ФАС: Январь 2006 года
НОВОСТИ
Свердловская прокуратура отчиталась о борьбе с несвоевременными выплатами зарплаты.
На конец 2005 года задолженность по заработной плате составила 100 млн. рублей.
За 2005 год в Свердловской области выявлено более 1500 нарушений в части несвоевременной выплаты заработной платы. По фактам выявленных нарушений внесено 566 представлений об их устранении, по результатам рассмотрения которых, 295 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на предприятиях региона было возбуждено около 800 административных дел по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
В суды направлено более 3-х тысяч исков о взыскании заработной платы на сумму свыше 30 млн. рублей. Опротестован 201 незаконный правовой акт, объявлено 407 предостережений о недопустимости нарушений закона. На лиц, допустивших нарушения трудового законодательства, наложено административных штрафов на сумму более 500 тысяч рублей.
Возбуждено 74 уголовных дела по невыплате заработной платы свыше двух месяцев, а также пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, 39 из них направлены в суд, в отношении 11 лиц вынесены обвинительные приговоры.
В Челябинской области начинают сажать нечестных директоров.
Прокуратурой города Копейск в рамках возбужденного уголовного дела по факту невыплаты заработной платы работникам ФГУП «Завод «Пластмасс» задержан директор предприятия Станислав Брынов. З адолженность по зарплате составила сумму более 11 млн. рублей.
Работникам предприятия была приостановлена выплата зарплаты, хотя возможность выплачивать её руководство предприятия имело. Следствием также выявлено нецелевое использование денежных средств на командировочные расходы Брынова и его заместителей.
Отметим, за невыплату зарплаты за 2005 год органами прокуратуры Челябинской области было возбужденно 22 уголовных дела, осуждены 16 руководителей, в том числе один - к реальному лишению свободы.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ
Правительство РФ побеспокоилось об уральской «Скорой» помощи.
Федеральный бюджет выделил беспрецедентную сумму на закупку автомобилей скорой медицинской помощи, теперь машины осталось только купить…
Автомобили, на которых врачи добираются до пациентов, находятся в ужасном техническом состоянии: ездить на них – опасно для жизни. П рофсоюзники санавтотранспорта в 2005 году настойчиво отправляли письмо за письмом Главе города с требованием предусмотреть в бюджете 2006 года финансирование автобазы для приобретения новых машин.
Неожиданный ход в решении этой проблемы был сделан со стороны Правительства РФ, вынес постановление об обеспечении в 2006 году машинами скорой помощи, реанимобилями медицинских учреждений. Бюджетные деньги были поделены между субъектами Российской Федерации. На Уральский Федеральный округ выделено 252 млн. рублей, почти всю эту сумму делят между собой Свердловская и Челябинская области - 95, и 91 млн. рублей соответственно. Что подтверждает бедственное положении учреждений скорой медицинской помощи на Урале и в Москве это заметили.
А вот как распорядиться выданными из бюджета деньгами, будут решать уже те, кто допустил, что у работников санитарного транспорта зарплата на треть ниже, чем у транспортников по городу; те, кто не обращал внимания на их бесконечные акции протеста, требования заменить автопарк, и посмотреть на каких иномарках ездит главный врач Екатеринбурга и его подчиненные . Эти люди распределят деньги и это настораживает. ПРОТЕСТУЕМ!
Из-за пикета чиновника сняли с поста.
В Тюмени рождается демократия? Один человек публично высказал недовольство работой заместителя губернатора и через несколько часов нерадивый бюрократ лишился должности.
27 декабря 2005 года в Тюмени на Центральной площади прошел единоличный пикет против директора Департамента Имущественных Отношений. Вместо того чтобы регулировать имущественные отношения Кулешов только их усугублял.
Гражданин получил в бессрочное пользование участок земли. Представив всю проектную документацию, хозяин построил дом и зажил большой семьей – 11 человек. Однако вскоре на смежный с домом земельный участок ( 13 метров ) заявила свои права строительная организация. Дело в том, что разрешение на постройку жилого помещения получено не было – все знают, сколько длится процедура его выдачи, если нет нужных знакомых.
Однако вместо того, чтобы разобраться в ситуации и встать на сторону гражданина, Департамент во главе с Кулешовым подал на него в суд. Суд разбираться тоже не стал и постановил снести дом – причем снести должен сам хозяин. Куда пойдет многочисленная семья – никого не заботило. Кассационная инстанция тоже отказала гражданину, пострадавшему от затянутой работы чиновников. 21 декабря решение вступило в силу.
Против чиновника, который не исполняет своих прямых обязанностей, и вышел на пикет тюменец Вадим Постников. Пикет длился полчаса. Еще через час источник из правительства сообщил: «Сняли».
Что это: совпадение или Тюмень добралась до демократии?
Протест работников Красноуральского химзавода
Бывшие работники завода по производству взрывчатых веществ Красноуральского химического завода, уволенные с предприятия год назад за участие в голодовке протестуют против увольнения.
Около года назад рабочие требовали прекращения процедуры банкротства оборонного предприятия и погашения многомесячных долгов по зарплате. Голодовка была прекращена после того, как областные власти выделили средства на выплату долгов перед трудовым коллективом. В отношении руководства завода прокуратура возбудила уголовное дело. Однако после окончания голодовки наиболее активные участники акции были уволены. Теперь бывшие работники требуют восстановление в должности через суд.
ЗА ПРАВДОЙ - В СУД
«Молодые» ветераны труда, проживающие в Свердловской области, МОГУТ пользоваться социальными льготами и компенсациями с оговоркой…
11 января 2006 года Уставный Суд Свердловской области при участии представителя Уралпрофцентра рассмотрел дело о соответствии Уставу Свердловской области абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года № 44-ОЗ). 19 января 2006 года он вынес Определение по этому делу.
Заявитель по данному делу Домрачев В.Г. является ветераном труда с 1997 года, но при этом не является пенсионером. Он пользовался всеми правами и льготами, которые предоставляла ветеранам труда статья 22 Федерального закона «О ветеранах» в прежней редакции при предъявлении удостоверения ветерана труда. В связи с принятием Федерального закона № 122 о монетизации льгот полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда с федерального уровня были переданы на региональный уровень.
Статья 11 Областного закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» в первоначальной редакции (от 25 ноября 2004 года) распространяла предусмотренные в ней меры социальной поддержки на всех ветеранов труда . Однако, согласно изменениям, внесенным в этот закон меры социальной поддержки стали распространяться только на тех ветеранов труда, которые достигли возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Именно эта дискриминационная ситуация и была рассмотрена Уставным Судом.
В определении от 19 января 2006 года Уставный Суд указал на то, что заявитель приобрел право на получение мер социальной поддержки именно в связи с принятием Областного закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», т.е. с 1 января 2005 года. При этом, несмотря на внесенные в этот Закон в мае 2005 года дискриминационные изменения, правоприменительная практика должна руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, которая состоит в том, что «по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».
На этом основании Уставный Суд сделал вывод, что «оспариваемая заявителем новая редакция абзаца 1 статьи 11 Областного закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» не может рассматриваться правоприменительной практикой как лишающая заявителя права на получение мер социальной поддержки, поскольку все ветераны труда, получившие такое право в соответствии со старой редакцией закона, не могут быть лишены данного права последующим изменением этого закона».
Выявленный Судом смысл указанных нормативных положений « является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике».
Между тем, несмотря на положительное в целом решение Уставного Суда для большинства «молодых» ветеранов, проживающих в Свердловской области, в нем есть одно «но». Дело в том, что Уставный Суд особо оговаривает, что, раз ветеран труда получил право на предоставление мер социальной поддержки, значит, это право не может быть законодателем отнято. Таким образом, если гражданин получил высокое звание ветерана труда после 28 мая 2005 года (дня вступления в силу поправок в статью 11 Закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области») и при этом не является пенсионером, он будет получать соответствующие льготы, предусмотренные этой статьей, только тогда, когда достигнет пенсионного возраста.
Маленький человек три года бодается с судебной машиной ради законности!
Уже несколько лет длится судебная тяжба по иску водителя к екатеринбургскому городскому автотранспортному предприятию. В декабре 2003 года работник был незаконно уволен, после чего восстановлен на работе по решению суда. Когда работник пошел в отпуск, работодатель отказался предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда.
По прошествии трех лет после незаконного увольнения, судебная тяжба дошла до президиума Свердловского областного суда, который, с доводами работника о том, что работодатель должен компенсировать весь причиненный незаконным увольнением вред согласился. Однако вместо того, чтобы закончить судебную волокиту и вынести самостоятельное решение, отправил дело на новое рассмотрение в районный суд.
Сколько еще продлится борьба маленького человека с судебной машиной и незаконными действиями работодателя?
Наступая на те же грабли…
Мы уже не раз писали о противодействии директора Тюменского коммерческо-финансового колледжа Михайлиной Л.В. Облпотребсоюзу. В очередной раз судом были признаны незаконными действия Михайлиной Л.В. Так 2 декабря 2005 г . был удовлетворен иск Л.Падиной к колледжу за не предоставление копий документов, связанных с ее работой и необходимых для обращения в суд.
В тот же день Л.Падина обратилась письменно к директору колледжа Михайлиной Л.В. с просьбой выдать надлежаще заверенную копию приказа, незаконно вынесенного, который намерена была обжаловать в суд. Однако, Михайлина Л.В. вновь решила воспрепятствовать работнику обратиться суд, отказавшись заверить копию документа.
13 января 2006 г . профсоюзная активистка Л. Падина вновь выиграла судебный процесс. Но исполнит ли решение суда ответчик на этот раз?
***
ОАО «Тюменский электромеханический завод» не выплачивал слесарю КИП Аитову Р.М. положенную ему сумму заработной платы. Обманутый работник, узнав, что размер его оклада, предусмотренный коллективным договором, значительно выше в сравнении с тем, который ему выдавали в кассе, обратился в суд. Работодатель не вправе допускать ухудшение положения работника в сравнении с условиями коллективного договора. Руководство завода стало чинить препятствия, не предоставляя работнику выписку из колдоговора.
Проявив незаурядную настойчивость, истец добился-таки рассмотрения в суде своего иска, обжаловав бездействие Тюменского электромеханического завода. Судья о бязал работодателя выдать Аитову Р.М. выписку из коллективного договора и в зыскал с завода в пользу истца компенсацию морального вреда.
У нас по закону можно все!
Факт оскорбления работника был установлен при рассмотрении уголовного дела мировым судьей. От уголовной ответственности хама-директора спасло только истечение сроков давности привлечения к ответственности за оскорбление.
Не найдя возможности проучить невежу в уголовном судопроизводстве, работник подал иск о возмещении морального вреда, нанесенного оскорблением. Но новую подножку оскорбленному работнику поставил суд. И заметьте – все по закону!
Оскорбленный работодателем Козлов Н. Д. сделал все, что от него требовал закон и указал в своем исковом заявлении аж три известных ему адреса (в том числе место нахождения организации), по которым можно известить директора Спичкина Н. Н. о поданном против него иске. Повестку в суд работодатель получил, но на суде заявил, что по данным адресам проживает только временно и вообще живет по другому адресу, отнесенному к территории Октябрьского административного района. Тогда суд взял и передал дело в другой районный суд, мотивировав правилами подсудности, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ. Два года оскорбленный работник ждал, когда же восторжествует справедливость… рассмотрение дела вновь затянулось, как минимум, на месяц…
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Президент России Владимир Путин 10 января 2006 года подписал невинно звучащий закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», однако данный закон существенно влияет на деятельность некоммерческих общественных организаций, он вступает в силу через 90 дней со дня его официального опубликования, то есть 17 апреля 2006 года.
Ранее в законопроекте предусматривалось, что зарубежные НКО не смогут действовать в России через свои филиалы или представительства, но должны создавать самостоятельные организации. Во вступающем в силу законе данное положение было исключено из-за сильного давления общественности и НКО.
Однако в перечень причин, по которым филиалу или представительству иностранной НКО может быть запрещена деятельность, включили например следующие пункты:
1) Если цели и задачи создания филиала или представительства НКО противоречат Конституции и законодательству РФ;
2) Если цели и задачи создания филиала или представительства НКО создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности…РФ.
При этом, определять насколько цели и задачи противоречат Конституции РФ или создают угрозу суверенитету…, будет чиновник Федеральной регистрационной службы.
Финансовый контроль над деятельностью некоммерческих организаций существенно ужесточается. НКО с 17 апреля 2006 года будет обязана представлять в ФРС документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Финансовый контроль над структурными подразделениями иностранной НКО еще жестче. Они будут обязаны информировать уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании. А также информировать о своих предполагаемых для осуществления на территории РФ программах и расходовании предоставленных денежных средств, использовании предоставленного им иного имущества.
Складывается ситуация когда, в сфере общественных объединений остается единственный закон, который эти объединения хоть как-то защищает от вмешательства со стороны госорганов это Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Видимо в ближайшем будущем, если и этот закон не изменят, на свет появится множество профсоюзов с такими названиями «Профсоюз правозащитников» и т.п.
ЧТО ОЖИДАЕМ В 2006?
В 2006 году комитет Госдумы по труду и социальной политике планирует работать по следующим основным направлениям: реформирование системы оплаты труда бюджетников, внесение поправок в Трудовой кодекс, поиск нового подхода к системе социального страхования.
В 2006 году в Трудовой кодекс будут внесены поправки с учетом решений Верховного суда, вынесенных за те три года, которые прошли с момента его принятия. Кроме того, в закон будут внесены поправки, призванные усилить институт социального партнерства. Ну а после того, как Трудовой кодекс приведут в порядок, депутаты намерены заняться работой над законом о трудовом арбитраже. Специальные судебные органы, которые будут учреждены этим законом, позволят работникам и работодателям чаще решать трудовые споры цивилизованным путем, а не с помощью забастовок.
В Думе создана рабочая группа, которая будет готовить реформу социального страхования. Суть этой реформы состоит в возвращении к страховому принципу. Предлагается вывести за рамки ЕСН обязательные фиксированные выплаты, такие как базовая пенсия или пособие по рождению ребенка, и финансировать их из федерального бюджета. А те выплаты, которые зависят от размера зарплаты (например, страховая часть пенсии или больничный), превратить в обязательную страховку, которую работодатель сможет платить как государственным, так и частным компаниям. Для того чтобы частника допустили в систему социального страхования, он должен гарантировать страховку по полному пакету услуг, который утвердит Российская трехсторонняя комиссия (профсоюзы, работодатели и правительство). В этот пакет должны войти пенсии и оплата по больничным листам размером не менее определенного процента от заработной платы, возможность получения путевок для работников и их детей.
Реформа системы оплаты труда назначена на 2006 год, чтобы в 2007 году рывком поднять зарплаты бюджетникам.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА
Международная организация труда (МОТ) появилась еще в 1919 году, провозгласив своей целью "способствовать соблюдению, содействию применению и добросовестному претворению в жизнь" прав трудящихся и работодателей на свободу объединения и действенному признанию права на ведение коллективных переговоров.
МОТ имеет четыре главные стратегические цели:
развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости;
расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех;
поддержание социального диалога.
Конвенции МОТ являются международными договорами, обязательными для стран, их подписавших, и на Россию распространяются действие 61 из них. Первыми были ратифицированы конвенции, касающиеся права на ассоциацию и объединение трудящихся. Это прежде всего Конвенция № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» от 9 июля 1948 года и Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» от 1 июля 1949 года (обе ратифицированы Указом Президиума ВС СССР от 06.07.1956).
Каждый из членов Международной организации труда, в том числе и Россия, в отношении которых эти Конвенции вступили в силу, обязуются проводить в жизнь их положения. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, если закон устанавливает иные правила, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ № 87, трудящиеся и предприниматели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам последних. Государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.
Положение ст. 4 этой Конвенции вызывает особый интерес, так как провозглашает, что организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Представляется, что в данном случае Конвенция устанавливает более высокую степень защиты права на объединение, чем Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который допускает приостановление деятельности профсоюза по решению государственного органа, например, в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
Таким же образом, приобретение прав юридического лица организациями трудящихся не может быть подчинено излишне строгим условиям. Это касается, к примеру, таких положений закона, которые ограничивают свободное определение объединением его уставных целей.
Конвенция МОТ № 98 в статье 1 устанавливает, что трудящиеся должны пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу. Акты не должны быть направлены на то, чтобы поставить прием на работу или оставление на работе в зависимость от того, является ли работник членом профсоюза или нет. Запрещено каким-либо образом ущемлять права трудящегося на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности. В качестве актов вмешательства рассматриваются действия, направленные на учреждение организаций трудящихся под господством предпринимателей, а также финансовая или иная поддержка таких организаций с целью поставить их под контроль предпринимателей.
Обе Конвенции предусматривают, что национальное законодательство не должно затрагивать гарантии, предусмотренные ими, и должно применяться таким образом, чтобы не нарушать положений Конвенций.
В свете общей политики противодействия формированию независимых объединений и усиления регламентации и деятельности нормы Конвенций, принятых еще в конце 40-х гг. прошлого века вновь обретают актуальность и могут стать дополнительным аргументом в отстаивании права на объединение.
ЛИДЕР
Кто он – профсоюзный лидер?
Лидер – это голова, за которой следуют ноги, руки и даже хвост. От лидера зависит успех, надежность и репутация остального коллектива. Ему поют дифирамбы при победе, но не скупятся на претензии в случае поражения.
По мнению опрошенных, настоящим можно назвать человека, имеющего следующие характеристики:
- уважаемый среди соратников человек ;
- «моральный авторитет» , которому свойственны порядочность, честность , искренность ;
- человек с организаторски ми способност ями, с уменье м мобилизовать народ, умеет слушать, контактировать с людьми, убеждать ;
- преданн ый общественному делу . Как выразился представитель « Союз а « Чернобыл ь», «лидер - это человек, который может без ограничений своего времени и сил служить общественным целям »;
- неподкупный, принципиальный ;
- Человек, обладающий стратегическ им видение м;
- обладающий н еутомимость ю и терпение м;
- осознаю щий свои обязательства по отношению к членам организации , умеющий создать хорошую внутреннюю атмосферу, которая строится не на лидерстве, не на иерархии, а на хорошем товарищеском отношении .
«Новая профсоюзная идеология», «новый имидж» профсоюзов останутсяя пустым звуком, если профсоюзный лидер растратит свой авторитет не на эффективную профсоюзную работу, а на алчные сделки, которые мало что дают членам организации. Хотя и тешат тщеславие лидеров…
По материалам Розы Горн
ПРОФСОЮЗНОЕ БУДУЩЕЕ Будущее профсоюзного движения в России:
банкротство, равенство, централизация…
Профсоюзные организации уже не выполняет своих функций благодаря процессам укрупнения и дискриминации инициируемыми органами власти.
В 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила право каждого на объединение, включая создание профсоюзов для защиты своих интересов; установила принципы свободы деятельности общественных объединений и равенства их перед законом.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» года установил принцип равенства прав, которыми пользуются профсоюзы.
Проверить, являются ли эти принципы деятельности всего лишь декларацией или они реально действуют, можно только на практике.
Гражданин Рощин - водитель автотранспортного предприятия обратился к администрации предприятия с заявлением о предоставлении ему 1 дня отпуска за стаж работы на основании коллективного договора, ему ответили, что в один из пунктов данного договора были внесены изменения.
Работник посчитал изменения незаконными, так как при их принятии не была привлечена к участию в переговорах первичная организация Свободного профсоюза работников транспорта, представителем которой он являлся, и обратился в суд.
Представители работодателя ссылались на то, что коллективные переговоры велись с другой профсоюзной организацией. А профсоюз Рощина небольшой по численности, поэтому его во внимание не приняли.
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» устанавливает, что в случае, если в организации «действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза» (статья 5). Понятно, что в этом вопросе наиболее правильной является пропорциональность, но когда на переговоры приглашаются крупные профсоюзы и не приглашаются малые, это противоречит духу закона, так как мнения части работников на переговорах не были представлены.
Но суд российский хитер, а потому, чтобы не принять решение в пользу Рощина, судья заявил, что в данном случае гражданин не может являться субъектом обжалования коллективного договора. «Сами по себе действия администрации ответчика не затрагивают прав истца, не порождают никаких последствий для истца, следовательно, не могут быть признаны незаконными. То есть, обжаловать может либо профсоюз, либо работодатель, а работника эти договоры не касаются.
Парадокс… работодатель принимает решение, согласовав его с «карманным» профсоюзом, в результате которого сокращаются отпуска, и работника это не касается!? По аналогии, можно представить, что законы будут обжаловать только само государство и политические партии, а граждане законы принимать не могут, а потому и обжаловать тоже.
Районный суд согласился позицией мирового судьи, а с ним в свою очередь согласилась и надзорная инстанция, фактически «узаконив» дискриминацию небольших профсоюзных объединений.
Процесс «централизации» общественных объединений и профсоюзного движения как основного и самого распространенного общественного движения набирает обороты, и «под дудку» властей государственных. Недавно принятые поправки в налоговый кодекс, разрешающие взимание штрафов без суда с юридических лиц, могут перечеркнуть финансовую независимость небольших объединений граждан, хотя именно они реально представляют интересы работников, тогда как крупные профсоюзы, собирая огромные членские взносы, зачастую проводят лишь «соглашательскую» политику.
Интересен в этом плане и законопроект «О Некоммерческих Объединениях», который выдвинул глава сильно разрекламированного в последнее время профсоюза среднего класса «ПРОФИ» - депутат Антон Баков. Это говорит о том, что на небольшие по численности общественные и профсоюзные организации есть заказ и, как видно по всему, государственный.
РАБОТНИК И РАБОТОДАТЕЛЬ
Изменение существенных условий трудового договора
Некоторые предприятия скоропалительно пытаются внедрять на производстве ноу-хау в технике, технологиях организации труда. Подчас юридическая процедура таких новшеств ограничивается лишь изданием приказа о том, что отныне режим работы будет таким, а система оплаты труда такой, что незаконно.
Важно учитывать, что
1. В соответствии со ст. 73 Трудового кодекса РФ изменение существенных условий труда должно быть документально обусловлено технологическими и (или) организационными условиями труда (например, ввод в эксплуатацию нового оборудования, изменение технологии производства, документальное подтверждение перемен в ГОСТах и т.д.). При отсутствии таких оснований распоряжение администрации предприятия является незаконным.
2. Трудовая функция работника не изменяется (работа в определенной должности, по специальности, профессии).
3. Какие бы ни были существенные изменения труда, они не могут ухудшать положение работников, нарушать предусмотренные трудовым законодательством права и гарантии их реализации, согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ, а также по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения, согласно статье 73 Трудового кодекса РФ. Следует сначала внести изменения в коллективный договор с учетом мнения представительного органа трудового коллектива, а после вводить изменения режима труда на предприятии.
4. Изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора осуществляется по инициативе работодателя. С огласия работника или представительного органа работников не требуется.
5. Работники должны быть уведомлены о введении новых условий труда за 2 месяца. При этом в случае несогласия работника на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу на предприятии, соответствующую квалификации и состояния здоровья. И только отсутствие такой работы либо отказ работника от предложенной работы или от продолжения работы на условиях нового установленного режима труда является основанием прекращения трудового договора, согласно п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Расторгается трудовой договор в соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ «сокращение численности или штата работников организации» с предоставлением работнику соответствующих гарантий и компенсаций.
6.Если организационные, технологические изменения труда могут повлечь массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест вправе с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации ввести режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев.
7. Отмена режима неполного рабочего времени в любом случае производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
8. В случае изменения режима рабочего времени с каждым работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору либо новый трудовой договор. Если работодатель просто приказом вводит свои новеллы, то получается, что он односторонним образом изменяет условия трудового договора, что незаконно. Вносятся соответствующие изменения в Правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, соответственно, уже с учетом мнения Профсоюзного органа.
Роль профсоюзного органа заключается в отслеживании целесообразности и обоснованности изменения режима труда, соблюдение установленной Трудовым кодексом РФ процедуры. В противном случае одностороннее изменение существенных условий труда работодателем будет неправомерным.
В случае нарушения прав работников в части установления того или иного режима рабочего времени работник непосредственно либо через представительный орган вправе обратиться за защитой своих прав в федеральную Инспекцию труда, в Прокуратуру с заявлением вынести представление об устранении незаконности и нарушений трудовых прав, а также к мировому судье (гл. 60 Трудового кодекса РФ). Кроме того, работники могут прибегнуть к самозащите (гл. 59 Трудового кодекса РФ). Например, отказ от исполнения приказа администрации предприятия о выходе на работу в ночное время инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, несовершеннолетних при отсутствии их письменного согласия. Профсоюзы вправе также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав работников в органы, рассматривающие трудовые споры.
МЕРОПРИЯТИЯ В ФЕВРАЛЕ
25 февраля 2006 года в 11.00 состоится заседание Исполнительного Правления Уралпрофцентра.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
24 января – день создания «Уралпрофцентра»!!!
Желаем не останавливаться на достигнутом, идти только вперед и быть всем профсоюзам примером активной правозащитной позиции!
23 января – 9 лет существования свободного профсоюза работников МП «Медавтотранс»!!!
Желаем новых побед в тяжбах с работодателем!
|