title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

 

Дело №2-2135/5(06) .

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2006 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Шурыгиной Л.Г.,

при участии представителей Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России - Ермиловой Н.П., Мухамбетовой С.Р., представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - Мокрушиной А.А., представителя Независимого профсоюза горняков России - Сергеева А.А.,

при секретаре Суриной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России об оспаривании действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Свердловская региональная организация Независимого профсоюза горняков России (СРО НПГР) обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области № 25-08-1758 о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР.

8 обоснование своих требований заявитель указал, что СРО НПГР - самостоятельная организация, зарегистрированная в качестве юридического лица 11 ноября 1991 года Управлением юстиции Свердловской области, за № 363 серия П-СИ, свидетельство № 2357 от 23.04.1998 года. 14 июня 2006 года ГУ ФРС по Свердловской области издано распоряжение № 25-08-1758 о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР. Основанием для вынесения данного распоряжения послужило уведомление № 264 от 31.05.2006 г. и выписка из протокола заседания Совета представителей от 19.05.2006 г. Указанные документы представлены в ГУ ФРС по Свердловской области неизвестными лицами, не имеющими полномочий действовать от имени СРО НПГР. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Вместе с тем, собрание (конференция) СРО НПГ решения о ликвидации не принимало, ликвидационную комиссию не назначало, в ГУ ФРС по Свердловской области уполномоченным органом СРО НПГР уведомление с установленным законом пакетом документов не направлялось. Таким образом, заявитель считает, что действия ГУ ФРС по Свердловской области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР нарушают его права, установленные и гарантированные законом.

На основании изложенного заявитель СРО НПГР просил признать незаконными действия ГУ ФРС по Свердловской области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР; признать незаконным распоряжение ГУ ФРС по Свердловской области № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР с момента его принятия.

В дополнительном заявлении от 13.07.2006 г. заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконными действия ГУ ФРС по Свердловской области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица. Распоряжение ГУ ФРС по Свердловской области № 25- 08-1758 от 14.06.2006 г. признать незаконным и недействительным с момента принятия.

В судебном заседании и в письменных пояснениях (л.д.60-65 т.2) представители СРО НПГР - Ермилова Н.П., действующая по доверенности от 26.06.2006 г., Мухамбетова С.Р., действующая по доверенности от 26.06.2006 г., на требованиях заявления настаивали, суду пояснили, что Свердловская региональная организация Независимого профсоюза горняков России является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированном в установленном законом порядке. СРО НПГР создана 13.07.1991 года учредителями - физическими лицами. Профсоюз был зарегистрирован как юридическое лицо Управлением юстиции Свердловской области 11.11.91 г., выдано свидетельство о регистрации № 97 от 11.11.1991 г. Заявитель и его уполномоченные органы никогда не обращались с заявлениями о вступлении в Независимый профсоюз горняков России о вхождении в состав в качестве структурного подразделения, а также не обращались в

 

 

 

 

регистрирующие органы с заявлениями о ликвидации, реорганизации, регистрации в
качестве отделения Независимого профсоюза горняков России. В 1998 г . в соответствии
со ст. 52 Федерального закона «Об общественных объединениях» заявитель прошел
процедуру перерегистрации и профсоюзу было выдано свидетельство о регистрации №
2357 от 23.04.1998 г. Заявитель не регистрировался в качестве отделения НПГР.
Деятельность СРО НПГР осуществляется на основании Устава региональной организации
независимого профсоюза горняков г. Североуральска, утвержденного конференцией НПГ
13.07.1991 г. В соответствии с данным Уставом деятельность НПГ может быть
прекращена только на основании решения собрания (конференции). Предъявленное в ГУ
ФРС по Свердловской области решение о ликвидации СРО НПГР уполномоченными
органами СРО НПГР не принималось. Данное решение представлено в регистрирующий
орган лицами, не наделёнными такими правами. Принимая во внимание, что СРО НПГР
решение о своей ликвидации не принимало, у ГУ ФРС по Свердловской области не было
оснований для вынесения распоряжения о государственной регистрации начала
процедуры ликвидации СРО НПГР. Оспариваемое распоряжение вынесено на основании
документов, не имеющих юридической силы, кроме того, перечень представленных
документов не соответствует закону. В результате действий ГУ ФРС по Свердловской
области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. нарушены права
профсоюза на осуществление уставной деятельности: представление интересов членов
профсоюза, ведение коллективных переговоров, пострадала репутация профсоюза.

Таким образом, представители СРО НПГР просили признать незаконными действия ГУ ФРС по Свердловской области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица, признать распоряжение ГУ ФРС по Свердловской области № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. незаконным и недействительным с момента принятия.

Представитель УФРС по Свердловской области Мокрушина А.А., действующая по доверенности от 05.10.2006 г., в судебном заседании и в представленном в суд отзыве (л.д. 25-29 т.1, 67-69 т.2, 168-179 т.2) с заявлением не согласилась, указала, что организация СРО НПГР является структурным подразделением (отделением) Независимого профсоюза горняков России с момента её создания. 11 ноября 1991 года отделом юстиции Свердловского облисполкома был зарегистрирован Устав Региональной организации Независимого профсоюза горняков и выдано свидетельство о регистрации Устава общественного объединения за № 97 от 11.11.1991 года в соответствии с законом СССР "Об общественных объединениях" от 09.10.1990 г. Указанная организация действовала на основании Устава Региональной организации Независимого профсоюза горняков, утверждённого конференцией 13.07.1991 года. На основании ст. 52 ФЗ "Об общественных объединениях" профсоюз как юридическое лицо, созданное до вступления в силу ФЗ "Об общественных объединениях", прошёл перерегистрацию в 1998 году в Управлении юстиции Свердловской области. Для перерегистрации в Управлении юстиции Свердловской области профсоюзом были представлены следующие документы: заявление № 22 от 21.04.1998 г. о регистрации, выписка из протокола № 2 от 03.04.1998 г., справка о юридическом адресе, список первичных организаций, объяснительная, копия свидетельства о регистрации Устава № 97, уведомление центрального руководящего органа НПГ России о наличии региональной организации, действующей на основании единого Устава в соответствии со ст. 21 ФЗ "Об общественных объединениях", Устав НПГ России и другие документы. В соответствии с представленными документами Управление юстиции Свердловской области 22.04.1998 года осуществило перерегистрацию профсоюза в качестве структурного подразделения Независимого профсоюза горняков России, внесло соответствующие записи в государственный реестр юридических лиц, присвоило профсоюзу новый номер - 2357 и выдало новое свидетельство № 2357 от 22.04.1998 года. При этом, Устав профсоюза, зарегистрированный 11.11.1991 г., и свидетельство о регистрации Устава № 97 в связи с перерегистрацией юридического лица утратили силу. С 22.04.1998 года до настоящего времени какие-либо изменения в учредительные документы профсоюза не вносились, государственная регистрация изменений в учредительные документы не осуществлялась. 31 мая 2006 года в ГУ ФРС по Свердловской области поступили документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации СРО НПГР и назначении ликвидационной комиссии. По результатам рассмотрения представленных документов Главным управлением принято решение: осуществить государственную регистрацию начала процедуры ликвидации организации. Данное решение принято ГУ ФРС по Свердловской области на основании уведомления о принятии решения о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии, подписанного
председателем НПГ России Сергеевым А.А., и постановления Совета представителей НПГ
России от 19.05.2006 г. о прекращении деятельности организации как юридического лица
и назначении ликвидационной комиссии. В соответствии с действующим
законодательством, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его
учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными
документами. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза осуществляется
по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, а ликвидации
профсоюза как юридического лица - в соответствии с федеральным законом. Порядок
прекращения деятельности и ликвидации профсоюза должен предусматривать устав
профсоюза. СРО НПГР является структурным подразделением Независимого профсоюза
горняков России и действует на основании единого Устава НПГР. Уставом НПГР
установлено, что региональные организации НПГР осуществляют свою деятельность на
основании Устава НПГР и нормативных документов, утверждённых съездом или Советом
представителей НПГР. Совет НПГР принимает решения о создании, приёме, приостановке
(прекращении) деятельности организаций НПГР. Иных положений о прекращении
деятельности или ликвидации региональных организаций НПГР Устав не
предусматривает. Таким образом, решение о прекращении деятельности региональной
организации НПГР принимает Совет НПГ России, поскольку иное уставом НПГР не
предусмотрено.

Документы для государственной регистрации начала процедуры ликвидации представлены в ГУ ФРС по Свердловской области в соответствии с Уставом НПГ России, в полном объёме и надлежащим образом оформлены. Учитывая, что федеральный закон запрещает отказывать в государственной регистрации профсоюзов, а также в связи с соответствием представленных документов нормам Устава профсоюза, ГУ ФРС по Свердловской области было принято соответствующее решение о государственной регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица, оформленное распоряжением № 25-08-1758 от 14.06.2006 г. Оспариваемое распоряжение принято ГУ ФРС по Свердловской области в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Действиями ГУ ФРС по Свердловской области права и свободы профсоюза не нарушены, поскольку ГУ ФРС по Свердловской области каких- либо актов о ликвидации профсоюза не принимало, постановление Совета представителей НПГ России от 19.05.2006 г. не признано незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Независимый профсоюз горняков России, председатель которого Сергеев А.А., действующий на основании Устава НПГР и постановления VI Съезда от 16.09.2003 г., в судебном заседании и в представленном в суд отзыве (л.д. 3-8 т.2) с заявлением не согласился. Представитель НПГР указал, что организационное строение НПГ России определено в разделе 4 Устава, согласно которому члены НПГ России, объединённые в первичные организации, объединяются при необходимости в территориальные и региональные организации, которые являются структурными подразделениями НПГ России. Руководящим органом профсоюза является Совет представителей НПГ России. Руководствуясь Уставом и постановлениями Съезда, Совет представителей НПГ России принимает решение о создании, приеме, приостановке (прекращении) деятельности организаций в НПГ России.

25.06.1995 г. на конференции НПГ г. Североуральска принято решение о приведении Устава НПГ г. Североуральска в соответствие с законодательством и Уставом НПГ России. На основании данного решения Совет представителей НПГ России 21-22 июня 1997 года решил создать на базе первичных организаций, входящих в НПГ г. Североуральска, Свердловскую организацию НПГ России и принял постановление «О регистрации Свердловской организации НПГ России». 29.12.1997 г. руководством НПГ России в Управление юстиции Свердловской области было направлено уведомление о наличии региональной организации НПГР на территории Свердловской области. 21.04.1998 г. Совет представителей НПГ г. Североуральска также 21.04.1998 г. направил в Управление юстиции Свердловской области уведомление о наличии региональной организации, в котором был указан орган профсоюза - Исполнительный комитет. Совет представителей и Исполнительный комитет - это органы, предусмотренные Уставом НПГР. 22.04.1998 г. Управлением юстиции Свердловской области выдано свидетельство № 2357 о регистрации СРО НПГР. Таким образом, Свердловская региональная организация НПГР было создано как структурное подразделение НПГ России. Данное обстоятельство подтверждается:

- заявлениями граждан, работающих на предприятиях Свердловской области, и состоящих на учете в первичных организациях НПГР о вступлении в НПГР;

- членством представителей этой организации в выборных органах НПГР, участием делегатов от этой организации в съездах;

- ежемесячными перечислениями, на основании решений Съезда и Совета представителей НПГР, профсоюзных взносов в вышестоящий орган Профсоюза;

регулярным предоставлением в вышестоящий орган Профсоюза установленной в Профсоюзе отчетности.

19 мая 2006 года Советом представителем НПГ России принято решение о ликвидации Свердловской региональной организации НПГР. Указанное решение принято руководящим органом Профсоюза, уполномоченным на это Уставом НПГ России и съездом. НПГ России были представлены в ГУ ФРС по Свердловской области все необходимые документы для регистрации начала процедуры ликвидации в соответствии с действующим законодательством и по формам, установленным Правительством РФ.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление СРО НПГР не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 11.11.1991 г. Свердловским областным отделом юстиции зарегистрирован Устав Региональной организации Независимого профсоюза горняков г. Североуральска, выдано свидетельство № 97 о регистрации Устава общественного объединения (л.д. 59 т.1). Текст данного Устава содержит и другие названия организации: «Североуральский независимый профсоюз горняков», «НПГ». Уставом предусмотрено, что Профсоюз действует на основе самоуправления и самофинансирования, автономен и независим, не подотчетен и не подконтролен. Деятельность НПГ может быть прекращена только на основании решения собрания (конференции) или действующего законодательства. Постоянно действующий исполнительный орган — исполнительное бюро. Кроме того, органом НПГ также является собрание (конференция), которое решает вопрос о членстве НПГ в республиканских, союзных и международных профсоюзных организациях.

21.04.1998 г. Совет представителей НПГ г. Североуральска известил Управление юстиции Свердловской области о наличии РО НПГ г. Североуральска на территории Свердловской области, действующей на основании Устава РО НПГ г. Североуральска, зарегистрированного Управлением юстиции Свердловской области 11.11.1991 г. за № 97 с просьбой произвести государственную уведомительную регистрацию.

29.12.1997 г. НПГ России известил Управление юстиции Свердловской области о наличии РО НПГР на территории Свердловской области, действующей на основании Устава НПГР, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 19.05.1992 г.

22.04.1998 г. Управление юстиции Свердловской области выдало СРО НПГР свидетельство о регистрации общественного объединения № 2357 с указанием даты создания 11.11.1991 г. и руководящего органа - Исполнительного комитета (л.д. 176 т.1).

30 мая 2006 года НПГ России было направлено в ГУ ФРС по Свердловской области уведомление о принятии решения о ликвидации Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России с приложением соответствующих документов.

Заключением ГУ ФРС по Свердловской области № 2357, утвержденным 14.06.2006 г. заместителем руководителя ГУ ФРС по Свердловской области Козыревым О.С., установлено, что в отношении СРО НПГР 19.05.2006 г. Советом представителей НПГР принято решение о начале процедуры ликвидации, документы для внесение изменений в сведения об общественном объединении представлены в полном объеме, оснований для отказа в государственной регистрации не усматривается (л.д. 107).

14 июня 2006 года ГУ Федеральной регистрационной службы по Свердловской области издано оспариваемое заявителем распоряжение № 25-08-1758 о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица - общественного объединения СРО НПГР. Согласно данному распоряжению принято решение: осуществить государственную регистрацию начала процедуры ликвидации Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России, ОГРН 1036605610524 от 29.01.2003 г., учётный номер 2357; внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о начале процедуры ликвидации в сведения юридического лица - общественного объединения СРО НПГР; направить в УФНС по Свердловской области соответствующие документы для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (л.д. 122).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного
федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в
государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических
лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Согласно п. 2, 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации общественных объединений, является Федеральная регистрационная служба, подведомственная Министерству юстиции РФ (п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1315).

В соответствии с п. 29 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ, утверждённого Приказом Минюста РФ от 03.12.2004 № 183, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Из изложенного следует, что ГУ ФРС по Свердловской области, принимая решение об осуществлении государственной регистрации начала процедуры ликвидации в отношении СРО НПГР, действовало в пределах полномочий, предоставленных данному органу действующим законодательством.

Дело №2-2135/5(06) 6

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общественных объединениях» СРО НПГР как юридическое лицо, созданное до вступления в силу указанного закона, прошло перерегистрацию в 1998 году.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в редакции от 14.04.1995 г.) государственная регистрация отделения общественного объединения производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

Как следует из материалов регистрационного дела № 97, исследованных в судебном заседании, в своем уведомлении от 21.04 1998 года НПГ г. Североуральска указывает о том, что действует на основании Устава РО НПГ г. Североуральска, зарегистрированного 11.11.1991 г. за № 97 и просит произвести (государственную) уведомительную регистрацию. Помимо данного уведомления заявителем на регистрацию в Управление юстиции Свердловской области был представлен Устав НПГР и уведомление Независимого профсоюза горняков России от 29.12.1997 года, в котором Совет представителей Независимого профсоюза горняков России сообщает Управлению юстиции Свердловской области о наличии Региональной организации НПГ России на территории Свердловской области, действующей на основании Устава НПГР. Устав СРО НПРГ, приведенный в соответствие с Федеральным законом «Об общественных объединениях», заявителем на регистрацию представлен не был. В уведомлениях НПГ г. Североуральска от 21.04 1998 года и Независимого профсоюза горняков России от 29.12.1997 года в качестве руководящего органа профсоюза указан - Исполнительный комитет, вместе с тем, в Уставе РО НПГ г. Североуральска данный орган не предусмотрен. Исполнительный комитет как руководящий орган предусмотрен Уставом НПГ России, кроме того, в обоих уведомлениях указано на наличие в профсоюзе должности председателя, однако Устав РО НПГ г. Североуральска предусматривает только должность председателя исполнительного бюро. Избрание председателя предусмотрено п. 5.6 Устава НПГ России. Таким образом, из представленных на перерегистрацию в 1998 г. документов усматривается, что заявителем в соответствии с Уставом НПГР был сформирован руководящий орган профсоюза - Исполнительный комитет и избран председатель профсоюза - Волкодав В.В.

Данные обстоятельства, а именно: предоставление заявителем на регистрацию в 1998 году Устава НПГР, уведомления НПГР от 29.12.1997 года о наличии Региональной организации НПГ России на территории Свердловской области, формирование в соответствии с Уставом НПГР руководящего органа профсоюза и избрание председателя региональной организации профсоюза, свидетельствует о том, что РО НПГ г. Североуральска действовала на основании Устава НПГР и была перерегистрирована в 1998 г. в качестве структурного подразделения (отделения) НПГР.

Вышеуказанное подтверждаются показаниями допрошенного в судебном заседании 18.10.2006 г. в качестве свидетеля Волкодава В.В., который пояснил, что в 1998 г . являлся председателем РО НПГ г. Североуральска и представлял документы на перерегистрацию профсоюза. В комплекте документов на регистрацию был представлен Устав НПГР. Профсоюз (РО НПГ г. Североуральска) действовал на основании единого Устава НПГ России, принятого в 1991 году в г. Южно-Сахалинске, и входил в структуру НПГ России. Волкодав В.В. также пояснил, что уведомление от имени РО НПГ г. Североуральска о проведении государственной регистрации было составлено лично им; указание в уведомлении на то обстоятельство, что профсоюз действует на основании Устава РО НПГ г. Североуральска, 1991 г., свидетель объяснил своей недостаточной юридической
грамотностью.

Свидетель Золотарев В.Л. в судебном заседании 25.10 2006 г. пояснил, что до 2004 г. он был членом СРО НПГР, входил в Исполнительный комитет СРО НПГР. В тот период, когда он являлся членом СРО НПГР, данная организация пользовалась Уставом НПГР, являлась структурным подразделением НПГР, перечисляла взносы в НПГР.

У суда не имеется оснований не доверять вышеприведенным показаниям свидетелей, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются с другими доказательствами, имеющимися по делу, в частности, материалами регистрационного дела, бухгалтерскими документами, подтверждающими ежемесячное перечисление заявителем профсоюзных взносов в вышестоящий орган профсоюза.

То обстоятельство, что СРО НПГР является структурным подразделением НПГР и действует на основании Устава НПГР, подтверждается также и другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Как следует из постановления Совета представителей НПГР от 21-22 июня 1997 г., структура профсоюза предусматривает наличие региональных организаций НПГ России - организации профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации (л.д. ПЗт.2).

Согласно протоколу заседания Совета Представителей НПГР от 15-16 декабря 2003 г., Советом представителей НПГР было подтверждено решение Совета представителей НПГ России от 23.05.2001 г. о перечислении первичными, территориальными и региональными организациями НПГ России 10 % членских взносов (л.д. 109 т.2) .

Факт регулярного перечисления заявителем 10 % членских взносов за период 2003 - 2005 г.г. подтверждается поквартальными расчетными ведомостями по обязательным платежам в НПГ России, заверенными печатью РО НПГ г. Североуральска и подписанными руководителем и бухгалтером профсоюза; платежными поручениями РО НПГ г. Североуральска за период 2004-2005 г.г., согласно которым в указанный период ежемесячно перечислялись профсоюзные взносы в НПГ России в размере 10 % (л.д. 114- 152 т.2).

Доводы представителей заявителя о том, что перечисление вышеуказанных профсоюзных взносов НПГ России производилось в рамках Соглашений о сотрудничестве между СРО НПГР и НПГР суд во внимание не принимает, поскольку доказательств, подтверждающих данные утверждения, суду не предоставлено, несмотря на разъяснение представителям заявителя обязанности представить Соглашения о сотрудничестве между СРО НПГР и НПГР.

То обстоятельство, что СРО НПГР действует на основании Устава НПГ России, следует также из Апелляции Съезду НПГ России, поданной от имени СРО Независимого профсоюза горняков и подписанной председателем Брыкушиной М.В. (л.д.44 т.2). Согласно данному документу СРО Независимого профсоюза горняков руководствуясь п. 4.11 Устава НПГ России, предусматривающим право организации НПГ России подать апелляцию к Съезду НПГ России (в редакции от 08-10.7.1999 г.), оспаривает решения Совета представителей Независимого профсоюза горняков России по мотивам принятия их в нарушение норм Устава НПГ России.

Показания свидетелей Комлева В.А., Брыкушина Э.Б., пояснивших в судебном заседании 25.10.2006 г., что СРО НПГР не принимала решений о вхождении в НПГР в качестве структурного подразделения, СРО НПГР сотрудничала с НПГР также как и с другими профсоюзами на основании соглашений, суд оценивает критически, поскольку они опровергаются вышеизложенными доказательствами.

Оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Свердловская региональная организация Независимого профсоюза горняков России является структурным подразделением - региональной организацией Независимого профсоюза горняков России.

Дело №2-2135/5(06) 8

Согласно ч.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность. Порядок прекращения деятельности и ликвидации профсоюза предусматривается его уставом.

Таким образом, вопросы, касающиеся порядка образования, прекращения деятельности и ликвидации структурных подразделений профсоюза определяется его уставом.

В п.5.4.3 Устава НПГР, принятого I Съездом НПГ России 27.11.1991 г., с дополнениями и изменениями, внесёнными III Съездом НПГР 04.12.1994 г., V (внеочередным) Съездом НПГ России 08-10.07.1999 г. указано, что решение о создании, приёме, приостановке (прекращении) деятельности организаций в НПГ России принимает Совет представителей НПГ России, руководствуясь настоящим Уставом и постановлениями Съезда.

Иных положений о прекращении деятельности или ликвидации региональных организаций НПГ России Устав не предусматривает. Таким образом, согласно Уставу НПГ России органом полномочным на принятие решения о прекращении деятельности региональной организации является Совет представителей НПГ России.

На заседании Совета представителей НПГ России 19 мая 2006 года было принято постановление "О ситуации в РО НПГ г. Североуральска - Свердловской региональной организации НПГ России", в соответствии с которым постановлено прекратить деятельность Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России как юридического лица. Сформировать ликвидационную комиссию. Ликвидационной комиссии произвести все необходимые ликвидационные мероприятия по ликвидации указанного юридического лица в соответствии с действующим законодательством (л.д. 112-119 т. 1).

Согласно ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным Федеральным законом. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.

31 мая 2006 года председателем НПГ России Сергеевым А.А. в ГУ ФРС по Свердловской области представлено уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации (л.д. 108 т.1), уведомление о формировании

Дело №2-2135/5(06) 9
ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)
некоммерческой организации (л.д. 109), сведения о руководителе ликвидационной
комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем (л.д. НО), выписка из протокола
Совета представителей НПГР от 19.05.2006 г., Постановление Света представителей
НПГР от 19.05.2006 г., сопроводительное письмо № 136/2 от 30.05.2006 г.

Представленные документы оформлены надлежащим образом, по формам установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Таким образом, НПГ России были представлены в ГУ ФРС по Свердловской области в полном объеме документы, необходимые в соответствии с Уставом НПГ России и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 для принятия решения о регистрации начала процедуры ликвидации.

При таких обстоятельствах у ГУ ФРС по Свердловской области не имелось оснований для отказа в регистрации начала процедуры ликвидации.

По мнению суда является несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение ГУ ФРС по Свердловской области незаконно, поскольку основано на постановлении Совета представителей НПГР, которое не соответствует требованиям закона и Устава НПГР и не имеет юридической силы.

В ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закреплен принцип независимости профсоюзов от органов исполнительной власти. Согласно данной норме запрещается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В силу ст. 8 вышеуказанного закона Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации.

С учетом изложенных положений закона, суд приходит к выводу, что Федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы не наделены полномочиями по проверке решений профсоюзных органов на предмет их соответствия законодательству, истребования иных документов, кроме указанных в законе.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что распоряжение от 14.06.2006 г. № 25-08-1758 о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица принято ГУ ФРС по Свердловской области в пределах своих полномочий и соответствует действующему законодательству.

Оснований для удовлетворения требований заявления СРО НПГР не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России в удовлетворении заявления об оспаривании действий Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: