title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb


Доклады участников круглого стола

«Социальное партнерство - миф, реальность или вынужденная необходимость?»

28 сентября 2006 года

г. Екатеринбург

 

Исаева Лидия Зиновьевна, начальник отдела Единого социального налога Управление Министерства по налогам и сборам РФ Свердловской области

ДОКЛАД

о результатах работы налоговых органов Свердловской области по легализации заработной платы

Уважаемые участники круглого стола, коллеги!

Вопрос вывода заработной платы из «тени» является одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в последние годы, так как от увеличения «легальной» заработной платы напрямую зависит формирование социальных фондов, а также поступление налога на доходы физических лиц, который является одним из основных источников доходов областною бюджета и бюджетов муниципальных образований,

Приведу некоторые из тех направлений работы, которые ведут в настоящее время налоговые органы. Это:

проведение анализа налоговой отчётности, с целью выявления круга налогоплательщиков, по которым имеются основания предполагать о выплате заработной платы «в конвертах»;

- рассмотрение работодателей выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума на комиссиях;

- информирование через СМИ о проводимой работе по легализации заработной платы, о последствиях выплаты неучтённой заработной платы;

- сбор дополнительной информации о работодателях, допускающих выплату неучтённой заработной платы по телефонам доверия;

- проведение контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, не принявших меры к увеличению заработной платы, а также применяющих специальные схемы ухода от налогообложения.

Что уже сделано в этом направлении?

На уровне областного налогового Управления был проанализирован уровень среднемесячной заработной платы выплачиваемой основными налогоплательщиками Свердловской области, кредитными и страховыми компаниями, а также ряда торговых и строительных организаций области.

Анализ по основным налогоплательщикам позволил сделать вывод, что уровень заработной платы, выплачиваемой основными налогоплательщиками Свердловской области выше минимального прожиточного уровня в Свердловской области,

Анализ среднемесячных доходов работников сферы торговли и соотношения темпов роста фонда оплаты труда, среднемесячной заработной платы и объемов реализации продукции выявил низкий уровень заработной платы, выплачиваемой работодателями.

Так из 432 организаций, по которым проводился анализ, у 392 (9'%) в 2005 году среднемесячная заработная плата была ниже статистического показателя среднемесячной заработной платы работников торговли по Свердловской области. Из них в 14% среднемесячный доход на одного работника составил ниже минимального размера оплаты труда, в 52% - ниже прожиточного минимума.

Аналогичная картина с организациями строительной отрасли. Так у всех 74 организаций (100%), по которым проводился анализ, в 2005 году среднемесячная заработная плата была ниже статистического показателя среднемесячной заработной платы работников строительной отрасли по Свердловской области. Из них в 10% среднемесячный доход на одного работника составил ниже минимального размера оплаты труда, в 73% - ниже прожиточного минимума.

На основе деклараций по единому социальному налогу и справок о доходах физических лиц были сформированы, списки работодателей, выплачивавших в 2005 году среднюю заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Число таких работодателей по состоянию на 1 июля достигло 16 тысяч, что составляет 30%. от общего числа плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 50% от числа плательщиков единого социального налога.

Наиболее эффективной мерой по легализация заработной платы по нашему мнению является рассмотрение работодателей, показывающих в налоговой отчётности низкий уровень заработной платы, как на межведомственных комиссиях, созданных при органах прокуратуры и в администрациях МО, так и в налоговых органах. Деятельность таких комиссий уже принесла результат.

Так, за 8 месяцев текущего года с участием налоговых органов было проведено 878 заседаний комиссий (рабочих групп), на которых заслушано более 9 тысяч работодателей (по состоянию на 22.09.2006 заслушано уже более 14 тысяч), в том числе на заседаниях при прокуратурах и администрациях - 515 . В результате более половины заслушанных работодателей (59%) повысили официальную заработную плату.

Немаловажное значение мы придаём и информированию населения о проводимой работе по легализации заработной платы, разъяснению последствий выплаты неучтенной заработной платы для работодателей и работников.

Так за 1 полугодие 2006 года:

- произведено 83 публикации в газетах и журналах;

- 144 выступления по телевидению и радио;

- направлено более 9 тысяч информационных писем по электронной почте;

- проведено 63 семинара по разъяснению социальной ответственности работодателей в вопросах отражения реальной оплаты труда работников;

- проведено 6 пресс-конференций, в том числе в «Урал-Интерфакс», которые также были освещены в выпусках «новостей» по радио и транслировались по городским телеканалам;

- информационные сообщения размещались на официальных сайтах областного налогового Управления, а также на сайтах Управления ПФР и Администраций муниципальных образований;

- через СМИ граждане оповещены о номерах телефонов «доверия», куда можно обратиться с информацией о фактах недобросовестности работодателей при выплате заработной платы;

- в ряде инспекций установлены ящики для жалоб и предложений, через которые граждане, могут проинформировать инспекцию о выплаченных доходах в «конвертах».

- распространяются листовки.

 

Все принимаемые меры были бы не полными, если бы мы не усилили нашу контрольную работу в отношении выявления «конвертных схем».

Выявление «конвертных схем» мы выделили в отдельное направление контрольной работы и определили как приоритетное на 2006 год.

Так, за 1 полугодие 2006 года в ходе выездных налоговых проверок нами выявлено 92 случая применения «конвертных» схем выплаты заработной платы, в том числе такие как: «наличие двух ведомостей выдачи заработной платы», «неофициальные выплаты за трудовые функции без заключения трудовых договоров», «заключение договоров субподряда с фиктивной строительной организацией при фактическом исполнении работ нелегальными наемными работниками», «перевод работников в общественную организацию инвалидов» и т.п. По результатам проверок доначислено 16,8 млн. руб. налоговых платежей, в том числе по ЕСН и страховым взносам на ОПС - 11,6 млн. руб. (налог - 7,3 млн. руб.), по НДФЛ - 2,4 млн. руб. (налог - 1,6 млн. руб.). Составлено 26 протоколов об административном правонарушении. Кроме того, в 'отношении 6 налогоплательщиков материалы проверок переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. В отношении 20 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже установленного минимального размера оплаты труда, сведения направлены в Государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер.

СПРАВОЧНО: В 2005 году выявлено 42 случая применения «конвертных» схем выплаты заработной платы. По результатам таких проверок доначислено по ЕСН и НДФЛ около 4 млн. рублей. По результатам проверок составлено 14 протоколов об административном правонарушении.

Работа по выявлению заниженной суммы оплаты труда, доначислению сумм налогов осуществляется налоговыми органами при проведении налоговых проверок. Однако достаточно проблемно осуществлять контроль за организациями, которые принимают в штат работников, в том числе иностранных граждан, без оформления трудовых или гражданско-правовых договоров.

Учитывая результаты анализа привлечения организациями иностранной рабочей силы, в результате которого установлено, что ряд организаций, получивших разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, рабочие места им не предоставляли, и фактически являлись ширмой для легализации за определенную плату иностранцев на территории Свердловской области, Управление обратилось на Совете общественной безопасности Свердловской области с предложением к Управлению по делам миграции ГУВД Свердловской области. Чтобы выдача разрешения на использование свыше 10 иностранных граждан производилась только после получения от Управления заключения о том, что организация осуществляет заявленную в учредительных документах деятельность, выплачивает заработную плату не ниже прожиточного минимума и не имеет задолженности по уплате налогов. Губернатор Свердловской области и Совет общественной безопасности с пониманием отнеслись к обозначенным нами проблемам, наше предложение ими поддержано.

Также одной из проблем в легализации заработной платы на сегодняшний день является выстраивание и применение большим количеством организаций схемы ухода от налогообложения при использовании договоров по передаче персонала в аренду (по договорам «аутсорсинга»). Это когда организация фиктивно увольняет своих работников, одновременно общественная организация инвалидов, освобождаемая от уплаты единого социального налога, принимает их к себе в штат, затем передает персонал в аренду организации, уволившей сотрудников для выполнения определенных работ за вознаграждение.

Таким образом, общественная организация инвалидов, состоящая из нескольких членов, одновременно являющихся и учредителями, освобождаемая от уплаты единого социального налога ведет предпринимательскую деятельность, наняв на работу неограниченное количество работников, не являющихся инвалидами. При этом доходы до 100 тыс. руб. всех этих работников не облагаются ЕСН.

В связи с этим, Управление на Совете общественной безопасности Свердловской области также предложило обратиться в законодательные органы власти РФ с инициативой по внесению изменений в Налоговый Кодекс РФ по исключению пункта 2 ст.239 НК РФ или конкретизации условий применения данной льготы.

Как вы уже заметили, результаты работы налоговых органов по легализации доходов физических лиц положительные. Самое главное, это не снижать, а увеличивать активность работы но данному направлению, и не только налоговыми органами, но и другими ведомствами.

Хотелось бы, чтобы важность вопроса легализации заработной платы нашла понимание и среди населения и среди тех работодателей, которые не спешат официально повысить уровень заработной платы своих работников.

 

Спасибо за внимание.

 

 

Программа Круглого стола

Список участников Круглого Стола

Доклады участников Круглого Стола

Фотографии с Круглого стола

Аудиозапись