КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОПРОЕКТА О ЛЬГОТАХ
Законопроект № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
31 мая 2004 года Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект, принятие которого повлияет на всю социальную сферу жизни нашего общества.
Законопроект, как следует из его названия, призван, прежде всего, решить вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Также перед законопроектом ставится задача «ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов и инвалидов» путем замены «существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат» .
Однако как бы «попутно» кардинальным образом изменяется правовое регулирование большого количества вопросов, связанных не только и не столько с разграничением полномочий и заменой различных льгот и компенсаций на «меры адресной социальной поддержки», а сколько с широким спектром разнообразных прав, в том числе социально-трудовых.
В данном разделе мы предлагаем комментарий указанного законопроекта (далее по тексту – Законопроект) в той части, в которой он предлагает внести изменения в законы, касающиеся социально-трудовых прав.
Комментарий состоит из нескольких смысловых частей:
I. Изменения в Закон РФ «О занятости».
II. Изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (отмена ежемесячного пособия на ребенка на федеральном уровне).
III. Минимальный размер оплаты, прожиточный минимум и их назначение (отмена минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и взаимосвязи между ними как всеобщих социально-экономических стандартов и придание им ограниченного значения)
IV. Реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
V. Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
VI. Отмена законов, регулирующих отношения в социально-трудовой сфере.
VII. Реформа системы социального обслуживания населения.
VIII. Отмена и монетаризация льгот.
Общая характеристика Законопроекта
В качестве вводных слов к Комментарию, хочется обратить внимание на ряд характеристик, которые дают самую общую оценку Законопроекта:
государство продолжает курс отказа от активной политики занятости,
государство не хочет более осуществлять социальную защиту безработных, инвалидов, ветеранов, обучающихся и иных категорий граждан, а вместо этого предлагает осуществлять меры социальной поддержки, в то время как Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, в котором устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ); вместо льгот предусматриваются «меры социальной поддержки»,
Законопроект предлагает установить некоторым категориям граждан ежемесячную выплату в определенном размере, индексация которой предусматривается в порядке, аналогичном порядку индексации базовой части трудовой пенсии, то есть Правительство РФ будет иметь право определять коэффициент индексации и ее периодичность.
Законопроект предлагает исключить все те нормы, действие которых из года в год приостанавливалось федеральными законами о федеральном бюджете. Как сказано в Справке к Законопроекту, «эта практика должна быть прекращена, так как согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П, закон о федеральном бюджете не отменяет каких-либо прав и финансовых обязательств, поэтому не может изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы РФ, и тем более - лишать их юридической силы. Это означает, что у государства больше нет ресурса (!!! – выделено мною, А.Г.) приостанавливать действие отдельных законодательных актов, не обеспеченных финансовым наполнением.
Законопроект предлагает перевести ряд гарантий в сфере трудовых отношений на уровень конкретных организаций, то есть во-первых, предоставить работодателям право самим решать, будут ли они производить те или иные компенсации или предоставлять те или иные гарантии, а также в каком объеме они будут это делать (см. комментарий о предлагаемых изменениях в Трудовой кодекс РФ, а также в «северный» Закон РФ).
I. Изменения в Закон РФ «О занятости».
Предлагаемые Законопроектом изменения в Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) далеко выходят за рамки разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Государство подтверждает и продолжает курс отказа от активной политики занятости, начало которому было положено в 2000 году в связи с ликвидацией Государственного Фонда занятости и отменой страховых принципов финансирования пособий по безработице.
• задачи государственной политики занятости (ст. 5 Закона о занятости)
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что государство планирует более не рассматривать политику в области содействия занятости как направленную на обеспечение социальной защиты населения. В статью 5 Закона о занятости предлагается внести соответствующие изменения, путем удаления названной задачи из ч. 2 ст. 5. Закономерно, государство не рассматривает более ряд категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (это, прежде всего, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы и ряд др.) как «особо нуждающихся в социальной защите»; это словосочетание как противоречащее духу политики занятости Законопроект предлагает исключить. Комментируемый Законопроект не отвечал бы своей цели, если бы он не внес изменения и в список категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Законопроект предлагает исключить из списка
- граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
- лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам,
- семьи, в которых оба родителя признаны безработными.
Однако вместе с этим предлагается включить в указанный список граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
• государственные гарантии права граждан на труд (ст. 12 Закона о занятости)
Изменения, отвечающие духу Законопроекта, предлагается внести и в ст. 12 Закона о занятости, посвященной гарантиям государства в реализации права на труд.
Отныне такая гарантия права на труд как «охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде» исключается из закона о занятости. В связи с этим хочется заметить, что несмотря на возможно неправильное их включение в текст Закона о занятости, нельзя недооценивать их значение и смысл. Действительно, в Конституции РФ провозглашен принцип свободы труда, то есть свободы выбора рода деятельности и занятий, однако государство не имеет права отказываться от гарантий права на труд, которые как раз и заключаются в обеспечении охраны труда, запрете необоснованных увольнений и т.п.. Свобода труда и названные гарантии права на труд не исключают друг друга, наоборот, эти гарантии являются частью принципа свободы труда.
Закон о занятости в действующей редакции содержит ряд гарантий - проведение конкретных мероприятий, специально направленных на поддержку безработных граждан:
- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан и др.
Законопроектом все названные меры заменяются размытым и не обязывающим ни к чему понятием «осуществление мер активной политики занятости населения».
• финансирование
Законопроект предлагает изменить систему финансирования мероприятий по содействию занятости. Основные принципы финансирования закреплены в ст. 22 Закона о занятости. Действующая ее редакция предусматривает возможность финансирования мероприятий по содействию занятости помимо средств федерального бюджета также средствами бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Ст. 22 Закона о занятости в редакции Законопроекта будет устанавливать, что все мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а это означает, что все мероприятия в сфере занятости будут финансироваться федеральным бюджетом. В соответствии с провозглашенным принципом вносятся изменения и в иные статьи Закона о занятости, посвященные отдельным мероприятиям (общественные работы, материальная помощь и т.п.).
• общественные работы
Общественные работы, в соответствии с действующей редакцией Закона о занятости направлены, прежде всего, на обеспечение временной занятости населения, как одно из мероприятий по стабилизации положения на рынке труда, то есть задачи ставятся социального характера, а не экономического. Выполнение этих задач обеспечивается тем, что наряду с финансированием работ средствами организаций, в которых общественные работы выполняются, государство (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ) и органы местного самоуправления также финансируют их выполнение в рамках специальных целевых программ. Однако комментируемый Законопроект предлагает оставить только финансирование средствами организаций, что, возможно, приведет почти к полному исчезновению такого вида социальной поддержки безработных как общественные работы.
• реформа порядка установления и исчисления пособий по безработице и стипендий
Видимо, в связи с тем, что выплата пособий по безработице также будет являться расходным обязательством Российской Федерации, а также с тем, что государство не прочь сэкономить, вносятся изменения и в порядок исчисления пособий по безработице и стипендий безработным гражданам, выплачиваемым во время обучения по направлению органов службы занятости.
В настоящее время размер пособия, как его максимальная, так и минимальная величины, «привязаны» к прожиточному минимуму, исчисленному по субъекту РФ. Так, даже если пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного, оно не может быть больше указанного минимума. Минимальная граница определяется процентным отношением (40, 30 или 20 %) к указанному минимуму.
Законопроект предлагает устанавливать минимальное и максимальное пособие по безработице специальными решениями Правительства РФ; эти цифры будут, соответственно, едиными для всей страны независимо от реально сложившегося уровня цен в каждом регионе. Правда, сохраняется принцип кратного увеличения пособия на районный коэффициент, но остается не до конца ясным, каким образом он будет реализован, так как систему районных коэффициентов Правительство РФ также предлагает радикально реформировать (об этом – см. комментарий к изменениям к Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
• роль и права профсоюзов в сфере содействия занятости
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы имеют определенные права на содействие занятости. Эти права так или иначе корректировались в последнее время в сторону уменьшения конкретных возможностей профессиональных союзов. Так, после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года и связанных с ним подзаконных нормативных актов общероссийские и территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов лишились возможности высказывать мнение по вопросу о привлечении использования в РФ иностранной рабочей силы.
После принятия Трудового кодекса резко снизился уровень профсоюзного контроля за законностью увольнений работников – членов профсоюза в связи с заменой процедуры согласия на учет мотивированного мнения. По той же причине перестала действовать норма ч. 2 ст. 12 закона о профсоюзах, устанавливающая обязанность работодателя уведомлять (не менее чем за три месяца) соответствующие профсоюзы и проводить с ними переговоры о соблюдении прав и интересов членов профсоюза в случаях ликвидации организации, ее подразделений, изменения формы собственности или организационно-правовой формы организации, полном или частичном приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда.
У профсоюзов сохранялось до настоящего времени право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ч. 3 ст. 12 закона о профсоюзах). Аналогичная норма имелась и в абзаце втором п. 2 ст. 21 закона «О занятости». Комментируемый Законопроект предлагает исключить указанное полномочие профсоюзов.
II. Изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Все изменения в систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, сводятся к фактической отмене ежемесячного пособия на ребенка. По проекту выплата этого пособия, его размеры целиком и полностью передаются на усмотрение субъектов РФ. Юридически это выглядит как предоставление субъектам РФ права своими законодательными актами и за счет своих средств устанавливать такое пособие, но на федеральном уровне и, соответственно, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» более такое пособие предусмотрено не будет.
III. Минимальный размер оплаты, прожиточный минимум и их назначение
Предлагаемый Правительством Законопроект направлен на то, чтобы отменить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум как два всеобщих, имеющих наибольшее значение для работников социально-экономических стандарта, а также взаимосвязь этих стандартов.
• минимальный размер оплаты труда
В период принятия Трудового кодекса (далее – ТК РФ) жаркие споры велись по поводу статьи 133 ТК РФ, предусматривающей, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В итоге указанная норма появилась в ТК РФ, но в соответствии со ст. 421 ТК РФ, порядок и сроки введения этого положения в действие должны устанавливаться федеральным законом, то есть реализация нормы ст. 133 была отсрочена.
В соответствии с правительственным Законопроектом, предлагается исключить из ТК РФ и статью 133, и статью 421, то есть вообще полностью избавиться от «проблемы».
Авторы Правительственного Законопроекта решили навсегда расстаться с такой гарантией трудовых прав граждан как минимальный размер оплаты труда:
- из статьи 2 ТК РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования трудовых отношений, предлагается исключить упоминание о праве каждого работника на заработную плату «не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда»
- из определения минимального размера оплаты труда предлагается исключить слова «гарантированный государством»
- из перечня государственных гарантий, установленных в ст. 130 ТК РФ, исключается величина минимального размера оплаты труда.
Между тем, право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда – это конституционное право, провозглашенное в статье 37 Конституции РФ.
В связи с тем, что минимальный размер оплаты труда, по Законопроекту, не является государственной гарантией, МРОТ исключается из всех статей Трудового кодекса, гарантировавших право на вознаграждение за труд для работников, совмещающих работу с обучением (часть четвертая статьи 173, абзац пятый части второй статьи 174, часть третья статьи 176), для учеников в период ученичества (часть 2 статьи 204).
• прожиточный минимум
Государство продолжает политику снижения значимости такого стандарта как прожиточный минимум. По сути, она вообще нивелируется.
Напомним, что это не первое «наступление» на Закон о прожиточном минимуме. Государственная Дума 2 апреля 2004 года уже рассматривала законопроект № 344332-3 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Тот законопроект предлагал исключить такую категорию как «минимальный размер пенсии по старости» из ст. 2 Закона, посвященной назначению прожиточного минимума, так как в связи с изменениями пенсионного законодательства - минимального размера пенсии по старости теперь нет - отпала необходимость обосновывать прожиточным минимумом отсутствующий показатель. Также рассмотренный законопроект предлагал переформулировать и ст. 5 закона о прожиточном минимуме, исключив из нее норму об установлении соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Комментируемый же Законопроект, в принципе, имеет аналогичное содержание, но он «пошел» еще дальше и предлагает полностью упразднить принцип соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом (!!!). Для этого из ст. 2 Закона исключается норма о том, что прожиточный минимум используется для обоснования установления минимального размера оплаты труда. Прожиточный минимум будет необходим только для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, но и то не всех, а только устанавливаемых на федеральном уровне.
Также в статье 5 исключается (!!!) часть вторая, которая содержала указание на то, что минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. То есть Правительство отказывается даже от такой формулировки, которая, в принципе, носит характер пожелания, а не нормы.
В заключение остается только заметить, что в результате принятия всех изменений прожиточный минимум полностью утратит свое значение как показателя, к которому должны стремиться иные минимальные социальные стандарты.
Помимо упразднения МРОТ, из ТК РФ предлагается упразднить еще ряд гарантий, имеющих в настоящее время обязательный характер для всех работодателей и устанавливаемых на федеральном уровне.
Предлагается также упразднить минимальные нормы возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, устанавливаемых Правительством.
Также ничем не будут связаны работодатели при определении размеров возмещения расходов при переезде на работу в другую местность. В произвольном порядке предлагается работодателям определять размер надбавок за вахтовый метод работы.
Из 213 статьи ТК РФ упраздняется такая важная гарантия прав работника на здоровые и безопасные условия труда, как прохождение обязательных предварительных и периодических осмотров ЗА СЧЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.
Радикальное изменение МРОТ и его назначения тесно связано с реформированием оплаты труда работников бюджетной сферы.
IV. Реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы
Комментируемый Законопроект вносит предложения о радикальном реформировании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Суть реформы сводится к следующему:
1. Вместо категории «организации бюджетной сферы» появляются три самостоятельных вида организаций:
- федеральные государственные учреждения,
- государственные учреждения субъектов РФ и
- муниципальные учреждения.
2. В соответствии с этим разделением происходит четкое разграничение источников финансирования указанных видов учреждений – федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или муниципальный бюджет.
3. Также в соответствии с этим разделением федеральный центр отказывается нести ответственность за учреждения иные, чем федеральные государственные. Законопроект предлагает полностью отказаться от минимальных всеобщих устанавливаемых на федеральном уровне гарантий прав всех работников бюджетной сферы: права по установлению минимальных гарантий для работников тех или иных учреждений предоставляются соответствующим органам разных уровней.
3. Упраздняется МРОТ как обязательный минимальный стандарт оплаты труда на всей территории РФ, устанавливаемый федеральным законом. Вместо этого МРОТ будет иметь значение только для работников федеральных государственных учреждений.
4. Аналогичным образом изменяется и Единая тарифная сетка, она становится обязательной и носит характер гарантии только для работников федеральных государственных учреждений.
• единая тарифная сетка (далее - ЕТС)
4 февраля 1999 года был принят Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы», который устанавливал общие принципы действия и применения ЕТС. Эти принципы в себя включали:
- установление тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС федеральным законом,
- определение тарифных ставок (окладов) второго и последующего разрядов ЕТС Правительством с учетом тарифной ставки (оклад) первого разряда и межтарифных коэффициентов,
- утверждение тарифных коэффициентов для определения тарифных ставок (окладов) второго и последующих разрядов Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
Законопроект Правительства в связи с выделением особой категории «федеральных государственных учреждений» - Правительство РФ собирается нести ответственность только за работников этих учреждений – преобразует указанный Федеральный закон от 4 февраля 1999 года в Федеральный закон «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Непонятно, зачем вообще необходимо принимать подобные акты в форме законов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов? Ведь федеральный закон не оправдывает свое назначение, предлагается распространить его действие на заведомо ограниченный круг лиц, чьи и права и обязанности, по идее, при таком сужении вполне могут быть урегулированы Правительством РФ. В законе (!) не остается практически собственно норм, он расписывает полномочия Правительства РФ по установлению тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений.
Так, Законопроектом устанавливается, что
- тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливаются - Правительством РФ ,
- тарифные ставки (оклады) второго и последующего разрядов определяются – Правительством РФ,
- тарифные коэффициенты утверждаются – Правительством РФ.
Напомним еще раз, что речь идет о ЕТС работников федеральных государственных учреждений.
Логическим продолжением такой схемы являются предложения об:
- отмене Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ и
- об изменении ст. 143 Трудового кодекса РФ.
Так, в ст. 143 ТК РФ, посвященной тарифной системе оплаты труда, предлагается закрепить разграничение тарифных систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Единая тарифная сетка, устанавливаемая федеральным законом, будет распространяться, таким образом, только на работников федеральных государственных учреждений и являться гарантией по оплате труда работников только указанных учреждений.
• минимальный размер оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и МРОТы субъектов
Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в принципе, постигает такая же участь – предлагается, что устанавливаемые им гарантии будут применяться только для работников федеральных государственных учреждений (ст. 3 Закона в редакции Правительственного Законопроекта).
При этом провозглашается, что субъекты РФ своими законодательными актами могут устанавливать собственные минимальные размеры заработной платы в субъекте РФ в том случае, если они будут выше МРОТ, установленного федеральным законом, и с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Что самое интересное, установленный таким образом МРОТ в субъекте РФ будет обязателен для всех работодателей (!). То есть МРОТ в том понимании, в котором его применение уже сложилось в нашей стране, «переносится» полностью на уровень субъектов РФ. А это значит, что последствия такого решения следующие:
- минимальная заработная плата в субъекте может быть установлена, а
- может быть и не установлена,
- в разных субъектах она будет разная, что будет означать как неравенство работников, так и работодателей.
Спрашивается, где логика законодателя и как же быть с Конституцией РФ, устанавливающей, что КАЖДОМУ гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ минимального размера оплаты труда?
• педагогические работники
В духе всех изменений предлагается реформировать и оплату труда педагогических учреждений. Идея аналогичная – федеральный центр регулирует и несет ответственность только за работников федеральных государственных образовательных учреждений. Так, в Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предлагается внести следующие изменения, касающиеся труда педагогических работников:
К компетенции Российской федерации в области образования будет относиться –
- регулирование трудовых отношений во ВСЕХ образовательных учреждениях,
- установление норм труда и нормативов его оплаты, – только для работников федеральных государственных образовательных учреждений. Аналогично решается вопрос об установлении ставок заработной платы и должностных окладов. Соответственно, последнее полномочие изымается из компетенции самого образовательного учреждения,
- компенсация на книгоиздательскую продукцию устанавливается только для работников федеральных государственных образовательных учреждений (п. 8 ст. 55 Закона «Об образовании»).
Исключаются нормы об установлении педагогическим работникам зарплаты выше уровня средней заработной платы по стране (п. п. 2 и 3 ст. 54 Закона «Об образовании»), которые, в принципе, не выполнялись, так как ежегодно приостанавливались федеральными законами о федеральном бюджете.
• обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений
- отмена льготного или бесплатного питания и проезда на транспорте и соответственно, компенсации государством инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников в полном объеме (внесение соответствующих изменений в ст. 50 и 51 Закона «Об образовании» и отмена Федеральных законов «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ, «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» от 28 мая 1999 года № 102-ФЗ);
– разграничение полномочий по установлению размеров и условий выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в зависимости от принадлежности учреждения (в Закон РФ от 30 марта 1993 года № 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда» вносятся соответствующие изменения).
• регулирование труда медицинских работников
Законопроект предлагает внести изменения в статью 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан, регулирующую порядок оплаты труда медицинских и фармацевтических работников, исключив из нее все положения, касающиеся гарантий в сфере труда. В том числе исключается норма, предоставляющая медицинским и фармацевтическим работникам право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Аналогичную по своему содержанию норму предлагается также исключить из Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лишив врачей-психиатров, иных специалистов, медицинский и другой персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, прав на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, занятых деятельностью в особых условиях труда.
Законопроект предлагает оставить в текстах этих законов общие положения об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.
Также из Основ предлагается исключить право медицинских и фармацевтических работников на первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, а также право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Ряд изменений предлагается внести и в Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)».
Статьей 21 Закона в настоящее время установлено право работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей на получение государственных пособий, а также размеры этих пособий.
Вместо этого авторы комментируемого Законопроекта предлагают предоставить указанным лицам право на возмещение ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям
Правительство РФ предлагает внести изменения в закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года и главу 50 ТК РФ.
Концепция изменений, предлагаемая Правительством следующая. Уровень гарантий работников ставится в зависимость от источника финансирования организации, в которой они работают. По этому критерию выделяются следующие виды организаций:
организации, финансируемые из федерального бюджета
организации, финансируемые из бюджетов субъектов РФ
организации, финансируемые из местных бюджетов
организации, не относящиеся к бюджетной сфере.
Сразу же хотелось бы отметить, что законодательного понятия «организации, не относящейся к бюджетной сфере» не существует. Это, в принципе, не правовой термин, но поскольку он используется в Законопроекте, то мы будем ее придерживаться.
Новая редакция Закона, в соответствии с Законопроектом закрепит только гарантии и компенсации для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций будет определять Правительство.
В соответствии с этим, гарантии и компенсации работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, будут устанавливаться законами субъектов РФ и финансироваться за счет их бюджетов; организаций, финансируемых из местных бюджетов, - устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и финансироваться за счет местных бюджетов.
Что самое интересное, Законопроектом предлагается, чтобы гарантии и компенсации для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливались и финансировались - работодателем (!!!).
Аналогичным образом, то есть в зависимости от вида организации, решается вопрос об установлении:
- размера и порядка применения районного коэффициента,
- размера процентной надбавки за стаж работы в этих районах и местностях и порядка применения этой надбавки.
В соответствии с предлагаемыми поправками в Закон и Трудовой кодекс РФ, предусмотренное этими нормативными актами право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрено теперь только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. То же самое касается гарантий и компенсаций расходов, связанных с переездом.
Также признается утратившей силу ст. 14 Закона, регулирующая продолжительность дополнительных отпусков для трех категорий работников, работающих:
- в районах Крайнего Севера,
- в приравненных к ним местностях,
- и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Поскольку Трудовой кодекс дублирует отпуска только первым двум категориям работников, лица, работающие в остальных районах Севера, окончательно лишаются права на дополнительный отпуск.
Предлагается признать утратившими силу ст. ст. 6, 7, 12, 15, 21, 22 Закона, которые фактически утратили силу в связи с принятием соответствующих статей Трудового кодекса РФ, а именно ст. ст. 318, 315, 314, 322, 319, 320.
Признаются утратившими силу ст. ст. 17-19 Закона, регулирующие жилищные отношения.
Из сферы регулирования закона исключаются гарантии и компенсации лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (районный коэффициент и процентная надбавка к стипендии)
В соответствии с Законопроектом, предлагается гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа исключить из сферы регулирования закона и регулировать общими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законодательством РФ в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.
Видимо, в развитие указанного положения, признается утратившей силу ст. 24 Закона, устанавливающая гарантии при исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, и ст. 16, касающаяся размеров пособия по беременности и родам.
Также из закона предлагается исключить все нормы, касающиеся пенсионного обеспечения.
Правительство предлагает также изменить статью 34 Закона, установив, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории России и обратно один раз в три года осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, гарантии и компенсации, связанные с работой на Севере, перестают быть государственными.
VI. Отмена законов, регулирующих отношения в социально-трудовой сфере
Также Правительство РФ предлагает отменить следующие законы, регулирующие отношения в социально-трудовой сфере:
Закон РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»;
Закон РФ от 6 декабря 1991 года № 1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда»;
Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений»;
Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»;
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
Федеральный закон от 19 июня 1996 года № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»
Федеральный закон от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»;
Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 99-ФЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении»;
Федеральный закон от 28 мая 1999 года № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
Часть вторую статьи 1 и статью 2 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
VII. Реформа системы социального обслуживания населения
Законопроект предлагает внести изменения в два основных федеральных закона, регулирующих отношения в данной сфере: «Об основах социального обслуживания в РФ» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 август 1995 года № 122-ФЗ.
Говоря о реформировании системы социального обслуживания граждан, необходимо отметить два существенных момента: один касается социального обслуживания как такового, то есть клиентов социальной службы, второй – работников учреждений социального обслуживания. Оба эти момента, в принципе, вытекают из главного предложения авторов Законопроекта – передать систему социального обслуживания полностью на уровень субъектов РФ, сделав само социальное обслуживание и финансирование учреждений социального обслуживания расходными обязательствами субъектов РФ. При этом полностью исключается участие и деятельность в данной сфере не только Российской Федерации и органов государственной власти РФ, но и муниципальных органов. Из всего этого следуют два важнейших, на наш взгляд, момента:
1. отмена федеральных государственных стандартов социального обслуживания, обязательных для всех социальных служб независимо от формы собственности на свей территории РФ;
2. отмена гарантий и льгот для работников государственной системы социальной служб, в том числе и медицинских работников, устанавливаемых на федеральном уровне. Законопроектом предлагается, что все гарантии, а также меры социальной поддержки для этих работников могут предусматриваться законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Причем для социальных работников речь идет об отмене не только собственно льгот (напр., первоочередная установка квартирного телефона, бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа). Законопроектом затрагиваются и иные их права, например, на работу на условиях трудового договора, бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований; обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ. В случае принятия Законопроекта все гарантии будут предоставляться только в случае, если они предусмотрены нормативными актами субъектов РФ и только в объеме, определенном этими актами.
VIII. Отмена и монетаризация льгот
• Ветераны
Комментируемый Законопроект предлагает внести существенные изменения в Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, направленные на уменьшение расходов федерального бюджета и перевод самой многочисленной группы ветеранов – ветеранов труда – на «попечение» субъектов РФ (по данным авторов Законопроекта в стране проживает 9 361 426 ветеранов труда., в то время как ветеранов боевых действий - 147 289 чел., а инвалидов войны - 966 790 чел.).
Наиболее существенные изменения касаются перечня льгот, или содержания социальной поддержки, если пользоваться терминологией Законопроекта.
Для ВСЕХ ветеранов исключаются льготы:
- по налогообложению,
- по торговому обслуживанию,
- обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
- санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
- трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
- получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Поскольку Федеральный закон «О ветеранах» касается нескольких групп граждан и устанавливает самые различные льготы для каждой из них, рассмотреть их подробно не представляется возможным. Коротко, речь идет, конечно же, о сокращении перечня льгот каждой категории граждан и выплате денежной компенсации в установленном размере (подробнее – см. извлечения из Справки к Законопроекту, приведенные в Приложении № 1 к настоящему Комментарию). В самом невыгодном положении оказываются ветераны труда, для которых федеральный центр отказывается гарантировать хоть что-либо и провозглашает, что меры социальной поддержки ветеранов труда устанавливают субъекты РФ.
Другой инновацией Законопроекта является «воскресение», придание нового дыхания Федеральному закону «О государственной социальной помощи», видимо, потому что он отвечает принципу «адресности мер социальной поддержки». Так вместо санаторно-курортного лечения и обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения предлагается предоставить возможность получить государственную социальную помощь в виде субсидии, порядок предоставления которой будет определен одноименным федеральным законом. Причем эта субсидия не будет предоставляться ветеранам труда, так как их социальная поддержка определяется субъектами РФ.
Вообще, предоставление государственной социальной помощи представляет собой крайне забюрократизованный процесс, который будет подробно описан в законе в редакции Законопроекта. Сама государственная социальная помощь носит срочный характер (не более одного года).
• Жертвы политических репрессий
Законопроектом предлагается, в принципе, полностью изменить идею Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1 в связи с тем, что социальная поддержка жертв политических репрессий объявляется расходными обязательствами субъектов РФ.
Таким образом, определяется, что порядок выплаты денежных компенсаций, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, регулирование всех этих вопросов исключается из сферы Закона от 18 октября 1991 года. Аналогичным же образом исключается полностью статья 16 действующей редакции Закона, в которой перечислены все льготы жертвам политических репрессий: жилищно-коммунальные услуги, проезд городским, пригородным транспортом, льготный проезд на междугородном транспорте один раз в год, лекарственное обеспечение, обеспечение транспортом, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная установка телефона, пересылка и доставка денежных компенсаций. Повторяем, вместо всего этого меры социальной поддержки указанной категории граждан будут определяться субъектами РФ.
• Инвалиды
Законопроект предлагает внести в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ следующие изменения. Напомним, что содержание социальной поддержки инвалидов войны определяется Федеральным Законом «О ветеранах».
Предлагается исключить следующие льготы:
из перечня технических средств реабилитации инвалидов исключаются средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами).
право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета;
обеспечение транспортными средствами инвалидов из числа ветеранов в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах";
право на обеспечение техническими и иными средствами реабилитации лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
освобождение от уплаты арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании;
право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты;
право инвалидов и детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях;
право инвалидов I группы и детей-инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица;
право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 50-процентную скидку за пользование телефоном и радиотрасляционной точкой;
право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси;
право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;
право инвалидов I и II групп и детей-инвалидов на право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
право детей-инвалидов и сопровождающих их лиц на бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов;
право инвалидов, в том числе детей-инвалидов, достигших пятилетнего возраста, имеющих соответствующие медицинские показания, на обеспечение транспортными средствами;
право инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не получивших их или отказавшихся от их получения, на ежегодную денежную компенсацию транспортных расходов;
гарантии предоставления льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Сложно давать комментарий таким предложениям, так как предлагаемые взамен льгот компенсации явно не в состоянии покрыть все возможные расходы граждан.
Так, взамен указанных льгот предполагается введение ежемесячной денежной выплаты инвалидам, размер которой будет зависеть от степени ограничения к трудовой деятельности:
для инвалидов, имеющих III степень ограничения к трудовой деятельности – 1400 рублей;
для инвалидов, имеющих II степень ограничения к трудовой деятельности – 1000 рублей;
для инвалидов, имеющих I степень ограничения к трудовой деятельности – 800 рублей;
для инвалидов, не имеющих степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, – 500 рублей;
для детей-инвалидов - 1000 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации по решению Правительства РФ.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки передаются органам государственной власти субъектов РФ. Хотя в то же время предусматривается, что будет принята Федеральная Программа реабилитации инвалидов, но ее содержание и объем услуг, которые по ней будут предоставляться, не ясны.
Предлагается изменить также гарантии и льготы в сфере занятости инвалидов. Государство хочет отказаться от осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.
Квотирование рабочих мест предлагается осуществлять в организациях, численность работников, которых составляет более 100 человек, с одновременной отменой внесения обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы
Правительственный Законопроект предлагает внести следующие изменения в Закон РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 года N 4302-1.
Предлагается отменить следующие льготы
льготы по налогообложению для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
для общественных благотворительных объединений (организаций), создаваемых Героями и полными кавалерами ордена Славы и состоящих только из указанных лиц - льготы по налогообложению, а также право на получение оборудованных телефонной связью помещений за счет средств федерального бюджета для осуществления своей уставной деятельности, освобождаясь при этом от платы за пользование телефоном, оплаты эксплуатации указанных помещений и коммунальных услуг;
бесплатность оказания медицинской помощи (сохраняется принцип первоочередного и внеочередного обслуживания Героев и членов их семей);
льготы по санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению, зубопротезной помощи;
право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте и один раз в два года на междугородном;
право на бесплатное посещение государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров и размещенных в них экспозиций, выставок и ярмарок (сохраняется принцип внеочередности)
льготы при пользовании услугами связи,
преимущественное право оставления на работе при сокращении численности и штата, первоочередное трудоустройство при ликвидации предприятия, учреждения или организации.
бесплатное обучение и переобучение новым профессиям по месту работы на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, а также платных учебных заведениях и на курсах.
преимущественное право детей умерших (погибших) Героев и полных кавалеров ордена Славы поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и бесплатного обучения в них при условии, если образование данного уровня они получают впервые
вместо гарантированного БЕСПЛАТНОГО захоронения с воинскими почестями умершего (погибшего) Героя и полного кавалера ордена Славы за счет средств федерального бюджета Законопроект отдает все полномочия Правительству РФ по определению порядка захоронения.
Вместо указанных льгот Законопроектом предлагается установить Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы ежемесячную денежную выплату в размере 3500 рублей в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанная выплата подлежит индексации по рению Правительства РФ.
• Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
В Федеральный закон от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предлагается внести следующие изменения.
Предлагается отменить следующие льготы:
по бесплатному проезду один раз в год (туда и обратно) транспортом и бесплатному пользованию городским пассажирским транспортом, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности автобусами внутриобластных линий.
бесплатное профессиональное обучение или переобучение по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров.
предоставление Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до трех недель в год в удобное для них время.
бесплатное обслуживание в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Вместо этого названным категориям граждан устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 3 500 рублей в порядке, определяемом Правительством РФ.
• Доноры
Предлагается отменить следующие льготы, которые, на самом деле, являются правами доноров, в том числе и в сфере трудовых отношений. Их отмена, по нашему мнению, отразится крайне негативным образом на здоровье доноров (то, что граждане перестанут сдавать кровь, маловероятно, даже при полном отсутствии поддержки государства).
в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы с сохранением за ним среднего заработка за эти дни.
в случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка.
в случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.
после каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
донорам, сдавшим в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, - надбавка к стипендии студентам и лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» не будет предоставляться более льгота на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения; льготное приобретение лекарств; снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг; льготы по проезду. Вместо указанных льгот будет установлена ежегодная денежная выплата в размере 6 тысяч рублей в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Средства на данную выплату, в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации будут предусматриваться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации. Одновременно с этим Законопроект устанавливает, что с 1-го января 2005 награждение знаком «Почетный донор» не будет производиться.
• Льготники по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания,
и инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы, а также участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС лишаются:
Прав, связанных с оказанием медицинской помощи, такие как право на бесплатное оказание медицинской помощи, диспансеризацию, бесплатное приобретение лекарств, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, бесплатный проезд по территории России на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения и обратно, а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет и ряд др.
права на бесплатный проезд по территории России на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом
льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах
права на внеочередную установку телефона;
права на одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами
права поступления на подготовительные отделения при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем
права на одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 50 процентов ссуды за счет средств федерального бюджета и одноразовое получение беспроцентной ссуды для организации подсобного или фермерского хозяйства
Помимо перечисленного у участников ликвидации предлагается отнять и право на скидку в размере 50 процентов со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным, водным транспортом по территории России.
Размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предлагается установить в зависимости от степени ограничения трудовой деятельности. Ежемесячная денежная выплата гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, производится в размере, установленном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов, имеющих 1 степень ограничения трудовой деятельности.
Участникам предлагается осуществлять ежемесячную денежную выплату в размере 1000 рублей, включая предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения получают право на ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, включая предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанные лица лишаются следующих льгот:
скидка в размере 50 процентов со стоимости изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики)
скидка в размере 50 процентов со стоимости приобретаемых по рецептам врачей лекарств, оказания медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет
получение в первоочередном порядке по месту работы ежегодной путевки для санаторно-курортного лечения или отдыха
одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 25 процентов ссуды за счет средств федерального бюджета
бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов
права поступления на подготовительные отделения при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем
одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами
Гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 800 рублей
Указанные лица теряют право на:
одноразовое получение беспроцентной ссуды на хозяйственное обзаведение и на строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками.
получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков
освобождение от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства сроком на пять лет со дня эвакуации (переселения)
Эвакуированные лица также теряют право на
льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах
права поступления на подготовительные отделения при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем
бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет
первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - денежную компенсацию в размере ее средней стоимости.
скидка в размере 50 процентов со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным, водным транспортом по территории Российской Федерации
первоочередную установку телефона
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики).
Переселенные граждане теряют также право на:
получение в первоочередном порядке по месту работы ежегодной путевки для санаторно-курортного лечения или отдыха
первоочередную установку телефона
Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей.
Указанные лица лишаются права на
увеличение на 100 процентов размера пособия на детей малообеспеченным семьям
частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за время этого отпуска пособия на ребенка в двойном размере
освобождение от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства
освобождение от обложения налогами всех видов надбавок к заработной плате, предусмотренных в настоящей статье
обеспечение ежегодными путевками в санатории, пансионаты, профилактории и другие оздоровительные учреждения, исходя из реальных потребностей
одноразовое получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий
бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре, амбулаторно) и диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определяемым Правительством Российской Федерации
Право на бесплатное питание для детей для всех категорий льготников заменяется ежемесячной компенсацией.
Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей.
Указанные лица лишаются права на
увеличение на 100 процентов размера пособия на детей малообеспеченным семьям
частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за время этого отпуска пособия на ребенка в двойном размере
освобождение от обложения налогами всех видов надбавок к заработной плате, предусмотренных в настоящей статье
обеспечение ежегодными путевками в санатории, пансионаты, профилактории и другие оздоровительные учреждения, исходя из реальных потребностей
бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре, амбулаторно) и диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определяемым Правительством Российской Федерации
регулярное комплексное медицинское обследование.
Детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей.
Детям и подросткам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется выплата в размере 300 рублей.
Предлагается исключить норму об обязательном государственном страховании.
Соответственно, меняются льготы для граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
|