«Я только и умею, что говорить», — Бернар Тибо, генеральный секретарь французской Всеобщей конфедерации труда
После третьего класса Бернар Тибо бросил школу, чтобы помогать своей сбедной семье. Борьба за права трудящихся стала его призванием. Свободное от профсоюзных дел время 51-летний Тибо проводит экстремально, гоняя на мотоцикле. Сейчас свободного времени у него мало, а экстрима много: вот уже несколько месяцев Тибо возглавляет очередную, но самую ожесточенную борьбу работников против властей Франции
Антон Осипов
Ведомости, 25.10.2010
Вторую неделю во Франции не стихает волна забастовок. Французы возмущены планами правительства увеличить пенсионный возраст с 60 до 62 лет к 2018 г. Их не убеждают доводы о дефиците бюджета, увеличении срока жизни и примеры других стран (Великобритания с 2020 г. поднимет пенсионный возраст для женщин до 65 лет, приравняв к мужскому).
Президент Франции Николя Саркози публично признал, что пенсионная реформа поставила крест на его надеждах на переизбрание. Но намерен настоять на своем. В пятницу сенат Франции утвердил реформу 177 голосами «за» и 153 «против».
Чтобы подтолкнуть власти к отмене этого решения, манифестанты нанесли удар по энергетике. На вчерашний день, под данным ИТАР-ТАСС, они заблокировали деятельность 12 НПЗ страны. Франция уже столкнулась с дефицитом бензина на заправках, только химическая промышленность теряет 100 млн евро в день, передает France-Presse. Потери от блокады улиц, дорог, складов, портов и других объектов еще предстоит подсчитать.
Переговоры профсоюзов и правительства по поводу пенсионной реформы начались 12 апреля 2010 г. А в июне в ход пошли забастовки. Одна из самых могущественных профсоюзных организаций Франции — Всеобщая конфедерация труда (CGT) совместно с другими конфедерациями вывела на улицы несколько сотен тысяч человек. Бернар Тибо — одна из ключевых фигур в этом противостоянии: он делает заявления от лица забастовщиков, координирует работу различных профсоюзов. Его идеи по объединению игроков профсоюзного движения позволили ему в 40 лет встать у руля CGT.
Тибо родился в 1959 г. в Париже. У него есть младшие брат и сестра. Мать не работала, отец трудился лесорубом (журнал L'Express утверждает, что отец подрабатывал и могильщиком), но его доходов не хватало, чтобы прокормить семью. «Мои родители рано давали мне понять, что нуждаются в моей помощи», — вспоминал Тибо на страницах Libération.
Окончив три класса, он бросил школу, чтобы подрабатывать и помогать семье. В 1974 г. он поступил в училище при SNCF — французской железнодорожной компании. Но вовсе не потому, что мечтал работать железнодорожником, объяснял он позже, а потому, что обучение было бесплатным, а учащимся платили стипендию. «Это была независимость и…мопед!» — рассказывал Тибо. Мотоциклы — его страсть. Только рождение детей заставило его купить машину: «Двое [детей] — это слишком много для мотоцикла с коляской».
В 1976 г. Тибо устроился в парижское депо La Villette. Там-то он и увлекся защитой прав трудящихся. Молодых провинциалов селили в общежития для холостяков, куда было запрещено приводить женщин. Тибо потратил годы на борьбу против этого запрета, пишет Libération. В 1977 г. он вступил в CGT и стал уполномоченным комиссии по делам молодежи.
В 1980 г. его избрали секретарем профсоюза депо. А в 24 года он стал секретарем профсоюза железнодорожников железнодорожного терминала Paris-Est. Его звездный час наступил в 1986 г.
Тогда премьер-министр Жак Ширак попытался отобрать льготы у машинистов. Хотя локомотивы давно не топятся углем, а поездные бригады работают в комфортных условиях, их работа считалась тяжелой и они могли уходить на пенсию после 37,5 года непрерывного стажа. Это дорого обходилось госбюджету, пишет журнал «Фокус», к 2006 г. в льготную категорию попадали в общей сложности 1,6 млн госслужащих, ежегодно государство тратило на них 5 млрд евро.
Железнодорожники возмутились, припомнили властям, что поездным бригадам приходится отдыхать в старых вагонах, загнанных в тупики, и многое другое. По стране прокатилась волна забастовок, одним из организаторов которых был Тибо. Впервые с его подачи борьба велась в координации с другими профсоюзами и забастовщиками — не членами профсоюза.
Перед напором трудящихся власти пошли на попятный. Та же тактика скоординированных действий профсоюзов была использована в 1995 г., когда атаку на пенсионные льготы повел премьер-министр Ален Жюппе.
Издание L'Humanité подсчитало, что в 1995 г. было в шесть раз больше забастовочных дней, чем в среднем в период с 1982 по 1994 г.
Транспортная система страны оказалась парализована. Правительству снова пришлось отказаться от своих планов, а Тибо стал героем страны.
В 1987 г. он стал членом федерального комитета профсоюза железнодорожников в рамках CGT. Ему потребовалось 10 лет, чтобы войти в конфедеральный комитет всей CGT. И всего два года, чтобы в 1999 г. на 46-м конгрессе сменить Луи Вианета во главе CGT. Директор Высшего института труда Бернар Вивье в интервью Le Point сказал, что Тибо сумел превратить CGT в полноценного участника переговоров с правительством, который может быть реальной угрозой властям. В 2006 г. CGT поставила символический рекорд. По данным профсоюза, с протестом против «договора первого найма» выступили 3 млн человек. Закон облегчал молодежи поиск работы, но при этом разрешал работодателям не церемонясь увольнять работников моложе 26 лет. По замыслу авторов законопроекта избавленные от лишней бюрократической волокиты и расходов при увольнении работодатели охотно кинутся за новыми кадрами. Но, по мнению самой молодежи, закон делал начинающих работников бесправными. В итоге закон был отменен, а вместо этого фирмам, нанимающим молодежь, стали выплачивать субсидии. Что только в 2006 г. обошлось правительству в 150 млн евро.
«Он не забияка и не любит конфликты» — так отозвался о Тибо в Le Point источник в CGT. Радикальное крыло профсоюза упрекает Тибо в том, что он слишком часто склонен договариваться с капиталистами. Например, во время очередной волны протестов против очередной же пенсионной реформы в 2003 г. Тибо, поддерживая на словах бастующих учителей, до последнего пытался не допустить к участию в забастовке железнодорожников. Высказывался он и за Европейскую конституцию в 2004 г. Но остался в меньшинстве. Большинство французов проголосовали на референдуме «против», так же высказался и совет CGT.
Тибо привык к критике со всех сторон. Самая легкая мишень для насмешек — его шевелюра. «Тибо — наше общее достояние, — иронизировала Le Post в 2007 г. — Ему не место в реальности. Он заслуживает, несомненно, войти в учебники истории, куда ему и пора отправляться». Газета язвила, что Тибо, похоже, умудряется хранить верность как юношеским идеалам борьбы против капиталистов, так и моде того времени на прически. А интернет-журнал Le Mague вообще заявил, что раскрыл тайну, почему Тибо не меняет прическу с 1970-х гг. Мол, профлидер прячет под волосами слишком большие уши.
Есть и более серьезные упреки. Одни обвиняют его в излишнем конформизме и предательстве рабочих, другие, наоборот, утверждают, что он перегибает палку в защите трудящихся. Периодически он получает письма с угрозами, пишет французский интернет-журнал Fluctuat.net. В феврале 2006 г. Тибо обнаружил у себя на пороге отрезанную свиную голову с воткнутым в нее ножом, в июне того же года кто-то взломал его машину, потом был убит его кот. Но, несмотря на все угрозы и критику, Тибо продолжает гнуть свою линию.
CGT считается сейчас самым могущественным профсоюзом Франции. Об этом свидетельствуют проходящие раз в пять лет выборы в суды по трудовым спорам (conseil des prud'hommes). В 2008 г. 34% голосов было отдано за представителей именно этого профсоюза. В 2009 г. Тибо в очередной раз был переизбран лидером CGT, а сейчас стал героем забастовки, которая имеет шансы войти в историю как крупнейшая акция протеста во Франции.
«Ведомостям» не удалось поговорить с Тибо — трубку в офисе CGT вчера брали только охранники, остальные соратники Тибо были задействованы в проведении забастовки.
|