title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   



Общественное объединение СУТЯЖНИК

Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ

Увольнениям ~V нет!

Свободный профсоюз НАБАТ




Рейтинг ресурсов УралWeb

2003-04-05

      Личный иск за отраву

Выиграв беспрецедентные иски в российских судах, трое наших соотечественников решили довести юридическую борьбу с высокими начальниками до победного конца
ВПЕРВЫЕ в истории Карелии суд решил, что в качестве компенсации за потерянное здоровье Дмитрию Кузину Надвоицкий алюминиевый завод обязан выплатить 50 тысяч рублей.
Но на этом, похоже, дело не закончится. Решением судьи Сегежского горсуда Надежды Драшщыной оказались недовольны сразу обе стороны. Представитель Дмитрия продолжает настаивать, что ущерб его здоровью оценивается не меньше чем в 10 миллионов рублей. В свою очередь руководство завода не намерено платить вообще, всячески, отрицая, причастность предприятия к заболеваниям юноши. И истец, и ответчик собираются судиться дальше.
Случай беспрецедентный. До «их пор в России промышленные предприятия никогда не признавали своей ответственности, за нанесенный человеку экологический вред. В Надвоицах, где и расположен алюминиевый завод, загрязнение окружающей среды фтором не вписывается ни в какие нормы отчего многие жители страдают из-за флюроза или хронической фтористой интоксикации - зубы у них сначала чернеют, а потом начинают крошиться.
Скандал, связанный с влиянием вредных веществ на здоровье жителей, разгорелся в Карелии еще в 1996 году - тогда даже было заведено уголовное дело. Но производство по нему в конце концов прекратили - формально «в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности». Неформально - очевидно, потону, что завод не только вредит здоровью, но еще поит и кормит, почитай, все местное население. Градообразующее предприятие, одним словом.
Что же касается Дмитрия Кузина, то из заключения медико-экологической экспертизы, проведенной НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина, и заключения судебно-медицинской экспертизы следует однозначно - заболевание юноши квалифицируется как деструктивная форма флюороза. И причина - избыток фтора в воде и воздухе.
Представитель ответчика, юрист завода Марина Романова, исковые требования не признала. Дескать, нет никакой связи между деятельностью предприятия и потерей здоровья Кузиным. Более того, сообщила, что Надвоицкий алюминиевый завод соблюдает все природоохранные требования, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Да и вообще, взыскивать компенсацию морального вреда с предприятия нельзя, так как заболевание зубов у истца обнаружено в 1989 году, еще до выхода постановления пленума Верховного суда РФ от 20.12.94 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
На заседании суда вспомнили и о том, что в далеком 1954 году, когда стране любой ценой был нужен металл, никто не задумывался о здоровье работников и их семьях. А на предельно допустимые концентрации фтора в воде, воздухе, земле обратили внимание позже, в 70-е, когда произошло массовое отравление детей. Тогдашнее руководство завода устроило несанкционированную свалку отходов насыщенных солями фтора кирпичей в болоте прямо рядом с проходной. А из болота, к несчастью, вытекал ручей прямиком в озеро Узкая Салма - источник воды для всего поселка Надвоицы
Получалось, что 14 лет десятитысячное население травилось через водопровод. А когда у малышей начались обмороки да зубы почернели, забили в колокола. Но поздно. Все дети, родившиеся в этот период, получили страшный диагноз, да еще наложились генные мутации от родителей, бабушек с дедушками, работавшими на грязном производстве целыми династиями. О заболеваемости флюорозом в Надвоицах на суде говорили как о бесспорном факте. Суд решил: иск Кузина удовлетворить частично, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, а в остальной части иска отказать.
Нынешний директор завода Геннадий Нечаев не видит своей вины в случившемся. Он стал директором уже после акционирования. «Мы не в ответе за прежних руководителей», - вторит ему и юрист Марина Романова.
 Вам хочется, чтобы нас закрыли? - заявила по телефону корреспонденту «РГ» одна из работниц завода. - Нас просто замучали всевозможные комиссии. Конечно, такой острой проблемы, как в 80-е годы. нет. Есть страшные последствия той ситуации - накопившиеся годами вредные вещества в земле, деревьях, зданиях.
 Ну, было плохо, - признался корреспонденту РГ Юрий Полежаев, начальник отдела организации медицинской помощи Минздрава Карелии, - но дело-то прошлое. Вроде бы данные последних диспансеризаций школьников терпимые, позвоните-ка лучше в санэпиднадзор.
В санэпнднадзоре республики отказались комментировать ситуацию, посоветовав обратиться в Минздрав.
На заседании суда вспомнили и о том, что в далеком 1954 году, когда стране любой ценой был нужен металл, никто не задумывался о здоровье работников и их семьях. А на предельно допустимые концентрации фтора в воде, воздухе, земле обратили внимание позже, в 70-е, когда произошло массовое отравление детей. Тогдашнее руководство завода устроило несанкционированную свалку отходов насыщенных солями фтора кирпичей в болоте прямо рядом с проходной. А из болота, к несчастью, вытекал ручей прямиком в озеро Узкая Салма - источник воды для всего поселка Надвоицы.
В курсе проблемы оказался карельский экологический фонд «Аристон». Президент фонда Андрей Козлович дает происходящему свою оценку: «Болезнь никуда не делась и продолжает подтачивать здоровье молодежи. У трети детей страдают не только зубы, но и вся костно-мышечная система. Более того, поданным же ПГО «Аэрогеологии», зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций по бензапсрену, канцерогену, соответственно увеличилась опасность и раковых заболеваний. А выход из сложившейся ситуации, утверждают экологи, в реконструкции предприятия в соответствии с экологическими требованиями. Но для этого необходимы немалые средства. Сегодня же используется оборудование, привезенное еще из поверженной Германии в 50-е годы».
Пока обе стороны настроены непримиримо и намерены обжаловать решение суда в судебной коллегии Верховного суда республики. Время для принятия решения есть до 6 апреля.

Елена Шмелева
«Российская газета» 04.04.03


  Diaspora*


Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (по желанию):

Ваш комментарий:



Введите буквы и цифры с картинки (защита от спам-роботов):

     

Подписаться
на рассылку

Списки рассылок:
email адрес:

Пароль

подписаться
Отказаться от подписки

Если Вы забыли свой пароль в данной рассылке нажмите кнопку внизу и мы вышлем его Вам по почте.

 



Архив новостей