КТО ЕСТЬ КТО,
или имидж организации и авторитет профсоюзного лидера
Заботясь о сохранении традиционных отраслевых профсоюзов и расширении их позитивной деятельности, творцы «новой профсоюзной идеологии» (поверьте, есть и такие) все чаще призывают представителей СМИ пропагандировать «новый имидж» профсоюзов, и прежде всего как правозащитных организаций. А что же сами профсоюзные лидеры, от них разве мало что зависит, занимаются ли они сами, как принято сегодня говорить, «пиаром» своих организаций, и способствует ли росту популярности профсоюзов в гражданском обществе России их личный авторитет? Какие они сегодня на деле и какими, по мнению активистов профсоюзных и других общественных и социальных движений, они должны быть?
Ответить на этот вопрос отчасти поможет новая публикация (январь 2006 г.) социолога и публициста Карин Клеман о новых социальных движениях в России, с которой можно ознакомиться на сайте ikd.ru. По мнению Клеман, «политическая культура России, действительно, во многом основана на сильных личностных моментах». В проведенном «Институтом «коллективное действие» исследовании из уст респондентов – активистов прозвучали в том числе и такие мнения:
-авторитет никак не связан ни с формальными признаками типа «формальный статус», ни с обеспечением материальных благ членами организации. «Хороший лидер» -
-уважаемый среди соратников человек;
-«моральный авторитет», которому свойственны порядочность, честность, искренность;
-человек с организаторскими способности»;
-с уменьем мобилизовать. Это значит, что «за лидером идут», что это «человек, который ведет за собой людей;
-он умеет слушать людей, соответственно идентифицироваться и развивать самые сильные стороны каждого члена коллектива, контактировать с людьми, убеждать людей в том, что нужно делать именно так;
-преданный общественному делу. Как выразился представитель «Союза Чернобыль», «лидер это человек, который может без ограничений своего времени и сил служить общественным целям», стремящийся к эффективности действий;
- неподкупный, принципиальный, «со всей принципиальностью и жесткостью отстаивает интересы данной группы, не идет на подкуп правительством, соглашательство, предательство»; «кто не сдастся». К таким людям относятся «подвижники, т.е. люди, о которых мы знаем, что они не предадут под давлением властей».
-Человек, обладающий стратегическим видением, который видит перспективы, куда идти;
- очень ответственный».
Многие респонденты в вышеозначенном исследовании таакже отмечают, что важны еще целеустремленность, работоспособность, способность постоянно поднимать личную планку, своим примером показывать людям, что ты достоин этой позиции (но только делами, а не какими-то интригами);
-обладающий неутомимостью и наряду с этим – терпением;
-осознающий свои обязательства по отношению к членам организации; умеющий создать хорошую внутреннюю атмосферу, «которая строится не на лидерстве, не на иерархии, а на хорошем товарищеском отношении».
В ответах респондентов прозвучало и такое предостережение: «Очень важен баланс, т.к. человеку свойственно ошибаться, и сильный лидер, который может во всех вселить уверенность, повести за собой, потом может завести всю команду в болото и погубить все дело». В переводе на современный профсоюзный язык, члены организации не должны позволить своему лидеру «зарываться», должны иметь возможность открыто обсуждать и критиковать его действия. Если мы позволим лидеру, паче чаяния, запугать нас некими репрессиями, организацию нужно не «пиарить», а смело распускать - она переродилась. Работникам не нужен «репрессивный» профсоюз, они и так испытывают стресс из – за угрозы репрессий со стороны работодателя.
В любом обществе существовали некие этические нормы для представителей различных слоев, и они сильно отличались друг от друга, пока не сцементировались (подчас все же недостаточно прочно) в некие общечеловеческие ценностей. Сейчас в ходу такое понятие, как «корпоративная этика», и сочиняются целые трактаты о лояльности персонала к администрации, о лояльности профсоюзов к властям (хотя, по Булгакову, прокуратор Понтий Пилат и Ганоцци все равно носители различных ценностей). Что из этого следует? Очевидно, что хотя общечеловеческие ценности и должны быть свойственны лидеру – порядочному человеку, жизнь организаций строится по иным правилам. «Новая профсоюзная идеология», «новый имидж» профсоюзов останутсяя пустым звуком, если профсоюзный лидер растратит свой авторитет не на профсоюзную работу по определенным законом правилам, а многочисленные сделки, которые мало что дают ччленам организации. Хотя и тешат тщеславие лидеров…
Роза Горн
|