Президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России Сергей Ковалев: Если нам не повысят зарплату, мы объявим голодовку!
На сайте Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России появился комментарий Сергея Ковалева по поводу предстоящей акции протеста.
Чтатайте http://www.fatcurus.ru/press.htm
Только что вернувшийся из Калининграда Сергей Ковалев дал 2 июля пресс-конференцию в "Комсомолке". Темой ее стала забастовка авиадиспетчеров.
- В Калининграде коллектив в течение двух суток проводил собрание, которое было начато 30 июня. Это собрание было объявлено во всех организациях профсоюзов авиационных диспетчеров по всей России. Сегодня это собрание приостановлено не потому, что проблемы решены, а мы просто договорились с одной задачей, что нужно решать проблемы вместе, проблемы общие у всех авиадиспетчеров. Для решения этих проблем в адрес Минтранса направлено обращение: по каким вопросам, как решать. Все предложения обозначены. В случае не решения проблем 13 августа будет проводиться общая акция протеста. И в этом ключе коллеги из Калининграда приостановили начавшееся собрание, которое имело бессрочный характер. Направленное Минтрансом руководство приехало, ничего не предложив, не дав никаких предложений коллективу, никаких перспектив. Их поездка носила чисто символический характер. Они выполнили задачу, поставленную руководством Минтранса, но не выполнили требований коллектива не только калининградцев, но и всех авиадиспетчеров.
Проблема в целом в системе. Если президент заявляет о том, что ему стыдно за нищету нашего населения, то нищий авиадиспетчер - это показательно для такого государства. Он сидит и управляет таким потоком воздушных судов не только российских, но и иностранных. И если кому-то заработная плата 8 тысяч покажется довольно солидной по сравнению с заработной платой учителя, то я бы не стал сравнивать бюджетные организации с предприятиями, которые обеспечивают себя полностью за счет собственных заработанных средств.
Госкорпорация по обслуживанию воздушного движения является таковым предприятием. Ни копейки из бюджета оно не имеет. Все деньги, которые зарабатывают авиадиспетчеры, техники, мы видим, что они направляются не совсем в нужном направлении. Об этом неоднократно заявляли руководству Минтранса, во все инстанции, правоохранительные органы. Мер никаких не принималось. Что касается доходной части, хватает ли денег на наши требования, то следует отметить, что все доходы наших предприятий на 85% составляют от полетов иностранных авиакомпаний. Иностранцы являются донорами нашей авиации. Не только наших предприятий по обслуживанию воздушных судов, а в целом российской авиации. Наши самолеты в наших компаниях летают за 6 долларов, внося оплату за аэронавигационное обслуживание за 100 км пути. Аналогичные типы воздушных судов иностранных авиакомпаний летают за 84 доллара.
(корресп.) - У нас Абрамович купил акции футбольного клуба "Челси". Мы их тоже
покупаем.
- У каждого свой доход, свои возможности.
Когда акция протеста проходит, чиновники начинают обвинять авиадиспетчеров в том, что любое повышение заработной платы авиадиспетчерам приведет к повышению стоимости авиабилетов для пассажиров. И для того, чтобы арбитрами в этом случае выступали пассажиры и все ярлыки навесили на авиадиспетчеров за очередное повышение стоимости авиабилетов. Хочу сказать, что в 97-м году стоимость аэронавигационного сбора на российские компании выросла на 1,3%. В 98 - на 1,5%, когда дефолт был. И с 98 года никакого изменения аэронавигационного обслуживания: как было 180 рублей за 100 км, т.е. 6 долларов, так и платят. Как пассажир за безопасность полетов платил при стоимости билета в 4 тысячи рублей 40 рублей, так и платит в течение 6 лет. И когда нам говорят, что пассажиры страдают от очередного повышения, потому что диспетчерам зарплату дали, это полное несоответствие действительности. В случае если необходимо повысить аэронавигационное обслуживание за труд не только авиадиспетчера за все радиооборудование, которое стоит на воздушных трассах, если даже увеличить эту стоимость в 2 раза, стоимость билетов при стоимости 4 тысячи возрастет на 10 рублей. Каждый пассажир 10 рублей за собственную безопасность готов заплатить сегодня дополнительно к стоимости билета в 4 тысячи? При стоимости билета в 11 тысяч стоимость билета возрастет на 110 рублей. Вот такая арифметика.
- Но кто ее будет выполнять?
- Если вернуться к вопросу хозяйствования госкорпорации наших предприятий, цены на тарифы устанавливает министерство транспорта. Оно ни в какую не желает повышать в течение 6 лет стоимость обслуживания российских самолетов, но при этом производилось повышение в прошлом году на 19,9 для иностранных компаний. Еще раньше на 3,2% для тех же иностранцев. Но это не самое печальное. Самое печальное в том, что минтранспорта распоряжается средствами, которые зарабатывает государственная корпорация по обслуживанию воздушного движения, которая является не бюджетным
предприятием. Куда направить деньги, распоряжается госслужба гражданской авиации.
- Сегодня благодаря тому, что Федерация профсоюзов тоже участвовала в акции, в Калининграде приостановили акцию протеста. По информации агентств, в Вологде авиадиспетчеры начали сегодня акцию протеста. Что там-то?
- И Вологда, и Калининград - это филиалы одного предприятия. Государственного унитарного дочернего предприятия, входящего в Госкорпорацию. И у них один руководитель. От поведения руководителя зависят отношения между работодателями и работниками. Результат этого отношения, результат отсутствия контакта между работодателем и профсоюзами, привел к тому, что сначала в Калининграде, затем в Вологде сегодня началась голодовка. Голодовка, в которой сейчас участвует 20 человек, на привокзальную площадь вышли все 20 человек, проводят пикет. Авиадиспетчеры не отказываются от работы, они продолжают исполнять свои обязанности.
- Это не просто акция протеста, а объявлена голодовка?
- Объявлена голодовка. В Вологде это не первая акция. В ноябре действия руководителя этого предприятия Криворога Владимира Семеновича привели к тому, что авиадиспетчеры в количестве 22 человек отказались от работы, они написали заявление об увольнении. 9 человек из них были уволены. Еще 13, несмотря на заявления, все-таки не были уволены. Но после настояния работников об оформлении документов и невозможности обслуживать воздушное движение прокуратурой Вологодской области Вологодский центр был закрыт. В течение недели не работал. После чего договоренность определенная была достигнута, но уровень оплаты труда – то, почему они вышли на такую акцию, - был оставлен на прежнем уровне.
Хотя директор пытался ее уменьшить. Мы требуем повышения, а директор хотел ее уменьшить. Абсурдная ситуация привела к такому поведению работников. И сейчас они вышли на баррикады. Он пытается снова уменьшить должностные оклады диспетчеров.
- А вот 13 августа, если все останется по-прежнему, что означает акция протеста? Забастовку авиадиспетчерам нельзя объявлять по закону. Самолеты по-прежнему будут летать, ничего не изменится?
- Воздушным кодексом забастовки авиадиспетчеров запретили, это единственная категория работников в России, которым запрещена забастовка цивилизованным путем. И то, что депутаты нас уверяли перед принятием Трудового кодекса о том, что Трудовой кодекс - это тот документ, который все работники, трудящиеся ждут не дождутся, и то, что авиадиспетчеры получат то право, которого они в тот момент не имели, право на забастовку, то авиадиспетчеры в 2001 году в октябре-ноябре выходили на акции протеста двухсуточные, проводили голодовки лишь только потому, что мы знали, чем это закончится.
Результат сегодняшних акций протеста, которые в декабре были и сейчас назначены - это результат принятия Трудового кодекса. Трудовой кодекс такой, что он дает право работодателю делать то, что он хочет. Попытка наладить социальное партнерство, которое прописано в трудовом кодексе, никак не удается.
Но вы говорите: зачем проводить такую акцию? Учитывая, что запрет все-таки остался, мы вынуждены искать различные формы, начиная от голодовки и заканчивая бесконечными продолжающимися собраниями. Это то, что было в декабре: в результате голодовки были закрыты спустя неделю Сургутский центр по управлению воздушным движением на 2 недели, Ханты-Мансийский центр по управлению воздушным движением на 2 недели, Омский центр на 2 суток. Это результат непонимания работодателя того, что все-таки надо договориться на ранней стадии, не доводить людей до акции протеста. Если акция началась, то надо договариваться сейчас, сразу, а не доводить до того, когда этот центр будет остановлен. Акция объявляется для того, чтобы еще раз обратить внимание руководителя, что проблема есть и ее надо решать.
- На 30% требуют повысить авиадиспетчеры заработную плату. сколько это в сумме?
- Для тех же калининградцев это будет дополнительно 2,5 тысячи рублей.
- Общая сумма сколько?
- Что касается 30% - я расскажу, откуда она взялась. В декабре, когда была акция протеста, требование было в 2 раза увеличить заработную плату. Фонд оплаты труда всей госкорпорации, всех работников, включая директорский корпус - 2 миллиарда в год. Если его удвоить, он был бы 4 млрд. руб. в год, при общем доходе в год 10 млрд. рублей. В мировой практике фонд оплаты труда от доходов предприятий по обслуживанию воздушного движения составляет порядка 65-70%. У нас он составляет 20-23%. До мирового стандарта даже в рублевом исчислении мы не дотягиваем. Учитывая вот это соотношение зарабатываемых средств и направляемых на заработную плату, было выдвинуто требование повысить зарплату в 2 раза.
Когда нам сказали, что денег нет, потому что они уже перераспределены на много лет вперед, мы предложили поэтапное увеличение. Давайте сделаем 30% с 1-го января, 30% - с 1-го февраля, 30% - с 1апреля или мая.
Предложения были приняты к рассмотрению. Дальше сделали так: 28,5% с 1-го января сделали повышение, а значительное повышение в 1 полугодии, которое обещалось и в соглашении подписано, не выполнено. Почему цифра 30% сейчас и возникла. А сегодня говорят, что денег нет в связи с тем, что пневмония…
- А как она относится к деньгам Госкорпорации?
- Есть маленький влиятельный аспект этого явления. Корейцы, китайцы в ту сторону летают, количество грузовиков сократилось. А это дополнительные доходы, которые мы могли бы иметь, но не получили - 1 млн. долларов в месяц.
- Сейчас Китай праздновал то, что он исключен из этого черного списка и уже можно возобновлять сообщение с ним.
– Пневмонию в Китае скоро должны вылечить- ведь у нас в Благовещенске и то уже вылечили. И доходы предприятия, если пневмония на это повлияла, должны срочно увеличиться. Поэтому мы предлагаем: давайте увеличим зарплату на 20-30% либо на 10%, исходя из средств, которыми владеет работодатель, но покажем людям, что мы готовы это сделать сегодня, завтра, либо с 1-го августа - люди должны видеть завтрашний день. Но соглашение, которое подписано, оно до сих пор не выполнено. И невыполнение соглашения, если оно было обозначено до 1 июля, мы просто забываем, значит оно считается выполненным. Почему и возникло требование со стороны коллективов, со стороны профсоюзов по составлению подобного графика для повышения зарплаты на 30%.
– Как вы будете выражать свой протест?
- Как вариант – по-калининградски: начавшееся собрание может перейти в продолжительную голодовку. Либо смесь вариантов. И собрание, и голодовка. Либо одна голодовка.
- Если голодовка начнется, кто будет отвечать за ее последствия?
- За последствия голодовки прокуратура нас пыталась привлечь к ответственности в Новосибирске и Омске. В Новосибирске суд вынес решение о признании голодовки незаконной. Новосибирский областной суд, в котором я также принимал участие, отменил это решение, полностью отказал прокурору в его требованиях. Завтра Президиум Новосибирского областного суда по представлению прокурора снова будет рассматривать наше дело.
-все же какова заработная плата, которую вы требуете?
По заработной плате. При заработной плате в Калининграде 7,5-8 тысяч это много или мало? Я обращал внимание на учителей, возможно сравнение с учителями, возможно, это будет больше чем у них. При заработной плате 8 тысяч рублей 30% увеличение - это 2,5 тысячи.
-Сегодня вы вернулись из Калининграда. Следующий ваш маршрут - это Вологда? Прогноз есть какой-то?
- Следующий маршрут в Новосибирск. Завтра на Президиум Новосибирского областного суда лечу.
- А там тоже угроза акции протеста?
- Там собрание провели коллеги 30 июня. Организованно, активно. Те, которые участвовали в голодовке, они провели собрание 30-го, полностью поддержали решение конференции Центрального совета о выдвинутых требованиях. И 13 августа, если перечень вопросов не будет решен, состоится и в Новосибирске, несмотря на то, что там прокуратура попытки применить санкции предпринимала. Завтра со стороны руководства Минтранса поставлена задача провести с нами встречу на уровне замминистра транспорта. Кроме заработной платы у нас ряд вопросов носят нормативный характер. Завтра в 9.30 начало встречи именно по этому поводу.
Нормативная база несколько устарела. Документы, постановления правительства, приказы Министерства гражданской авиации, Постановления правительства СССР. В связи с изменением налогового законодательства и трудового законодательства требуется внесение соответствующих изменений в те прежние нормативные акты. По положению о рабочем времени, по льготам, авиабилетам для всех авиаработников раз в год для пролета в отпуск. Это вопросы, которые были поставлены еще в прошлом году Минтрансу, были намечены конкретные предложения, каким путем решать без каких-либо затрат. Стране это абсолютно ничего не будет стоить – нужен лишь приказ Минтранса, либо дополнения к действующему постановлению правительства РФ, либо дополнения в законодательство. Варианты решения были направлены нами в Минтранс уже давно.
- Кто должен принять решение? Есть несколько структур: Госкорпорация, которая фактически получает деньги за обслуживание, министерство транспорта, которое не получает этих денег, но которое указывает, как их тратить. От кого вы ждете решения?
- От министерства транспорта, учитывая, что сегодня правит балом Минтранс. От Госкорпорации, которая будет, может быть, править в том числе и денежными средствами, которые зарабатывает, после окончания реорганизации. Но требуется вмешательство Минтранса по постановлению правительства для того, чтобы реорганизовать Госкорпорацию и соединить с главным центром по потокам воздушного движения, который собирает деньги, зарабываемые Госкорпорацией.
- Какая-то структура лишняя. Либо Министерство транспорта, либо Госкорпорация.
Из двух структур Госкорпорация и еще одно федеральное предприятие, называемое Главный центр по планированию потоков воздушного движения, одно собирает деньги, а другое зарабатывает. Одно из них наверняка лишнее. Наверняка кто-то лишний в звене, либо Госслужба гражданской авиации, либо министерство транспорта РФ?
-Вы высказываете предложения, схожие с позицией Президента РФ по реформам.
- Да, административная реформа назрела. Но у нас и у них задачи одни: забота о людях, наших работниках.
- А ваши аргументы принимаются к сведению?
- Все обращения, как заявил министр транспорта на встрече 6-го июня, почти все наши предложения рассматриваются. Как он сказал, “все ваши предложения вполне совпадают с нашим видением, в том числе и об обеспечении прозрачности распределения финансов”. Что касается денег. Они действительно исчезают, как признается руководство Минтранса, по пути от Главного центра по потокам к филиалам. Структура несколько длинноватая. Госкорпорация по обслуживанию воздушного движения, дальше государственное унитарное дочернее предприятие, далее филиал, далее структурное подразделение. В этом долгом пути деньги где-то теряются. Где они потерялись и когда, фактические документы по потере мы представляли. Свежий случай: 27 млн рублей, просто так, на ремонт. С ООО "Рога и копыта" были представлены эти документы, включая смету расходов, в Минтранс, Госслужбу, Генпрокуратуру. Руководители и поныне занимают руководящие должности, денег никто не нашел и искать не собирается. Таких примеров достаточно много.
Заключаются левые договора. Схема понятная. Потом договор на переуступку, получение денежных средств. Деньги получает та компания, которая ни с одного боку не занималась ни ремонтом, ни строительством, и никакими связями и договорами не связана с предприятиями, которые занимаются обслуживанием воздушного движения. Есть структуры, которые создаются самими предприятиями. Предстоящая реорганизация, как нас уверяют, должна положить этому конец, когда лишние звенья уходят, остается одно юридическое лицо, госкорпорация по обслуживанию воздушного движения. И следующее звено - филиалы. Слабо верится пока, но надеяться остается.
-Каково количество ваших организаций и авиадиспетчеров в России?
- 170 первичных организаций, 15 территориальных. Ряд организаций территориально не объединены. 15 территориальных, которые можно назвать, Дальневосточная, Якутская, Тюменская, Самарская и т.д. Количество авиадиспетчеров около 8 тысяч, членов профсоюза около 9, потому что у нас не только диспетчеры, есть инженеры и техники, есть синоптики, водители, обслуживающий персонал. Они тоже являются членами нашего профсоюза.
- Калининград сейчас звучит совершенно по другому поводу, это стратегически важный город, объект для России. Случайно ли рекомендовали вы, чтобы именно там это громче на фоне тихой акции протеста авиадиспетчеров прозвучало, чем в прочих регионах?
- Это действия руководителя, спровоцировавшего коллектив на подобное мероприятие. И нельзя увязывать 1 июля, пограничные проблемы, проблемы выезда из Калининградской области с данной акцией протеста. С 98-го года этот коллектив пытается бороться за свои права. Он находился в предприятии "Калининградавиа", дальше госпредприятие, которое подвели к банкротству, а с марта месяца они находятся с Госкорпорпации по обслуживанию воздушного движения. Это свежий коллектив. В госкорпорации он является свежим. Ему надо показать и доказать необходимость своего существования и достойный уровень этого существования. И то, что они предлагали, направляли требования, это не сейчас, это было в марте, в апреле. И то, что 30-го июня были проведены одновременно все собрания, это не связано с калининградской проблемой. Решение у нас было принято на центральном совете 30-го мая. И то, что собрание затянулось, это никоим образом нельзя увязывать с калининградской проблемой.
– как Ваше руководство в этой связи поступает с штрейкбрехерами, котрые не поддерживают акции?
- Мы не хотели бы так называть - штрейкбрехерами. Есть Московский узел, где зарплата достаточно высокая. Они не участвовали и участвовать в акциях не будут. Штрейкбрехерами их назвать нельзя. Мы стремимся к этому уровню по всей России. И там, где уровень заработной платы в Якутском, Тюменской, Сибирском регионах, на Волге недостаточен, там коллективы и сегодня выходят, если громко сказать, на бунт, будут требовать повышения заработной платы и дальше. Если это достигнет достаточного уровня, все же здравые люди, все понимают, где живут и в какой стране живут. Никто не будет невероятные суммы требовать.
- Та же Госкорпорация ведает московскими деньгами?
- Да. Есть одна особенность. Корпорация вроде как и ведает с одной стороны, с одного счета приходят деньги, но Московский центр является государственным предприятием самостоятельным. Таким же по форме, как и унитарное предприятие Госкоропорация, то есть они на параллельной планке стоят. Подчинение они имеют опосредовано, но формально с юридической точки зрения это два равных госпредприятия.
Деньги сливаются в один котел. Еще авиадиспетчеры работают в Пулково, государственное предприятие Пулковские авиалинии. В Екатеринбурге - "Уральские авиалинии, акционерное общество. Заработная плата что в Пулковских авиалиниях, что в Уральских, что в Московском центре в 2-3 раза больше, чем в Госкорпорации по обслуживанию воздушного движения. Потому что эти предприятия в корпорацию не входят. Они не хотят входить в госкорпорацию. Естественно, они не будут участвовать в забастовке. А зачем? Они не могут влиять на этого работодателя, у них свой работодатель. Те работодатели охотно отзываются, обращают внимание на объявленные нами акции. Как только объявляется акция, тут же руководители названных предприятий повышают заработную плату.
- Своим работникам?
- Своим.
- Польза вашим коллегам. А возможно ли акционировать как-то регионы, которые все еще не имеют самостоятельного права в получении дохода?
- Попытки перетянуть названные предприятия в Госкорпорацию принимались неоднократно. Но здесь политическая сила подключается. Коллективы тоже не хотят в Госкорпорацию переходить. Нежелание работников переходить не дает основания их перевести в Госкорпорацию.
- То заявление по итогам собрания, которое состоялось сегодня ночью у вас в Калининграде вместе с бунтующими авиадиспетчерами - это и есть вариант соглашения, которое вы предлагаете министерству транспорта?
- Это не совсем соглашение. Учитывая, что 30-го мая был обозначен перечень вопросов, которые необходимо решить, они были направлены Минтрансу, коллектив авиадиспетчеров Калининграда полностью согласившись с этим объемом требований, дополнил лишь тем, что необходимо рассмотреть вопрос дальнейшего пребывания на руководящих должностях их руководителей, которые их же привели к этой грани. И повысить заработную плату, учитывая действительно их стратегическое положение, оторванность от России, на 20% дополнительно. Это два пункта дополнительных требований, но не вариант соглашения, также имеющих намерение быть решенными до 13-го августа.
- Вы уже передали это в Минтранс?
- Я уже передал.
-Какую помощь вы оказываете членам профсоюза, есть ли у вас санатории, какая помощь участвующим в забастовках?
Учитывая, что Федерация профсоюзов авиадиспетчеров - это та часть профсоюзов, которая голыми уходила из ВЦСПС, мы такими голыми, без санаториев, пансионатов и остались. В отношении поддержки, взаимопомощи. Это оказывает Фонд солидарности, о котором вы говорите. Он у нас действительно есть. Необходимость в случае проведения акции протеста, как было в Новосибирске, Сургуте, те затраты, которые понесли работники, мы им возмещали.
|