ФАС: 15 февраля 2004 года
П О З Д Р А В Л Я Е М !!!
14 февраля – День Всех Влюбленных! Поздравляем всех-всех-всех и желаем, чтобы никто не остался без этого замечательного чувства – любви!
* * *
20 февраля – День Рождения
Боликова Валерия Петровича – председателя профсоюза жилищно-коммунального хозяйства
г. Сухой Лог!
Поздравляем и желаем здоровья, выдержки, упорства и успехов!
* * *
НОВОСТИ: КОРОТОКО О ГЛАВНОМ
г. Астрахань.
Забастовка на Газпроме окончилась победой “Защиты”.
В конце января 2004 г. прекратили работу работники дочерней фирмы “Астраханьгазпрома” – предприятия “Астраханьгазстрой”. Причиной стала постоянная, длящаяся с перерывами уже лет шесть, задержка зарплаты, которая сейчас достигла трех месяцев. В общей сложности работу прекратили более 500 человек. Профсоюз “ Защита” (Александр Яровой), принявший активное участие в забастовке, принял в свои члены более 100 человек и на сегодня достиг численности в 150 работников. При этом профсоюз не только вел разъяснительную работу, включая выпуск листовок, прикрыл от расправы участников акции, но и направил серию сработавших (!) обращений в прокуратуру и провел успешные переговоры с администрацией. В результате на сегодня погашена задолженность за ноябрь-декабрь, акция приостановлена.
Пресс-служба ОРП “Защита Труда”
www . zashita - truda . narod . ru
smmorpwr @ mtu - net . ru
* * *
г. Екатеринбург
Напасти профсоюзников
Непросто начался новый 2004 год для профсоюзников Свердловской области, усилился гнёт работодателя, для борьбы с профсоюзами и их председателями стал он использовать все имеющиеся у него возможности. Кого-то уволил, кого-то к дисциплинарной ответственности привлек, кого-то премии перед новым годом лишил.
В поселке Новый Асбест, что в Пригородном районе города Нижний Тагил, существует и действует независимый профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства МУП «Пригородный райкомхоз». Сейчас там самая горячая пора, разрабатывается новый коллективный договор на 2004 – 2007 годы, все в напряжении. Но работодатель не забывает ущемлять председателя и членов профсоюза.
Перед новым годом Председатель, исполняя свою обязанность, поскольку он является членом комиссии по разработке и принятию колдоговора, направился на один из участков ЖКХ, чтобы заручится представительством у не членов профсоюза. Ведь надо отстаивать и их права при разработке документа, который будет регулировать жизнь работников ЖКХ в течение четырех лет. Как дисциплинированный работник председатель договорился с работодателем о том, что он будет отсутствовать на рабочем месте, поскольку выполняет общественное поручение. Работодатель даже представил ему автомобиль предприятия!!! Но на этом щедрость работодателя закончилась… и превратилась в подлость. Председателю поставили ПРОГУЛ. Работодатель заявил, что никакой договоренности не было, председатель о своих общественных делах никого не предупреждал, а самовольно отсутствовал на рабочем месте, а значит – прогул.
А какое самое подленькое наказание мог придумать нечестный работодатель под новый год, конечно, лишить премии на 100%. Был издан приказ за номером 198 о снижении размера премии и, её снизили аж до нуля рублей.
Но ведь Председатель тоже «не лыком шит». Теперь работодателю придется в суде доказывать, что действовал он по чести и в соответствии с законодательством о труде, где говорится, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Юрист Козлова Наталья
* * *
Лучшие победили!
31 января 2004 года в Уралпрофцентре были подведены итоги конкурса на лучший план профсоюзной работы на 2004 год.
Постановлением Исполнительного Правления Уралпрофцентра признан лучшим план свободного профессионального союза преподавателей Детской Музыкальной Школы г. Ревда.
Поздравляем и желаем четко придерживаться намеченного! Ну а всем остальным, приславшим планы и даже не приславшим планы, ставим в пример работу профсоюза преподавателей ДМШ!
ПЛАН РАБОТЫ СВОБОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДМШ г. РЕВДА НА 2003 - 2004 учебный год.
Утвержден на профкоме 07.11.03.
1. П родолжить работу по заключению КД на период 2004 – 2007 г. (Попова А. Б.) ноябрь- декабрь 2003:
2. Продолжить работу по контролю за выполнением условий КД (все члены профсоюза, профком СПСП) срок действия КД.
3. Оказать необходимую посильную помощь в прохождении аттестации преподавателей членов СПСП (профком, Попова А. Б.) ноябрь-декабрь 2003. март-апрель 2004.
4. Контроль по заполнению трудовых книжек, устранение выявленных нару шений (Токманцева И. В.) сентябрь- декабрь 2003.
5. Работа с администрацией ДМШ по оформлению оказания платных дополнительных услуг и оплаты труда преподавателей (преподаватели, оказывающие ПДОУ. Попова А.Б. октябрь-декабрь 2003.
6. Проводить работу по организации профессиональных праздников, дат и юбилеев (культмассовый сектор, Михеева П.А., Токманцева И.В) текущий учебный год.
7. Выделение материальной помощи (профком СПСП) текущий учебный год.
8. Профсоюзная учеба в соответствии с планом УРАЛПРОЦЕНТРА (с учетом наших предложений: а) командировки и расходы, б) оформление трудовых книжек) др: Попова А.Б., все желающие).
9. Солидарность с профсоюзами (Попова А. Б.) по ситуации.
10. Работа с администрацией школы по награждению и поощрению преподавателей - ч ленов, СПСП (грамоты, премии, подарки - профком, члены Совета школы члены СПСП текущий учебный год.
11. П ровести 2 собрания профсоюзной организации - о плане работы и отчетное ; заседания профкома (Попова А. Б.) ноябрь 2003 и июнь 2004.
12. Работа по расширению влияния Свободного профсоюза на жизнь трудового коллектива школы (все члены профсоюза) текущий учебный год.
13. Вовлечение новых членов профсоюза (все члены профсоюза) 1-2 человека.
14. Решение непредвиденных вопросов.
Председатель СПСП Попова А.Б.
17.11.2003 г.
* * *
Профсоюз Академии Наук (Екатеринбург) на профкоме подробно обсудили коллективный договор действующий в настоящее время, были внесены предложения о выделении каждому профсоюзу помещения.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ БОЛЬНИЧНОГО ЛИСТА
С января 2004 г. изменился порядок оплаты времени нетрудоспособности. Связано это с принятием ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год».
Оплата больничного листа рассчитывается не из средней заработной платы за два месяца, предшествующих временной нетрудоспособности, а из расчета 12 месяцев, предшествующих началу болезни.
Прежним осталось процентное начисление, связанное со стажем. Если работник имеет непрерывный стаж менее 5 лет – больничный оплачиваемся в размере 60 процентов от среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет – в размере 80 процентов, более 8 лет – 100 процентов от среднего заработка.
Однако гражданам, проработавшим на предприятии менее 3 месяцев, больничный лист будет оплачиваться исходя из минимального размера оплаты труда, а не из среднего заработка. На настоящий момент минимальный размер оплаты труда составляет 600 рублей.
Лица, имеющие право на оплату больничного листа в размере 100% независимо от стажа сохранят свои льготы («чернобыльцы», инвалиды ВОВ, воины-интернационалисты, граждане, имеющие более 3 детей и некоторые другие).
Юрист Елена Гузева
* * *
ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
6 мая 2003 года Государственной Думой был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". В соответствии с этим документом из оплаты жилья населением исключена составляющая платы за капитальный ремонт. Порядок возмещения расходов на капремонт должен быть установлен Правительством РФ в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства РФ установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда в среднем по России. В 2004 году он равняется 2,6 рублям на один квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Однако Порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья до сих пор не утвержден.
Новым законом вводится ограничение на пересмотр или изменение цен на оплату жилья и тарифов на коммунальные услуги - не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием решения об утверждении бюджетов на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на оказание услуг ЖКХ.
Теперь на законодательном уровне установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством РФ.
Юрист Елена Гузева
* * *
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - 2173 РУБЛЯ
Прожиточный минимум в Свердловской области установлен в среднем на уровне 2173 рубля, сообщили корр.ИТАР_тАСС в областном министерстве экономики и труда.
Прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 2354 рубля, для пенсионеров - 1683 рубля, для детей - 3149 рублей.
Как сообщили в министерстве, этот уровень будет использоваться в первом квартале текущего года для выявления малоимущих граждан. Однако при оценке доходов семьи учитывается и то, имеется ли у граждан подсобное хозяйство. В частности, доходы от содержания коровы, по мнению чиновников, составляют 637 рублей в месяц, свиньи - 446 рублей, десятка кур - 108 рублей, от возделывания одной сотки земельного участка - 107 рублей в месяц.
Как сообщили в Облкомстате, денежные доходы населения в Свердловской области в 2003 г реально выросли на 20 проц и составили в среднем 5170 руб. По этому показателю область уступает из соседей лишь Ханты-Мансийскому /12,8 тыс руб/ и Ямало-Ненецкому /16 тыс руб/ автономным округам.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Георгий Летов/. РИЦ "ТАСС-УРАЛ"
НАСТУПЛЕНИЕ НА ПРОФСОЮЗЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
* * *
Как уволить профсоюзного босса?
Конституционный суд прочитал Трудовой кодекс
«В Конституционный суд обратился Первомайский районный суд и попросил проверить конституционность 1 части 374 статьи Трудового кодекса. В этой статье говорится, что увольнение по инициативе работодателя руководителей и замов выборных профсоюзных органов возможно лишь при согласии вышестоящего профсоюза.
Первомайский районный суд города Пензы рассматривал трудовой спор о восстановлении на работе. Иск подал Ю.В.Цыпин, главный инженер ОАО"Молочный комбинат "Пензенский". В феврале 2003 года Цыпина выбрали председателем местной профсоюзной организации. А в марте этого же года его уволили по сокращению штатов. Районный суд установил, что вышестоящий выборный профсоюзный орган, куда обратился работодатель (так требует часть 1 статьи 374 Трудового кодекса), решив сократить главного инженера из-за реорганизации структуры управления своего предприятия, согласия на увольнение Цыпина не дал.
Когда Первомайский суд этот иск рассматривал, то пришел к выводу, что положение 1 части 374-й статьи, по которому можно уволить только по предварительному согласию вышестоящего профсоюза, не соответствует сразу нескольким статьям Конституции. И обратился с запросом в Конституционный суд.
По просьбе редакции определение Конституционного суда комментирует начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, заслуженный деятель науки, доктор юридических наук, профессор Розалия Ивановна ИВАНОВА:
- Рассматривая этот запрос, Конституционный суд Российской Федерации констатировал, что по части 1 статьи 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы. Еще суд сказал, что из этой конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечить свободу деятельности профсоюзов. Надо отметить, и это подчеркнуто в названии определения суда, обязанность государства - обеспечить гражданам защиту против любых дискриминационных действий, которые направлены на ущемление свободы объединения в профсоюзные организации и это согласуется с международными нормами.
Конституционный суд, проанализировав конституционные положения и нормы международного права, сделал вывод, что установленные законодателем для работников, которые входят в состав профсоюзных органов (в том числе их руководителей) и не освобождены от основной работы, дополнительные гарантии при осуществлении ими профсоюзной работы надо рассматривать как особые меры их социальной защиты. По сути, оспариваемая заявителем норма устанавливает абсолютный запрет на увольнение перечисленных категорий профсоюзных работников без реализации специальной процедуры прекращения трудового договора.
В то же время Конституционный суд посчитал, что для осуществления работодателем эффективной экономической деятельности своей организации, в том числе и сокращения штата работников, работодатель обязан представить доказательства того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно деловыми целями и не связано с его профсоюзной работой.
..Конституционный суд особо подчеркнул, что в случае отказа вышестоящего профсоюза в согласии на увольнение работодатель имеет право обратиться в суд с заявлением о признании отказа необоснованным. Суд общей юрисдикции, рассматривая такое дело, выясняет, действительно ли идет сокращение штатов, связано ли намерение уволить конкретного работника с изменением внутри предприятия или увольнение происходит из-за его профсоюзной деятельности.
При этом, исходя из состязательности сторон, которые участвуют в процессе, профсоюз должен предоставить суду доказательства, что его отказ основан на реальных обстоятельствах, которые подтверждают преследования работника из-за его общественной работы. То есть увольнение человека носит дискриминационный характер.
В такой ситуации суд, придя к выводу, что действия работодателя не связаны с вмешательством в профсоюзную деятельность, выносит решение в пользу работодателя, который после суда вправе издать приказ об увольнении.
Поэтому Конституционный суд пришел к выводу, что никакой неопределенности нет в вопросе о том, соответствует ли Конституция части 1 статьи 374 Трудового кодекса. Следовательно, запрос Первомайского районного суда Пензы не может быть принят Конституционным судом.»
Наталья Козлова , «Российская газета»
Дата публикации 27 января 2004 г.
* * *
ЛОВУШКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
Не выплатил премию - ответил рублем
«Руководитель предприятия - это наше все. И совсем не обязательно он должен быть всемогущим частником. На государственном предприятии ему тоже даны огромные права и такая же ответственность.
Минимущество России утвердило Примерный трудовой договор, который должен заключать орган исполнительной власти с руководителем созданного им федерального государственного унитарного предприятия. Сегодня "Российская газета" публикует этот документ, где детально расписаны все права, обязанности и ответственность сторон. Согласно договору, руководитель ФГУП по существу - бог, царь и герой на предприятии. Он ответствен буквально за все, от финансово-экономических показателей до обеспечения требований гражданской обороны. Единоначалие - обязательное условие договора.
Правовой базой для договора служит Трудовой кодекс РФ. Соответственно, на директора ФГУП распространяются все его нормы. Но в некоторых деталях договор ставит перед руководителем более жесткие условия, чем это предусмотрено ТК РФ. В частности, в том, что касается личной материальной ответственности.
Согласно договору, зарплата директора состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Обе цифры оговариваются индивидуально. Как правило, сумма вознаграждения (аналог премии) значительно выше базового оклада. Именно этой суммой руководитель рискует, если допускает определенные нарушения. Если, скажем, производственная деятельность предприятия приостановлена уполномоченными органами за нарушения санитарных, экологических норм, требований охраны труда и т. п., руководитель лишается вознаграждения с момента приостановления.
Если он не обеспечил своевременную выплату работникам предприятия премий, пособий, доплат, компенсаций, он сам остается без поощрения до полного погашения задолженности перед работниками. При этом остаются все меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом за нарушение сроков выплаты работникам зарплаты и других причитающихся им сумм: выплата процентов за каждый просроченный день, штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, отстранение от должности и даже в особо тяжких ситуациях лишение свободы. Но как показывает жизнь, убедительнее всего действует на человека угроза личных материальных потерь, что и нашло отражение в Примерном трудовом договоре.»
Татьяна Смольякова , «Российская газета»
Дата публикации 28 января 2004 г.
НАШИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
* * *
2004 ГОД
ПЕРСПЕКТИВЫ АКЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ
Общие положения
Любая солидарная борьба возможна, имеет понятный смысл и приводит к развитию движения в случае, если:
затрагивается общественно значимая тема (ЖКХ, пенсии, зарплата, льготы и т.д.);
проводится массовая работа по разъяснению населению возможных опасностей (первый этап солидарности – отражение опасности, второй этап – борьба за достижение собственных целей. Если грубо, почти все забастовки в стране вызваны задержками зарплаты, забастовок под требованием повышения зарплаты – единицы);
проводится многоходовая кампания. То есть не один большой или маленький митинг, единый день солидарных действий, а длительная кампания, включающая различные формы действия, динамичная и направленная не на озвучивание проблемы и своей позиции в ней, а на достижение успеха.
Очень важно при этом иметь собственные позитивные предложения по проблеме. Это вынуждает оппонентов (правительство, напр.) начать дебаты по существу, а не ограничиваться заявлениями, что критики вообще уходят от решения проблемы. Это также дает трибуну в СМИ и парламенте, побуждает людей думать о том, как они хотят изменить систему.
Именно так проводились кампании за социальный характер нового Трудового Кодекса, сохранение льгот ветеранам труда и принятие закона о право абонентов на выбор между обязательной повременной оплатой телефонных услуг и твердым тарифом.
Проблемы-2004 В 2004 году правительство готовит принять через ГосДуму целую серию крайне скандальных законопроектов в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и права на жилье.
Реформа фондов обязательного медицинского страхования. Переход к некоммерческим организациям в образовании и здравоохранении. Первое чтение – в марте. Суть – отказ от федерального финансирования обязательного медстрахования дотационных регионов. Принимается параллельно с законом о некоммерческих организациях образования и здравоохранения. В соответствии с последним, происходит отказ от сметного финансирования больниц и школ. Вместо этого проходят тендеры за получение госзаказа на лечение больных и обучение. Финансирование осуществляется не в зависимости от, скажем, штата врачей и учителей, а в зависимости от числа пролеченных пациентов и обученных детей. По сути, означает введение конкуренции в эти две отрасли и банкротство (оно прямо предусмотрено в законе) малых лечебных и образовательных учреждений, особенно на селе.
Снижение социального налога. Второе чтение – апрель. Суть – снижение отчислений в Пенсионный Фонд с нынешних 28% от фонда оплаты труда до 22,8% по одной версии, и 20% по версии, более современной. В условиях, когда зарплата практически не растет, это будет означать либо отказ от повышения пенсий, либо их задержку. Либо, по заявлению М.Зурабова, повышение пенсионного возраста на 8 лет. Кроме того, накопительная и страховая части пенсий будущих пенсионеров резко сократятся. То есть, получать они будут еще меньше пенсионеров нынешних. Кроме пенсионного Фонда, закон предусматривает снижение отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с нынешних 3,6% до 2,8-3,2%. Соответственно, на 15-25% уменьшится и стоимость лечения одного пациента.
Ликвидация Единой тарифной сетки (ЕТС). Рассмотрение закона в первом чтении будет намечено, скорее всего, на июнь. В настоящее время все бюджетники получают зарплату по единой тарифной сетке, единым правилам. В прошлом году Минтруд (Починок) предложил перейти не просто к отраслевым сеткам (образование, здравоохранение, наука, культура), но, по сути, к региональным и местным тарифным сеткам. Чтобы размер зарплаты и отличие ее в зависимости от квалификации учителя (врача и т.д.) утверждал губернатор или глава местного самоуправления. При этом правительство гарантирует только минимальную зарплату в 600 рублей. Сейчас, после выборов, Минтруд внес в правительство точно такое же предложение. Оно означает, что ожидаемое с 1 января 2005 года повышение зарплаты бюджетникам будет последним. Затем правительство снимает с себя всю ответственность за рост зарплаты, и переносит ее на местные власти. То есть, зарплата будет разной в Барнауле, Астрахани, Волгограде, Волжском, Домодедово и Химках.
Жилищный Кодекс. Рассмотрение проекта намечено на конец года. Видимо, ноябрь-декабрь. Суть – отказ с 1 января 2006 года от права приватизации квартир, введение системы доходных домов (к которым будут отнесены все общежития и ведомственные дома), заключение договоров найма квартир на срок не более пяти лет, очень свободное выселение тех, кто имеет долги по ЖКХ, из муниципальных, приватизированных и даже кооперативных квартир. Возможно возвращение к идее обязательного страхования жилья.
Понятно, что правительство будет камуфлировать свои инициативы. Ожидается, в частности, возврат в пенсионный стаж декретных лет и периодов службы в армии, повышение зарплаты бюджетникам на 50%.
Помимо перечисленных, есть ряд других вопросов, имеющих широкое общественное значение. В июне будут рассматриваться поправки в Трудовой Кодекс (пока правительство их не внесло, но вряд ли они воодушевят работников). Актуальна тема тарифов на автогражданку .
Ресурсы социальных действий
Политические партии в России дискредитированы. Любая социальная борьба, идущая под партийным флагом, представляется людям не как защита их интересов, а как политическая спекуляция и паразитирование. В лучшем случае они отнесутся к партийной борьбе за социальные ценности с симпатией, но участия принимать не станут.
Принципиально важным становится взаимодействие различных общественных объединений. При этом надо отдавать отчет, что большинство из них обюрократизированы и никто не обладает опытом совместных действий. “Гринпис” безразлична к теме зарплаты, профсоюзы – к экологии. Хуже того, многие организации вообще не выполняют официально декларированных функций. Так, подавляющее большинство Советов ветеранов возглавляют бывшие старшие офицеры, имеющие высокую пенсию, и старательно обхаживаемые губернаторами и мэрами. Поэтому, несмотря на всем известную социальную активность пенсионеров, Советы ветеранов очень редко принимают участие в митингах и собраниях, ограничиваясь формальными резолюциями.
Отдельно держится ассоциация работников непроизводственной сферы (профсоюзы образования, здравоохранения и науки). Хотя это единственная действующая группа профсоюзов ФНПР, сейчас она испытывает серьезные трудности. Достаточно упомянуть некоторую ревность работников медицины к якобы получающим более высокую и стабильную зарплату учителям.
После определенного развития налицо застой в альтерглобалистском движении АТТАК. Причина видится в отсутствии практической социальной работы и замене ее почти исключительно пикетами около органов госвласти и иностранных посольств. Это нужная работа, но не будучи связана с какими-то массовыми кампаниями, она развивает организацию по анпиловскому направлению.
В этой связи необходимы конкретные шаги по консолидации.
10 апреля состоится конгресс Федерации свободных профсоюзов России. Речь идет о создании объединения действующих профсоюзов страны. В оргкомитет Конгресса вошли представители Федерации авиадиспетчеров, Российского профсоюза докеров, Объединения рабочих профсоюзов “Защита труда”, “Уралпрофцентра”, профсоюза локомотивных бригад железнодорожников и т.д. На этой базе намечено также проведение съезда Партии трудящихся.
Затем, в начале февраля создан Социальный Экспертный Совет . В него вошли представители свободных профсоюзов, Ассоциации непроизводственных отраслей ФНПР (образование, здравоохранение), Всероссийского общества инвалидов, Ассоциации оборонных отраслей, ряда ветеранских организаций. Председательствующим в Совете стал О.Шеин. Пока Совет осуществляет именно экспертизу предлагаемых законов, но можно начать работу по преобразованию его в центр взаимодействия и проведения солидарных кампаний.
Поддерживаются контакты с альтерглобалистским движением АТТАК. Оно представляет собой ассоциацию молодежных, левых, экологических и научных объединений - “Социалистическое сопротивление”, “Хранители радуги”, “Альтернативы” и др. Структуры АТТАК действуют не только в Москве, и ярко проявили себя, например, во время солидарной кампании против роста тарифов на ЖКХ в Воронеже.
Все перечисленные выше, кроме Ассоциации непроизводственных отраслей, организации уже обладают некоторым, пусть относительно малым, опытом совместных действий.
Кампании
Представляется, что позиции правительства наиболее уязвимы в вопросах:
снижения социального налога (целевая группа – пенсионеры, работники здравоохранения);
ликвидации единой тарифной сетки (целевая группа – врачи, учителя).
Кроме того, возможно проведение целостной кампании по вопросу о реформе здравоохранения (по совокупности – соцналог, реформа зарплаты, переход к некоммерческим организациям, реформа фондов ОМС и т.д.). И, разумеется, по ТК, если поправки правительства окажутся очень опасными.
Конкретные направления сейчас охарактеризовать не представляется возможным, так как это требует двух- и многосторонних консультаций с различными общественными объединениями.
Кампания могла бы проходить по следующей модели:
составление некоего популярного, но грамотного, текста по проблеме;
создание ОргКомитета из заинтересованных сторон;
подготовка и внесение альтернативного проекта;
пресс-конференция в Москве по проблеме;
рассылка пресс-релиза и базового текста в центральные и региональные СМИ;
выпуск общей листовки по проблеме тиражом от 500 000 экземпляров и распространение их в целевых аудиториях в регионах;
публичные собрания в регионах;
сбор подписей к депутатам, телеграммы и письма;
приглашение депутатов на собрания граждан (активисты собраний, конечно, должны быть хорошо проинформированы по сути вопроса);
пикеты у офисов депутатов ГосДумы в регионах, открытые обращения к депутатам, акция “позвони депутату” с опубликованием офисных и домашних номеров телефонов и призывом высказать свое мнение по реформе.
Далее – по ходу событий и в зависимости от реакции оппонентов. В любом случае, речь должна идти именно о многоходовой кампании, а не о стандартном наборе ритуальных действий (собрание, резолюция, письмо в газету, пикет). Идеально создание местных оргКомитетов из представителей различных объединений и просто граждан. Возможно создание и неформальных структур (Движение “За доступное здравоохранение” и т.п.).
На российском уровне видимая задача - попытка создания Комитета Единых Действий, или Совета Общественной Солидарности или какой-либо иной неофициальной формы. С тем, чтобы, скажем листовки выходили под подписью Комитет Единых Действий, а уже далее шрифтом поменьше следовала бы расшифровка - Российский Профсоюз докеров, Партия трудящихся, Ассоциация оборонных отраслей, движение АТТАК и т.п.
Олег Шеин
Депутат Государственной Думы РФ
С Т А Т Ь И Ю Р И С Т О В
* * *
Работа комиссии по социальному страхованию
Многие из нас все еще помнят долгий советский период, когда решение вопросов обеспечения работников предприятия путевками в санатории, а их детей – путевками в пионерские лагеря возлагалось на профсоюзные комитеты, и профсоюзный орган зачастую рассматривался не как орган по защите прав работников, а как плановый распределитель путевок, детских подарков на новогодние праздники и других социальных благ.
Оптимизация системы социального страхования началась в начале 1990-х годов с «Временного положения о Фонде социального страхования РСФСР». В 1994 году с принятием утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 Положения о Фонде социального страхования РФ было установлено, что для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности образовываются комиссии по социальному страхованию.
15 июля 1994 года Фондом социального страхования по согласованию с Министерством труда РФ было принято Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию.
Таким образом, комиссии по социальному страхованию – это общественные формирования, которые создаются во всех предприятиях, организациях и учреждениях на основании Типового положения о комиссии по социальному страхованию и выполняют функции контроля за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию работникам предприятия и организации.
Правовой основой деятельности комиссии является положение о комиссии, которое утверждает общее собрание (конференция) трудового коллектива на основании Типового положения. В нем должны быть решены вопросы организации и порядка работы комиссии, многие из которых в Типовом положении не получили своего отражения, а переданы в сферу локального регулирования. Так, относительно количественного состава членов комиссии Типовое положение не содержит никаких ориентиров и ограничений. Как правило, комиссии по социальному страхованию на средних по численности работников предприятиях насчитывают от 5 до 15 человек. Следует отметить, что большой по численности комиссии достаточно сложно собраться, быстро и согласованно принять решение, поэтому оптимальной является численность до 15 человек. В положении о комиссии по социальному страхованию также должны найти отражение такие процедурные вопросы, как порядок принятия решений комиссией (голосование, принятие решений простым большинством голосов, квалифицированным большинством голосов), создание комиссий в структурных подразделениях организации, предприятия, дополнительные льготы и гарантии для членов комиссии.
По смыслу п. 11 Положения о Фонде социального страхования и п. 1.1 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, комиссии должны быть созданы во всех предприятиях, учреждениях и организациях. В случае, если численность работников предприятия, учреждения или организации составляет менее 100 человек, функции комиссии выполняет избранный уполномоченный по социальному страхованию, то есть, коллегиальный орган в этом случае может быть заменен одним лицом. Тем не менее, если трудовой коллектив менее 100 человек все же принял решение создать коллегиальный орган - комиссию, он имеет на это право. Положение также предусматривает, что если численность организации, предприятия или учреждения насчитывает более 1000 человек, трудовой коллектив может принять решение о создании комиссий в структурных подразделениях (цехах, отделах и т.д.). Остальные вопросы, возникающие при образовании комиссий в структурных подразделениях организации или предприятия, Типовое положение оставляет трудовому коллективу при разработке Положения комиссии на предприятии. При этом Типовое положение указывает, что комиссии в структурных подразделениях предприятия осуществляют свою деятельность на основании общего положения о комиссии на предприятии. Кроме того, представляется, что в случае образования комиссий в структурных подразделениях предприятия в Положении необходимо предусмотреть порядок взаимодействия комиссий структурных подразделений с целью более эффективного выполнения ими функций и единства деятельности.
Комиссия формируется на началах представительства как от администрации предприятия, так и от представителей работников (профсоюзов либо иного органа, уполномоченного представлять интересы работников). Законодательство не устанавливает никаких ограничений или требований к численному составу комиссии и не устанавливает требований к соотношению численного состава представителей работодателя и работников, указывая, что все эти вопросы должны быть решены в локальном нормативном акте – положении о комиссии по социальному страхованию на данном предприятии. Некоторые предприятия формируют комиссию на началах равного представительства от работников и администрации, другие - путем пропорционального представительства от численности представителей администрации и работников. Комиссия избирает из своего состава председателя.
Срок полномочий комиссии должен быть указан в Положении о комиссии на предприятии, и составлять согласно Типовому положению, от 1 до 3 лет.
Функции комиссии указаны в разделе II Типового положения:
Комиссия решает вопросы:
- о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей, в том числе на частичное содержание санаториев - профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества.
о распределении, порядке и условиях выдачи застрахованным путевок для санаторно - курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств социального страхования.
Таким образом, функция принятия решений о распределении путевок в санатории, детские лагеря и поддержании их деятельности, возложена на комиссии по социальному страхованию. Кроме того, комиссия для осуществления распределения ведет учет работников и членов их семей, нуждающихся в санаторно - курортном лечении, отдыхе, лечебном (диетическом) питании.
В сфере начисления и выплаты пособий комиссии по социальному страхованию обладают контрольными функциями:
- осуществляют контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;
- проверяют правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;
- рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.
Хотелось бы подчеркнуть, что, как специально указано в письме Фонда социального страхования от 25.01.1995 (в ред. письма ФСС от 15.01.2003) комиссия занимается только вопросами контроля за выплатой пособий, а начислением и выплатой пособий занимаются бухгалтерии предприятий, ответственность за эту деятельность несут администрации предприятий, учреждений и организаций. Соответственно, и решения о лишении пособий или отказе в выплате пособий принимает администрация предприятия.
И комиссия, и уполномоченный по социальному страхованию, действующие на предприятии, в организации для реализации своих функций наделены полномочиями, указанными в разделе III Типового положения. Среди основных полномочий комиссии можно назвать следующие: проведение проверок правильности назначения и выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия, направление запросов администрации предприятия, органам государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за охраной труда для получения сведений, необходимых для рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию, участие в проведении органами Фонда социального страхования Российской Федерации ревизий (проверок) в целях осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования; право на обращение в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрировавшее страхователя, при возникновении спора между комиссией и администрацией предприятия, а также в случаях неисполнения администрацией предприятия решений комиссии.
Очевидно, что работа комиссии по социальному страхованию требует от ее членов знания действующего законодательства, определенной квалификации и значительного времени. При этом достаточно часто у работодателя и членов комиссии возникают вопросы, каким образом компенсировать членам комиссии дополнительную нагрузку, стоит ли освобождать от основной работы, либо производить доплаты за выполнение этой работы, по сути являющейся общественной. Чаще всего освобождение от основной работы является экономически нецелесообразным. Что же касается выплаты вознаграждения, то Типовое положение предусматривает, что вознаграждение членам комиссии может выплачиваться из средств предприятия. Однако необходимо, чтобы эти гарантии нашли отражение не только в положении о комиссии по социальному страховании на предприятии, но и в коллективном договоре, чтобы не возникало коллизий между этими двумя документами, каждый из которых содержит соответствующие обязанности работодателя. Кроме того, реализация положений коллективного договора обеспечена санкциями: в случае невыполнения условий коллективного договора для работодателя установлена административная ответственность. Условие о сохранении за членами комиссии среднего заработка в случае выполнения ими обязанностей в рабочее время также рекомендуется включить в коллективный договор (соглашение).
По итогам работы за год членам комиссии может быть выплачено единовременное вознаграждение из средств Фонда социального страхования, решение об этом принимает отделение (филиал отделения Фонда).
Завершая сказанное, хотелось бы отметить, что комиссия по социальному страхованию на предприятии - орган, призванный решать наиболее часто возникающие на данном предприятии вопросы социального страхования и является «посредником» между работником, нуждающимся в социальной поддержке предприятия и работодателем как ответственным за социальное страхование своих работников. Кроме того, эффективная работа комиссий избавляет Фонд социального страхования от решения коллизий и вопросов, возникающих на отдельном предприятии.
Юрист Анна Деменева
К О Н С У Л Ь Т А Ц И И
* * *
Вопрос: Сколько раз можно выплачивать или заменять денежной компенсацией отпуск свыше 28 календарных дней (кроме тех, конечно, что за вредность и т.д.)?
Ответ: Статья 126 Трудового кодекса РФ не предусматривает ограничений замены дней отпуска свыше 28 календарных дней денежной компенсаций, а, следовательно, этот вопрос решается по согласованию работника и работодателя. При этом следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.
* * *
Вопрос: Каковы характеристики трудового договора?
Ответ: Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
П Л А Н М Е Р О П Р И Я Т И Й
28 февраля 2004 г. в 11-00 состоится заседание Исполнительного Правления Уралпрофцентра. |