Вчера рабочие Баранчинского электромеханического завода, что расположен в одноименном поселке Свердловской области, вышли на митинг: на предприятии с сентября прошлого года не выдают зарплату. Предотвратить публичный протест не удалось ни региональному правительству, ни профсоюзу. Между тем на заводе создан совет трудового коллектива, которому администрацией области поручено контролировать финансы прогорающего собственника. Эксперты считают, что таким образом власти пытаются избежать нового Пикалева и канализировать недовольство граждан в русло «борьбы с олигархами».
Долги по зарплате на заводе составили 20,8 млн. руб. Работает на предприятии больше тысячи человек, вместе с семьями они составляют население небольшого уральского поселка.
С тревогой его жители ждут зимы: нечем оплатить ремонт котельной, требующий 8 млн.
Исполнительная власть Свердловской области во главе с председателем правительства Виктором Кокшаровым, побывавшая в конце прошлой недели в Баранче, пообещала вопросы урегулировать, а главное, инициировала создание совета трудового коллектива – с самыми широкими полномочиями, вплоть до контроля за финансовой деятельностью собственников. Хозяйственная ситуация на электромеханическом действительно сложная, по итогам первого квартала нынешнего года, в сравнении с предыдущим, объем производства сократился в четыре раза. С середины июня предприятие частично выведено на простой. Не находят общего языка между собой собственники, добавился кризис, результат – безденежье и рост социальных протестов. Сегодня, сообщает журналистка сайта УРА.Ру Леля Мингалева, на имущество завода наложен арест, и в случае его продажи предприятие умрет. По ее данным, за минувший год здесь даже «забыли» сделать годовую статистическую отчетность.
Кокшаров предложил новорожденному совету не только следить за финансовыми потоками предприятия, но и установить контакт с прокуратурой. А местные правоохранительные органы призвал всячески способствовать борьбе рабочего класса за свои финансовые права.
Между тем в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) не обеспокоены событиями в Свердловской области. Корреспонденту «НГ» сообщили, что в Баранче не происходит ничего экстраординарного: «Предприятие на грани банкротства, но завод не стоит. Они ведь занимаются производством, продают что-то, на завод поступают деньги. Комиссия, состоящая из представителей рабочих и администрации завода, следит за тем, чтобы при распределении этих средств не были ущемлены
права рабочих». Представитель главного профобъединения страны не знал о создании на заводе совета трудового коллектива, наделенного самыми широкими правами, и сообщил, что речь идет, видимо, о ячейке ФНПР, которая много месяцев сотрудничает с собственниками.
По мнению Сергея Беляева, руководителя Уральского профсоюзного центра, советы трудового коллектива «не имеют никакой юридической базы для существования»: «Все, что происходит, – чистой воды пиар руководителей области, которые разбираются с собственниками. Взять советам финансовые потоки на предприятии под свой контроль в принципе невозможно. Есть действующее российское законодательство, которое, во-первых, защищает права собственника, во-вторых, контролирует деятельность юридических лиц. Заложниками данной ситуации становятся работники». Власть, отмечает представитель СОЦПРОФа, «пытается переключить интересы работников на эти процессы, на работодателя, на их карман. У государства достаточно механизмов разбираться с работодателем, но эти механизмы не срабатывают. И тогда самый действенный инструмент – подстрекать работников».
Эксперты «НГ» считают появление на социально-политической карте страны советов трудовых коллективов некой непонятной мутацией. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко говорит о «провинциальном, даже местечковом варианте Общественной палаты»: «С другой стороны, это может быть поиск зародыша «Солидарности», появление которой уже предсказывали. Власть, особенно после Пикалева, всерьез принимает возможность появления независимого рабочего движения. У нее есть два варианта: либо высылать по омоновцу на каждую акцию, либо прибегнуть к гапоновщине. Кроме того, случившееся доказывает, что у
рабочих мало инструментов, чтобы чего-то добиться». При этом недовольство граждан, подчеркивает эксперт, «может быть канализировано против собственников, против кавказцев, потому что среди предпринимателей их полно, против «жидов» – на всякий случай, против всех. Это мы уже проходили. Тем более мы знаем, какое раздражение в маленьких городах, к примеру, вызывают у населения мелкие фермеры».
Причина в том, уверен замдиректора ИМЭМО Евгений Гонтмахер, что «государство у нас деградировало»: «Все его институты стали картонными. А картон разваливается. Казалось бы, заняться проблемой должны профсоюзы. Но это фикция! Они только и могут, что выходить на улицы 1 мая в ритуальных демонстрациях, а потом расходиться и водку пить. Сам Путин говорил о том, что это не полномочия губернатора – разруливать ситуацию между собственниками. Этим должны заниматься объединения работодателей, которые являются очень слабыми, суды, которые не приходят к разумным решениям. Речь идет о кризисе управления, который выливается в нашей стране в кризис государства. И единственное, что остается, – такие ситуации разруливать в ручном режиме».
материалы: Независимая Газета©
1999-2007
|