Работа комиссии по социальному страхованию.
Многие из нас все еще помнят долгий советский период, когда решение вопросов обеспечения работников предприятия путевками в санатории, а их детей – путевками в пионерские лагеря возлагалось на профсоюзные комитеты, и профсоюзный орган зачастую рассматривался не как орган по защите прав работников, а как плановый распределитель путевок, детских подарков на новогодние праздники и других социальных благ.
Оптимизация системы социального страхования началась в начале 1990-х годов с «Временного положения о Фонде социального страхования РСФСР». В 1994 году с принятием утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 Положения о Фонде социального страхования РФ было установлено, что для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности образовываются комиссии по социальному страхованию.
15 июля 1994 года Фондом социального страхования по согласованию с Министерством труда РФ было принято Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию.
Таким образом, комиссии по социальному страхованию – это общественные формирования, которые создаются во всех предприятиях, организациях и учреждениях на основании Типового положения о комиссии по социальному страхованию и выполняют функции контроля за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию работникам предприятия и организации.
Правовой основой деятельности комиссии является положение о комиссии, которое утверждает общее собрание (конференция) трудового коллектива на основании Типового положения. В нем должны быть решены вопросы организации и порядка работы комиссии, многие из которых в Типовом положении не получили своего отражения, а переданы в сферу локального регулирования. Так, относительно количественного состава членов комиссии Типовое положение не содержит никаких ориентиров и ограничений. Как правило, комиссии по социальному страхованию на средних по численности работников предприятиях насчитывают от 5 до 15 человек. Следует отметить, что большой по численности комиссии достаточно сложно собраться, быстро и согласованно принять решение, поэтому оптимальной является численность до 15 человек. В положении о комиссии по социальному страхованию также должны найти отражение такие процедурные вопросы, как порядок принятия решений комиссией (голосование, принятие решений простым большинством голосов, квалифицированным большинством голосов), создание комиссий в структурных подразделениях организации, предприятия, дополнительные льготы и гарантии для членов комиссии.
По смыслу п. 11 Положения о Фонде социального страхования и п. 1.1 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, комиссии должны быть созданы во всех предприятиях, учреждениях и организациях. В случае, если численность работников предприятия, учреждения или организации составляет менее 100 человек, функции комиссии выполняет избранный уполномоченный по социальному страхованию, то есть, коллегиальный орган в этом случае может быть заменен одним лицом. Тем не менее, если трудовой коллектив менее 100 человек все же принял решение создать коллегиальный орган - комиссию, он имеет на это право. Положение также предусматривает, что если численность организации, предприятия или учреждения насчитывает более 1000 человек, трудовой коллектив может принять решение о создании комиссий в структурных подразделениях (цехах, отделах и т.д.). Остальные вопросы, возникающие при образовании комиссий в структурных подразделениях организации или предприятия, Типовое положение оставляет трудовому коллективу при разработке Положения комиссии на предприятии. При этом Типовое положение указывает, что комиссии в структурных подразделениях предприятия осуществляют свою деятельность на основании общего положения о комиссии на предприятии. Кроме того, представляется, что в случае образования комиссий в структурных подразделениях предприятия в Положении необходимо предусмотреть порядок взаимодействия комиссий структурных подразделений с целью более эффективного выполнения ими функций и единства деятельности.
Комиссия формируется на началах представительства как от администрации предприятия, так и от представителей работников (профсоюзов либо иного органа, уполномоченного представлять интересы работников). Законодательство не устанавливает никаких ограничений или требований к численному составу комиссии и не устанавливает требований к соотношению численного состава представителей работодателя и работников, указывая, что все эти вопросы должны быть решены в локальном нормативном акте – положении о комиссии по социальному страхованию на данном предприятии. Некоторые предприятия формируют комиссию на началах равного представительства от работников и администрации, другие - путем пропорционального представительства от численности представителей администрации и работников. Комиссия избирает из своего состава председателя.
Срок полномочий комиссии должен быть указан в Положении о комиссии на предприятии, и составлять согласно Типовому положению, от 1 до 3 лет.
Функции комиссии указаны в разделе II Типового положения:
Комиссия решает вопросы:
- о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей, в том числе на частичное содержание санаториев - профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества.
- о распределении, порядке и условиях выдачи застрахованным путевок для санаторно - курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств социального страхования.
Таким образом, функция принятия решений о распределении путевок в санатории, детские лагеря и поддержании их деятельности, возложена на комиссии по социальному страхованию. Кроме того, комиссия для осуществления распределения ведет учет работников и членов их семей, нуждающихся в санаторно - курортном лечении, отдыхе, лечебном (диетическом) питании.
В сфере начисления и выплаты пособий комиссии по социальному страхованию обладают контрольными функциями:
- осуществляют контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;
- проверяют правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;
- рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.
Хотелось бы подчеркнуть, что, как специально указано в письме Фонда социального страхования от 25.01.1995 (в ред. письма ФСС от 15.01.2003) комиссия занимается только вопросами контроля за выплатой пособий, а начислением и выплатой пособий занимаются бухгалтерии предприятий, ответственность за эту деятельность несут администрации предприятий, учреждений и организаций. Соответственно, и решения о лишении пособий или отказе в выплате пособий принимает администрация предприятия.
И комиссия, и уполномоченный по социальному страхованию, действующие на предприятии, в организации для реализации своих функций наделены полномочиями, указанными в разделе III Типового положения. Среди основных полномочий комиссии можно назвать следующие: проведение проверок правильности назначения и выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия, направление запросов администрации предприятия, органам государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за охраной труда для получения сведений, необходимых для рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию, участие в проведении органами Фонда социального страхования Российской Федерации ревизий (проверок) в целях осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования; право на обращение в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрировавшее страхователя, при возникновении спора между комиссией и администрацией предприятия, а также в случаях неисполнения администрацией предприятия решений комиссии.
Очевидно, что работа комиссии по социальному страхованию требует от ее членов знания действующего законодательства, определенной квалификации и значительного времени. При этом достаточно часто у работодателя и членов комиссии возникают вопросы, каким образом компенсировать членам комиссии дополнительную нагрузку, стоит ли освобождать от основной работы, либо производить доплаты за выполнение этой работы, по сути являющейся общественной. Чаще всего освобождение от основной работы является экономически нецелесообразным. Что же касается выплаты вознаграждения, то Типовое положение предусматривает, что вознаграждение членам комиссии может выплачиваться из средств предприятия. Однако необходимо, чтобы эти гарантии нашли отражение не только в положении о комиссии по социальному страховании на предприятии, но и в коллективном договоре, чтобы не возникало коллизий между этими двумя документами, каждый из которых содержит соответствующие обязанности работодателя. Кроме того, реализация положений коллективного договора обеспечена санкциями: в случае невыполнения условий коллективного договора для работодателя установлена административная ответственность. Условие о сохранении за членами комиссии среднего заработка в случае выполнения ими обязанностей в рабочее время также рекомендуется включить в коллективный договор (соглашение).
По итогам работы за год членам комиссии может быть выплачено единовременное вознаграждение из средств Фонда социального страхования, решение об этом принимает отделение (филиал отделения Фонда).
Завершая сказанное, хотелось бы отметить, что комиссия по социальному страхованию на предприятии - орган, призванный решать наиболее часто возникающие на данном предприятии вопросы социального страхования и является «посредником» между работником, нуждающимся в социальной поддержке предприятия и работодателем как ответственным за социальное страхование своих работников. Кроме того, эффективная работа комиссий избавляет Фонд социального страхования от решения коллизий и вопросов, возникающих на отдельном предприятии.
|