пенсии.
Житель Североуральска, отработав на шахте 26 с небольшим лет, обратился в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако получил отказ на том основании, что законодательством не предусмотрено сложение трудового стажа по «ведущим» и «неведущим» профессиям.
Согласно законодательству о трудовых пенсиях, существовавшему до принятия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», существовал ряд профессий, определенный трудовой стаж по которым давал право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не зависимо от возраста. К таким профессиям были отнесены, в первую очередь, профессии дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Для этого существовало несколько Списков (например, Список № 481), в которых содержались профессии, стаж по которым давал право на досрочную пенсию по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Согласно п. 16 Постановления Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях. Таким образом, вопрос назначения досрочной трудовой пенсии по старости упирался в применение Списка профессий и должностей – если интересующая вас профессия содержится в нем, то 25-летний стаж работы по ней давал вам право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Кроме того, все профессии, содержащиеся в Списках, делились на две категории. К первой из них относились четыре профессии: горнорабочий очистного забоя, проходчик, забойщик на отбойных молотках, машинист горных выемочных машин – те, по которым стаж исчислялся в льготном порядке – 1 год за 1 год и 3 месяца. Следовательно, при общем требовании необходимого стажа – 25 лет, – фактически надо было отработать лишь 20 лет, которые при пересчете на льготный порядок давали необходимые 25. Все остальные профессии относились ко второй категории, стаж по которым исчислялся в календарном порядке.
Принимая 01 января 2002 года ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», законодатель также разделил все льготные профессии на две категории. Но в отличие от прежнего законодательства, те профессии, по которым стаж исчислялся в льготном порядке - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин – выделил в категорию «ведущие» и требуемый стаж установил в 20 лет, отменив при этом его льготное исчисление и прямо прописав данные профессии в статье 27 федерального закона. Все остальные профессии – «неведущие» - законодатель не счел нужным перечислять непосредственно в федеральном законе, а просто сослался на уже существовавший ранее Список профессий и должностей.
Таким образом, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» разделил льготные профессии на две категории: «ведущие» 20-летний стаж по которым дает право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, и «неведущие» 25-летний стаж по которым дает аналогичное право.
В связи с тем, что в прежнем законодательстве не существовало понятия «ведущие – неведущие» профессии, то оно и не содержало положений о суммировании стажа по ним. Принимая новый закон «О трудовых пенсиях» и вводя понятия «ведущие - неведущие», законодатель, однако, не предусмотрел возможности суммирования по ним трудового стажа. Пользуясь этим, Пенсионный Фонд РФ в течение более чем четырех лет (с 01.01.2002г.) фактически «отсекал» от общего количества отработанного времени весь период, отработанный работником по профессии, относящейся к какой-либо из категорий, обосновывая это тем, что суммирование стажа по ним не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы… от 11.07.2002 года. Фактически он ставил людей перед выбором: либо 20 лет стажа по «ведущим» профессиям, либо 25 по «неведущим», а то, что шахтер мог отработать по 15 лет по каждой из категорий, и, следовательно, общий стаж равнялся 30 годам, не принималось во внимание.
То есть, отработав до 01.01.02 года по двум различным категориям льготных профессий, работник имел право на суммирование по ним трудового стажа на основании Списков в соответствии с правилами льготного «стажеисчисления». Стаж же после 01.01.02 года не суммировался Пенсионным Фондом с уже сложенным стажем до 01.01.02 года, а фактически суммировался стаж до и после 01.01.02 года только по одной из категорий – «ведущей» (20 лет) либо «неведущей» (25 лет), тем самым, оставался без внимания стаж по другой категории.
09 сентября 2005 года Североуральский городской суд удовлетворил заявление теперь уже пенсионера об обязании Пенсионный Фонд назначить ему пенсию по старости При этом суд прямо прописал, что «из анализа данной нормы (пункт 2 Правил исчисления периодов работы … от 11.07.2002 года) следует, что суммирование подземных работ, которые предусмотрены пп. Н п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» уже заложено в редакции пп.1 п.2 Правил, т.к. подземные работы указаны во множественном числе, а порядок, предусмотренный п. З Правил, регламентирует возможность суммирования работ, предусмотренных разными подпунктами (в разных отраслях, но при одинаковой льготе)».
Таким образом, при определении периода работы по ведущим профессиям до вступления в силу ФЗ № 173 до 01.01.02 года следует суммировать периоды работы в неведущих и ведущих профессиях. А поскольку с 01.01.02 года утратил силу Закон РФ « О государственных пенсиях в РСФСР» и применить порядок льготного исчисления специального стажа нет законных оснований, то с 01.01.2002 года специальный стаж ему должен быть исчислен в календарном порядке. А при определении общего стажа следует стаж по ведущим профессиям после 01.01.02 года суммировать со стажем работы по ведущим и неведущим профессиям до 01.01.02 года.
02 марта 2006 года Свердловский областной суд признал решение законным и обоснованным, оставив кассационную жалобу Пенсионного Фонда без удовлетворения.
Практически сразу после этого состоялось экстренное совещание в отделении Пенсионного Фонда по Свердловской области, на которое Пенсионный Фонд РФ направил для сведения и использования в работе Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.02.2006 года по вопросу исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О Трудовых пенсиях», в котором были приведены нормативные акты, на основании которых Министерство признало право рабочих на досрочную трудовую пенсию.
Данное дело является прецедентным не только для Свердловской области, но и для иных регионов России, поскольку ранее такого успеха добивались только шахтеры Новокузнецка. Шахтерами Североуральска подготовлено уже более 140 ( ! ) обращений за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, автору каждого из которых когда-то было отказано в ее назначении.

Юрист Горлатов А.


  Diaspora*


Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (по желанию):

Ваш комментарий:



Введите буквы и цифры с картинки (защита от спам-роботов):

     

Подписаться
на рассылку

Списки рассылок:
email адрес:

Пароль

подписаться
Отказаться от подписки

Если Вы забыли свой пароль в данной рассылке нажмите кнопку внизу и мы вышлем его Вам по почте.

 



Архив новостей