ПЕРСПЕКТИВЫ АКЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ
2004 ГОД
Общие положения
Любая солидарная борьба возможна, имеет понятный смысл и приводит к развитию движения в случае, если:
-затрагивается общественно значимая тема (ЖКХ, пенсии, зарплата, льготы и т.д.);
-проводится массовая работа по разъяснению населению возможных опасностей (первый этап солидарности – отражение опасности, второй этап – борьба за достижение собственных целей. Если грубо, почти все забастовки в стране вызваны задержками зарплаты, забастовок под требованием повышения зарплаты – единицы);
-проводится многоходовая кампания. То есть не один большой или маленький митинг, единый день солидарных действий, а длительная кампания, включающая различные формы действия, динамичная и направленная не на озвучивание проблемы и своей позиции в ней, а на достижение успеха.
Очень важно при этом иметь собственные позитивные предложения по проблеме. Это вынуждает оппонентов (правительство, напр.) начать дебаты по существу, а не ограничиваться заявлениями, что критики вообще уходят от решения проблемы. Это также дает трибуну в СМИ и парламенте, побуждает людей думать о том, как они хотят изменить систему.
Именно так проводились кампании за социальный характер нового Трудового Кодекса, сохранение льгот ветеранам труда и принятие закона о право абонентов на выбор между обязательной повременной оплатой телефонных услуг и твердым тарифом.
Проблемы-2004
В 2004 году правительство готовит принять через ГосДуму целую серию крайне скандальных законопроектов в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и права на жилье.
Реформа фондов обязательного медицинского страхования. Переход к некоммерческим организациям в образовании и здравоохранении. Первое чтение – в марте. Суть – отказ от федерального финансирования обязательного медстрахования дотационных регионов. Принимается параллельно с законом о некоммерческих организациях образования и здравоохранения. В соответствии с последним, происходит отказ от сметного финансирования больниц и школ. Вместо этого проходят тендеры за получение госзаказа на лечение больных и обучение. Финансирование осуществляется не в зависимости от, скажем, штата врачей и учителей, а в зависимости от числа пролеченных пациентов и обученных детей. По сути, означает введение конкуренции в эти две отрасли и банкротство (оно прямо предусмотрено в законе) малых лечебных и образовательных учреждений, особенно на селе.
Снижение социального налога. Второе чтение – апрель. Суть – снижение отчислений в Пенсионный Фонд с нынешних 28% от фонда оплаты труда до 22,8% по одной версии, и 20% по версии, более современной. В условиях, когда зарплата практически не растет, это будет означать либо отказ от повышения пенсий, либо их задержку. Либо, по заявлению М.Зурабова, повышение пенсионного возраста на 8 лет. Кроме того, накопительная и страховая части пенсий будущих пенсионеров резко сократятся. То есть, получать они будут еще меньше пенсионеров нынешних. Кроме пенсионного Фонда, закон предусматривает снижение отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с нынешних 3,6% до 2,8-3,2%. Соответственно, на 15-25% уменьшится и стоимость лечения одного пациента.
Ликвидация Единой тарифной сетки (ЕТС). Рассмотрение закона в первом чтении будет намечено, скорее всего, на июнь. В настоящее время все бюджетники получают зарплату по единой тарифной сетке, единым правилам. В прошлом году Минтруд (Починок) предложил перейти не просто к отраслевым сеткам (образование, здравоохранение, наука, культура), но, по сути, к региональным и местным тарифным сеткам. Чтобы размер зарплаты и отличие ее в зависимости от квалификации учителя (врача и т.д.) утверждал губернатор или глава местного самоуправления. При этом правительство гарантирует только минимальную зарплату в 600 рублей. Сейчас, после выборов, Минтруд внес в правительство точно такое же предложение. Оно означает, что ожидаемое с 1 января 2005 года повышение зарплаты бюджетникам будет последним. Затем правительство снимает с себя всю ответственность за рост зарплаты, и переносит ее на местные власти. То есть, зарплата будет разной в Барнауле, Астрахани, Волгограде, Волжском, Домодедово и Химках.
Жилищный Кодекс. Рассмотрение проекта намечено на конец года. Видимо, ноябрь-декабрь. Суть – отказ с 1 января 2006 года от права приватизации квартир, введение системы доходных домов (к которым будут отнесены все общежития и ведомственные дома), заключение договоров найма квартир на срок не более пяти лет, очень свободное выселение тех, кто имеет долги по ЖКХ, из муниципальных, приватизированных и даже кооперативных квартир. Возможно возвращение к идее обязательного страхования жилья.
Понятно, что правительство будет камуфлировать свои инициативы. Ожидается, в частности, возврат в пенсионный стаж декретных лет и периодов службы в армии, повышение зарплаты бюджетникам на 50%.
Помимо перечисленных, есть ряд других вопросов, имеющих широкое общественное значение. В июне будут рассматриваться поправки в Трудовой Кодекс (пока правительство их не внесло, но вряд ли они воодушевят работников). Актуальна тема тарифов на автогражданку.
Ресурсы социальных действий
Политические партии в России дискредитированы. Любая социальная борьба, идущая под партийным флагом, представляется людям не как защита их интересов, а как политическая спекуляция и паразитирование. В лучшем случае они отнесутся к партийной борьбе за социальные ценности с симпатией, но участия принимать не станут.
Принципиально важным становится взаимодействие различных общественных объединений. При этом надо отдавать отчет, что большинство из них обюрократизированы и никто не обладает опытом совместных действий. “Гринпис” безразлична к теме зарплаты, профсоюзы – к экологии. Хуже того, многие организации вообще не выполняют официально декларированных функций. Так, подавляющее большинство Советов ветеранов возглавляют бывшие старшие офицеры, имеющие высокую пенсию, и старательно обхаживаемые губернаторами и мэрами. Поэтому, несмотря на всем известную социальную активность пенсионеров, Советы ветеранов очень редко принимают участие в митингах и собраниях, ограничиваясь формальными резолюциями.
Отдельно держится ассоциация работников непроизводственной сферы (профсоюзы образования, здравоохранения и науки). Хотя это единственная действующая группа профсоюзов ФНПР, сейчас она испытывает серьезные трудности. Достаточно упомянуть некоторую ревность работников медицины к якобы получающим более высокую и стабильную зарплату учителям.
После определенного развития налицо застой в альтерглобалистском движении АТТАК. Причина видится в отсутствии практической социальной работы и замене ее почти исключительно пикетами около органов госвласти и иностранных посольств. Это нужная работа, но не будучи связана с какими-то массовыми кампаниями, она развивает организацию по анпиловскому направлению.
В этой связи необходимы конкретные шаги по консолидации.
10 апреля состоится конгресс Федерации свободных профсоюзов России. Речь идет о создании объединения действующих профсоюзов страны. В оргкомитет Конгресса вошли представители Федерации авиадиспетчеров, Российского профсоюза докеров, Объединения рабочих профсоюзов “Защита труда”, “Уралпрофцентра”, профсоюза локомотивных бригад железнодорожников и т.д. На этой базе намечено также проведение съезда Партии трудящихся.
Затем, в начале февраля создан Социальный Экспертный Совет. В него вошли представители свободных профсоюзов, Ассоциации непроизводственных отраслей ФНПР (образование, здравоохранение), Всероссийского общества инвалидов, Ассоциации оборонных отраслей, ряда ветеранских организаций. Председательствующим в Совете стал О.Шеин. Пока Совет осуществляет именно экспертизу предлагаемых законов, но можно начать работу по преобразованию его в центр взаимодействия и проведения солидарных кампаний.
Поддерживаются контакты с альтерглобалистским движением АТТАК. Оно представляет собой ассоциацию молодежных, левых, экологических и научных объединений - “Социалистическое сопротивление”, “Хранители радуги”, “Альтернативы” и др. Структуры АТТАК действуют не только в Москве, и ярко проявили себя, например, во время солидарной кампании против роста тарифов на ЖКХ в Воронеже.
Все перечисленные выше, кроме Ассоциации непроизводственных отраслей, организации уже обладают некоторым, пусть относительно малым, опытом совместных действий.
Кампании
Представляется, что позиции правительства наиболее уязвимы в вопросах:
-снижения социального налога (целевая группа – пенсионеры, работники здравоохранения);
- ликвидации единой тарифной сетки (целевая группа – врачи, учителя).
Кроме того, возможно проведение целостной кампании по вопросу о реформе здравоохранения (по совокупности – соцналог, реформа зарплаты, переход к некоммерческим организациям, реформа фондов ОМС и т.д.). И, разумеется, по ТК, если поправки правительства окажутся очень опасными.
Конкретные направления сейчас охарактеризовать не представляется возможным, так как это требует двух- и многосторонних консультаций с различными общественными объединениями.
Кампания могла бы проходить по следующей модели:
- составление некоего популярного, но грамотного, текста по проблеме;
- создание ОргКомитета из заинтересованных сторон;
- подготовка и внесение альтернативного проекта;
- пресс-конференция в Москве по проблеме;
-рассылка пресс-релиза и базового текста в центральные и региональные СМИ;
- выпуск общей листовки по проблеме тиражом от 500 000 экземпляров и распространение их в целевых аудиториях в регионах;
- публичные собрания в регионах;
- сбор подписей к депутатам, телеграммы и письма;
- приглашение депутатов на собрания граждан (активисты собраний, конечно, должны быть хорошо проинформированы по сути вопроса);
- пикеты у офисов депутатов ГосДумы в регионах, открытые обращения к депутатам, акция “позвони депутату” с опубликованием офисных и домашних номеров телефонов и призывом высказать свое мнение по реформе.
Далее – по ходу событий и в зависимости от реакции оппонентов. В любом случае, речь должна идти именно о многоходовой кампании, а не о стандартном наборе ритуальных действий (собрание, резолюция, письмо в газету, пикет). Идеально создание местных оргКомитетов из представителей различных объединений и просто граждан. Возможно создание и неформальных структур (Движение “За доступное здравоохранение” и т.п.).
На российском уровне видимая задача - попытка создания Комитета Единых Действий, или Совета Общественной Солидарности или какой-либо иной неофициальной формы. С тем, чтобы, скажем листвоки выходили под подписью Комитет Единых Действий, а уже далее шрифтом поменьше следовала бы расшифровка - Российский Профсоюз докеров, Партия трудящихся, Ассоциация оборонных отраслей, движение АТТАК и т.п.
Олег Шеин
Депутат Государственной Думы РФ
|