Трудовой Петербург: бастовать нельзя, работать тоже.
Рабочие завода <Форд> во Всеволжске бастуют уже не в первый раз
В Санкт-Петербурге ноябрь может стать месяцем массовых забастовок.
Представители свободных профсоюзов города собрались под лозунгом <Бастуют все!> и обнародовали свое намерение объявить забастовки в самое ближайшее время. Одна из них - предупредительная на заводе <Форд> - уже состоялась на прошлой неделе. Вслед за <Фордом> бастовать собираются еще несколько крупных предприятий города.
Профсоюзные лидеры подчеркивают, что масштабные акции протеста не приурочены к выборам. О том, что же заставляет сразу несколько питерских предприятий готовиться к забастовке, говорит профсоюзный юрист, председатель общественной организации <Петербургская эгида> Римма
Шарифуллина:
<Есть общеэкономическая тенденция - усиление, раскручивание инфляции.
Заработная плата на предприятиях стала существенно отставать. И люди, может быть, не могут это на цифрах показать, но в целом, не сговариваясь, начинают ощущать это на своих карманах. Для того чтобы заработать на семью, они много работают сверхурочно, и их жизнь состоит только из работы. Слава богу, профсоюзы стали выходить, требуя повышения заработной платы>.
Завод <Форд> во Всеволожске уже объявил предупредительную забастовку в ночь с 6 на 7 ноября, но вынужден был пустить конвейер на несколько часов раньше по решению суда, признавшего акцию незаконной. Если профсоюзы не договорятся с администрацией, рабочие возобновят стачку через 20 дней. Почтовики тоже в октябре проводили пробную акцию, закончившуюся увольнением профсоюзных активистов, но если переговоры о повышении зарплат ни к чему не приведут, они также планируют возобновить свою акцию.
13 ноября собираются начать забастовку докеры, правда, администрация Морского порта Санкт-Петербург уже подала в суд на незаконность акции.
Вообще бастовать по закону в России сегодня практически невозможно, говорит Рима Шарифуллина:
<Законных забастовок у нас практически не может быть. Самое главное решение об утверждении требований должно приниматься общим собранием работников либо конференцией. <Форд> - это 2100 человек, и все работают в разные смены. Как можно провести правомочное собрание, как можно собрать конференцию? В любом случае всегда будут проблемы.
Соответственно, эти проблемы будут учитываться в суде, и забастовка будет признана незаконной. Закон так написан>.
Но если даже все забастовки будут признаны незаконными, остается самый простой способ бастовать - работать по правилам. Об этом говорит председатель профсоюза локомотивной бригады железнодорожников Октябрьской железной дороги Аркадий Комиссаров:
<У нас техника разваливается на глазах, и конечно, компании невыгодно озвучивать такие вещи. Они там ищут каких-то террористов и тому подобное. А техника прямо разваливается. Они уже этого не скрывают. Они, правда, говорят, что 80 процентов локомотивного парка у нас выработали свой ресурс. Бывает так, что, допустим, выработала техника, но она работоспособная, просто эксплуатационный срок подошел к концу. А наша техника просто разбита. Мы требуем проведения аттестации рабочих мест, которую работодатели по закону обязаны проводить раз в пять лет, а они ее вообще не проводили>.
То есть если работать по инструкции, то работать вообще нельзя, поясняет Римма Шарифуллина: <Насколько я в курсе, машинист может отказаться вести любой подвижной состав по соображениям нарушения техники безопасности, совершенно на законных основаниях>.
Локомотивщики планируют бастовать с 28 ноября, пройдя все бюрократические согласования, чтобы суд не признал стачку незаконной.
Таким образом, сразу несколько предприятий Петербурга сегодня находятся в состоянии полной предзабастовочной готовности
Татьяна Вольтская (Санкт-Петербург)
10.11.07
|