Властный извоз
Общественным транспортом Миасса "рулят" дочка главы города и сын начальника милиции
Вот уже несколько лет миасский общественный транспорт перманентно умирает, во всяком случае, к банкротству сегодня готовится уже третье с 2001 года предприятие. На маршрутах работают лишь несколько десятков машин, чья основная цель - пережить пиковую нагрузку пассажиров во время рабочих перевозок. Основными же перевозчиками вот уже несколько лет остаются маршрутные такси. Чтобы в очередной раз "разрулить" ситуацию, администрация города передала управление муниципальным транспортом частнику. Теперь в Миассе нет ни одного не переданного в частные руки автобуса или троллейбуса. Нововведения пришлись по вкусу далеко не всем - практически одновременно в нашу газету обратились работники автобусного и троллейбусного парков. "Челябинский рабочий" попробовал разобраться в ситуации. В итоге получился плохой детектив - с угрозами, избиениями, захватом предприятий, откровенной ложью и чьим-то интересом. Чьим - предлагаем рассудить нашим читателям.
Директор среди декретниц
Еще в сентябре прошлого года муниципальное унитарное предприятие "Пассажирский транспорт" ("ПТ") объединяло две площадки - автобусную и троллейбусную. Их соединили, обанкротив предшественников на заре вступления во власть Владимира Григориади. Тогда это преподносилось как реальный выход из тупиковой ситуации, как возможность начать работу с чистого листа, проще же говоря - без кредиторской задолженности. Оставив кредиторку на банкротах, "ПТ" весьма успешно накопил новую - в 32 миллиона рублей, задолжав всем, кому только можно задолжать, в том числе собственным рабочим и Пенсионному фонду. Григориади обвиняет во всем руководство "ПТ" и приглашает на "царствование" челябинца Александра Устинова. Тот соглашается, не подозревая, какую головную боль себе наживает.
Вот что говорит по этому поводу сам А. Устинов:
- Теперь я понимаю, что просьба возглавить предприятие была очень тонко рассчитана. Если коснуться передачи транспорта в частные руки, полагаю, что эта мысль была сформирована в голове Григориади еще до того, как он призвал меня спасать общественный транспорт. Глава принял на работу, понимая, что я не ориентируюсь в миасской жизни, не знаю, кто кому Вася. С первых же дней столкнулся с угрозами в свой адрес. Как понимаю теперь, это была просто артподготовка, меня хотели сделать сговорчивым.
Сговорчивость руководителя пригодилась в первый раз в сентябре 2003-го. Устинову предложили подготовить письмо, в котором он посетовал бы на убытки от автобусной площадки и попросил администрацию эту площадку из состава "ПТ" вывести. Устинов такое письмо подготовил.
- Если бы я знал, что это только начало: - посетовал он в беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего".
На сегодняшний день в подчинении директора "ПТ" Александра Устинова водитель служебного автомобиля и три десятка декретниц. Последних в новые предприятия не взяли.
Депутаты покраснели от "МАТа"
Начало транспортных реорганизаций получилось интересным. Проникнувшись проблемами автобусной площадки, администрация города начала поиски частника. Чтобы не заходить в поисках слишком далеко, в городе регистрируется ООО "Миассавтотранс" ("МАТ") с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которое и взяло в аренду автобусный парк города с 1 ноября 2003 года. Учредителями выступили пять физических лиц - весьма, к слову сказать, знаковых в Миассе, где они уже немало чего понаучреждали, в основном с целью арендовать муниципальную собственность. Вот эти имена: Имеров Маменджан Имеджанович (предприниматель, бывший начальник миасского уголовного розыска - внес в уставный капитал "МАТа" шесть тысяч рублей); Зимин Дмитрий Васильевич (предприниматель, владелец маршрутных такси - полторы тысячи рублей); Пинская Елена Владимировна (дочь Владимира Григориади - одна тысяча рублей); Сидорова Светлана Анатольевна (жена бывшего начальника милиции Миасса, а ныне председателя Черновского поссовета Анатолия Сидорова - одна тысяча рублей); Морозов Дмитрий Владимирович (сын начальника миасского УВД Владимира Морозова - 500 рублей). Если вам показалось, что здесь слишком много милиции, то это только начало:
И.о главы города Ирина Серко объяснила выбор администрации успешным менеджментом М. Имерова при аренде других принадлежащих муниципалитету активов. Тяжелая транспортная ноша, постоянно генерирующая убытки в условиях неравной конкуренции с маршрутными такси, обещала похоронить под собой транспорт. МУП "ПТ" было поставлено на картотеку, что ставило под вопрос возможность выплачивать людям заработную плату. Именно поэтому и было принято решение перебрасывать транспорт на новые предприятия.
Директором "МАТа" становится Дмитрий Зимин, теперь он как "начальник" автобусов конкурирует с собой как с владельцем маршрутных такси. По предприятию поползли слухи, что все это сделано с одной целью - угробить автобусный парк в принципе. И то, что на площадке открыли производство гробов для городского похоронного монополиста ООО "Мемориал" (где в учредителях все те же Имеров, Пинская и Сидорова), виделось неким символом.
Итоги частного менеджмента оказались и впрямь неутешительными. Первым делом "похоронили" профсоюз, мол, за забором - пожалуйста, на производстве же ваши "терки" никому не нужны. Транспортники, славившиеся обилием профсоюзов на душу населения (их было три), остались без защиты. Снизилась заработная плата, но и ее, невеликую, можно получить, лишь написав руководству заявление с пояснением - зачем человеку понадобились деньги. Не платятся налоги, не переводятся деньги в пенсионный фонд. Большинство автобусов стоят на приколе, потому как нет денег ни на запчасти, ни на ГСМ. То, что люди доведены до края, корреспондент "Челябинского рабочего" мог наблюдать лично, посетив предприятие вместе с депутатской комиссией - именно народным избранникам пришлось принять на себя удар народного гнева и краснеть за действия администрации.
Дождь из льготных проездных
Но вот что удивительно, и даже сверх того - провалив работу на маршрутах, ООО "МАТ" очень ловко "насобачилось" продавать льготные проездные билеты - те самые, за которые город начал компенсировать разницу между продажной и реальной стоимостью. Причем пункт о такой компенсации попал в распоряжение главы, которым он передал автобусы "МАТу". До этого момента прямой дотации по каждому фактически проданному проездному не было.
В распоряжении "Челябинского рабочего" оказалась любопытная таблица со скучным названием "Реализация проездных билетов". Из нее следует, что продажа льготных проездных билетов возросла в десятки раз.
Возьмем, к примеру, дальний пригород. Реальная стоимость проездного составляет 470 рублей. Но ученикам, студентам и пенсионерам его продают за 50 рублей. Недостающие 420 рублей доплачивает город из своего бюджета.
Вот ситуация с ученическими проездными. За первые девять месяцев 2003 года на дальний пригород было продано 90 билетов - не нужно быть Лобачевским, чтобы вычислить среднемесячную продажу - 10 проездных. В 2004 году, когда у власти оказались менеджеры "МАТа", наступил настоящий прорыв и количество учеников начало расти. За январь было продано 153 билета, в феврале - 138, в марте - 445, в апреле уже 534, или в 53 раза больше, чем среднемесячное число в 2003 году. Если так пойдет дальше, то трудно представить, до каких высот дойдут специалисты "МАТа".
Та же картина по студенческим проездным - в 2003 году в среднем продавалось 14 проездных, в этом - от 102 до 723(!) за месяц. Дальний пригород - это три поселка, нам остается только догадываться, откуда там такое количество нуждающихся в проездных студентов.
Собранные же вместе цифры просто поражают своей неприкрытой странностью - вопреки всем законам математики спрос на льготные проездные зашкаливает. По всем видам таких билетов (пригород и дальний пригород) в 2003 году продавалось в среднем 238 проездных за месяц. В январе 2004 года эта цифра достигла показателя 500, в феврале - 1300, в марте - 3382, в апреле - 3246. За каждый такой билет город перечисляет "МАТу" от 320 (за пригород) до 420 (за дальний пригород) рублей.
Продажу льготных проездных билетов контролирует служба заказчика миасской администрации. Мы обратились к начальнику комитета по транспорту Михаилу Белых, чтобы он как-то прокомментировал успех менеджмента "МАТа" в этом направлении.
- Если проанализировать ситуацию, то мы увидим, что в целом проездных, к примеру, студентам, продается столько же, сколько в прошлые годы. Просто в основном они берут те, что для нас дороже - и получают возможность передвигаться не только в черте города, но и по пригородным маршрутам. Я допускаю, что большинству студентов этого не нужно, и их просто убеждают купить именно пригородный проездной - мол, стоит он столько же, а возможностей больше. Для города же это оборачивается лишними тратами. Если студент или пенсионер покупает городской проездной, мы дотируем за него 180 рублей, а дальний пригород обходится в 420. Я согласен, что нужно как-то менять ситуацию, нашим комитетом приготовлено несколько предложений, но пока они остаются всего лишь предложениями.
И.о. главы города Ирина Серко, в свою очередь комментируя ситуацию, заметила, что сейчас идет "разбор полетов". Понятно, что любой собственник пытается использовать прорехи в законодательстве в свою пользу.
- Мы обязательно свои нормативные акты поправим и лишим "МАТ" возможности раздувать цифры. Что касается тех цифр, которые они уже показали, пока выплаты по ним не производятся - мы проводим проверку.
Захват троллейбусного парка
Положение в автобусном хозяйстве сегодня на контроле у депутатов. Возможно, оно будет рассмотрено на ближайшей сессии горсовета. Если по автобусам выходят критические статьи в миасской прессе, то в троллейбусном - тишь да гладь. Между тем ситуация там во многом похожая.
Вот как начинается распоряжение главы Миасса от 29 апреля сего года: "Рассмотрев обращение директора МУП "Пассажирский транспорт Устинова А.А: "Знакомо, не правда ли? Цель распоряжения - отдать активы троллейбусного парка в управление некоему ОАО "МиассЭлектроТранс" ("МЭТ").
Как видим, в адрес администрации снова поступило некое обращение Устинова. Но вот что он сам говорит об этом.
- Я этого обращения не писал. Оно было написано сотрудником администрации Борисом Белоконным и согласовано с замами Григориади - Грицуком и Серко (первый - заместитель по имуществу, вторая - по экономике - С.Л.). Я его подписал. Дело в том, что в начале февраля Григориади предложил такой вариант: создать МУП "Троллейбусное управление", контрольный пакет акций которого останется у города, а 49 процентов будет передано в руки частного инвестора. Об этом я доложил сотрудникам предприятия, к этому готовил коллектив. 13 февраля Григориади пригласил меня к себе и назвал время "Ч" - 1 марта. При этом он обсуждал с Ириной Серко вариант отдать в частные руки 75 процентов, оставив городу лишь 25. Но Серко заметила, что горожане отнесутся к такой инициативе негативно. Было решено, что контрольный пакет останется у города.
16 февраля (напомним, что до подписания главой распоряжения о реорганизации троллейбусного управления еще более двух месяцев) к троллейбусному управлению подъехала колонна автомобилей. Вновь дадим слово Устинову.
- Это приехал Маменджан Имеров, с телохранителями, свитой и бойцами частного охранного предприятия "Муниципальный центр безопасности". От имени главы он объявил себя хозяином предприятия, без моего согласия заменил охрану на свою, объявил имя нового директора, обязав меня согласовывать с ним все свои действия - в то время, как ни распоряжения главы города, ни государственной регистрации ОАО "МиассЭлектроТранс" (она состоится лишь 22 марта - С.Л.) еще не было. Имеров обошел предприятие и определил, какие площади сдаст в аренду. По сути, это был незаконный захват, но, поскольку в Миассе каждый знает, сколь близок Имеров к администрации города, все, что я мог позволить себе, так это попытаться связаться с главой. Но тот на разговор, даже телефонный, не шел.
Главный троллейбусник - сын начальника УВД
Как бы то ни было, свою законную деятельность "МЭТ" начал с 1 мая. Несколько дней назад в газете "Миасский рабочий" черным по белому написали, что 51 процент акций находится у города, а 49 - у частного лица.
Корреспондент "Челябинского рабочего" не поленился взять выписку из единого государственного реестра юридических лиц.
Из нее следует, что 49 процентов акций находится во владении ООО "Агентство "Гарант-Сервис", единственный учредитель которого - М. Имеров. Что же касается контрольного пакета, то он отнюдь не у города, а у физического лица. Юридически предприятие, к которому перешло сложнейшее троллейбусное хозяйство, контролирует уже упомянутый выше как соучредитель ООО "МАТ" Дмитрий Владимирович Морозов, сын начальника УВД Миасса.
- Я до сих пор не могу в это поверить, - говорит Устинов. - Когда спрашивал у директора "МЭТ" Семенова про контрольный пакет, тот не моргнув глазом отвечал, что у города. Все на предприятии думают так же. Это чудовищная дезинформация.
Чтобы проверить это, мы связались с представителем свободного профсоюза электротранспорта. На вопрос "Челябинского рабочего", у кого контрольный пакет "МЭТа", тот не задумываясь ответил, что у города. И так считают на предприятии все.
Ирина Серко признает, что в городской газете прошла неверная информация. Да, на данный момент троллейбусы находятся в аренде у ОАО "МЭТ", но это лишь временная мера, способ снять прибыль предприятия с картотеки. Но в ближайшее время будет проведен конкурс, в котором смогут принять участие все желающие "порулить" транспортом.
- Проведение конкурса обозначено и в распоряжениях главы. Причем это будут конкурсы инвестиционных проектов. Нам недостаточно сегодня просто иметь внятный менеджмент - в транспортные предприятия необходимы финансовые вливания, и чем значительнее они будут, тем больше шансов переломить ситуацию.
Чья милиция нас бережет?
Александр Устинов проклинает тот день, когда откликнулся на просьбу Григориади возглавить миасский транспорт. Все это время на него оказывалось чудовищное давление. В конце прошлого года он был избит на пороге собственного дома. Три раза его госпитализировали с сердечным приступом. 2 июня ему позвонил неизвестный и порекомендовал не слишком распускать язык. Смысла обращаться в милицию он, по понятным причинам, не видит.
Материал был бы неполным, если бы не коснулись еще одного вопроса. Сейчас обе площадки, и автобусная, и троллейбусная, охраняются частным охранным предприятием "Муниципальный центр безопасности". "Челябинский рабочий" уже обращался к теме этого ЧОПа, но в этот раз нам удалось подержать в руках довольно неоднозначный документ. Это лицензия, разрешающая ЧОПу охранную деятельность. Там среди учредителей можно увидеть имя начальника УВД Миасса Владимира Морозова.
По сути, милиция должна контролировать частные охранные структуры, а не учреждать их - это понятно. Думается, именно эта ошибка главного милиционера Миасса породила ту волну мрачноватых слухов, что наполнили город. Согласитесь, в случае, когда человек контролирует сам себя, ждать от него объективности достаточно сложно. На память приходит множество эпизодов, в числе последних - погибший от рук ЧОПовца мужчина. Мы писали об этом, но вот прошло ли расследование правомерности применения оружия на должном уровне, теперь сказать сложно.
Связь, дружеская или деловая, между Владимиром Григориади, Маменджаном Имеровым и Владимиром Морозовым - факт практически установленный. И в самой дружбе нет ничего плохого. Другое дело, что каждый при этом имеет свой маленький (а может, и наоборот) гешефт.
P.S. Когда материал готовился к печати, наш собственный корреспондент в Миассе Сергей Лихачев обнаружил в своем почтовом ящике записку с изображением могильного креста и надписью: "Лихачов 1.03.73 - 7.06.04". Редакция "Челябинского рабочего" расценивает это как прямую угрозу его жизни и просит правоохранительные органы Миасса оградить нашего журналиста от посягательств криминальных элементов. Мы считаем, что свою роль должна сыграть и общественность города.
Сергей ЛИХАЧЕВ, Челябинский рабочий
Новости на сервере WWW.MIASS.RU
Copyright © 2000-2004 UralInterCard
|