Методика обучения профсоюзных
преподавателей
ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ПРОФСОЮЗНЫМ
ИНСТРУКТОРОМ/ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Вам нет необходимости быть профессиональным преподавателем, чтобы вести занятия с членами профсоюзов (для достижения поставленных задач), но вы должны быть убежденным членом профсоюза с большим опытом и желанием узнавать новое и научить этому других. Очевидно, что если вам нравится работать с людьми и вы располагаете их к себе, то это будет только способствовать вашей работе в качестве преподавателя.
В современной системе профсоюзной учебы преподаватели больше не рассматриваются как авторитеты ели эксперты. Их роль гораздо шире, она не укладывается в рамки организатора или советника. Они отвечают за то, чтобы их слушатели получили практические знания. Чтобы добиться этого, преподаватель должен проявить такт, терпение и внимание к запросам своих слушателей. Он или она должны быть в состоянии быстро устанавливать контакт со слушателями и способствовать установлению дружеской и непринужденной обстановки.
ЦЕЛИ ПРОФСОЮЗНОЙ УЧЕБЫ
Развивать и укреплять свободные и демократические профсоюзы. Помогать профсоюзам представлять интересы своих членов.
Разъяснять членам профсоюза понимание их роли, прав и обязанностей в профсоюзе; на предприятии; в обществе.
Поднимать образовательный уровень членов профсоюза, предоставлять членам профсоюза возможность практиковаться в своих навыках; помогать лучше ориентироваться в вопросах труда; добиваться более эффективного влияния на принятие решений, важных для рабочих, таким образом улучшая их условия труда и жизни.
Содействовать борьбе с дискриминацией, поощряя женщин-членов профсоюза, молодых я не очень высокообразованных людей; добиваться равных возможностей для членов профсоюза.
ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Усвоение знаний - это процесс восприятия и запоминания информации. Мы получаем и усваиваем информацию разными путями, в основном через слух и зрение. Для того, чтобы информация легче усваивалась используют разные методы ее преподнесения. Для одних людей более эффективны письменные и видео материалы, другие лучше усваивают информацию на слух. Чем разнообразнее методы преподнесения, тем лучше и больше может человек запомнить.
ЗАПОМИНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ
Помимо использования разных методов преподнесения информации, важным фактором усвоения является сочетание процесса изучения с действием -практическим применением полученной информации. При переводе информации в практическую плоскость увеличивается не только интерес к ней, но и способность ее запомнить.
ПАМЯТЬ ЧУВСТВ
Процесс обучения облегчается и ускоряется позитивной атмосферой во время занятий и положительными эмоциями у учеников, вызванными похвалой, благодарностью и т.д. Для большей эффективности поощрение должно следовать сразу же после успешного ответа или выступления учащегося - нам ведь особенно приятно, когда похвала заслужена.
ЗАПОМИНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОВТОРЕНИЯ
Широко известно, что повторение способствует запоминанию информации. Однако не следует превращать повторение в муштровку. Решение одной и той же проблемы разными методами в разных ситуациях - лучшая форма повторения.
Приведенные в этом разделе методические установки привели к появлению нового метода обучения: метода активного изучения материала.
ПАМЯТЬ И ВОСПРИЯТИЕ
1. Восприятие посредством слуха - запоминается 20% информации
2. Визуальное (зрительное) восприятие
3. Аудиовизуальный способ восприятия (слух + зрение)
4. Аудиовизуальный способ восприятия + дискуссия
5. Аудиовизуальный способ восприятия + дискуссия + повторение + практическое применение
запоминается 30% информации запоминается 50% информации
запоминается 70% информации
запоминается 90% информации
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Активное вовлечение участников
Возможность практиковаться в самовыражении
Совместная работа
Воспитание уверенности в себе
Воспитание чувства ответственности
Обмен знаниями, мнениями и опытом
Более полное осмысление проблем и путей решения их
Совместная разработка плана действий
ТРИ ВАЖНЫХ ФАКТОРА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
Взрослые в большей степени учатся "действием". Всю жизнь они учатся на опыте: наблюдая; делая; задавая вопросы; разговаривая с другими и решая реальные жизненные проблемы. На занятиях они усваивают информацию эффективнее при активном вовлечении в учебный процесс.
Взрослые также привносят в учебный процесс свои знания и жизненный опыт. У них всегда есть какое-то относительное знание предмета, которое основывается на их опыте, и они часто стремятся поделиться им. Также надо учитывать, что взрослые учащиеся склонны к критике. Они обладают тенденцией оценивать новую для них информацию и идеи в свете своего опыта.
Взрослые являются прагматиками в отношении учебы и концентрируются на важных для них проблемах. Большей частью их мотивацией является стремление к поиску информации, которая могла бы быть полезной им и использована ими для анализа и решения реальных жизненных вопросов.
ТЕХНИКА ДИСКУССИИ
Используйте эту технику преподавания для:
обмена информацией и мнениями. Дискуссия позволяет активистам делиться своим знанием или незнанием предмета;
углубления понимания. Используя технику дискуссии, Вы можете понять насколько аудитория понимает и воспринимает информацию;
изучения и решения проблемы. Группа может рассмотреть причину проблемы, изучить факты и прийти к решению;
изменения отношения. Дискуссия особенно пригодна, если целью занятия является расширить или изменить отношение к проблеме. Например, такие темы, как роль профсоюза в социально-политичекой жизни страны, гражданские права и т.д. могут эффективно рассматриваться через дискуссию;
Определения интересов и потребностей участников. В начале занятий преподаватель может использовать дискуссию для того, чтобы узнать от слушателей, почему они пришли учиться и что ожидают получить от этих занятий.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ДИСКУССИИ
1. Выделите для себя то важное, что Вы хотите подчеркнуть. Определите предмет разговора/обсуждения. Кратко представьте тему, подкрепив необходимой информацией, отметьте почему тема/проблема важна для группы.
2. Определите как вы хотите начать дискуссию. Вы можете использовать видеозаписи, анкеты, мини-лекции или провокационные вопросы.
3. Выпишите на доску вопросы дискуссии - правильно и четко их формулируйте.
КАК ПРОВОДИТЬ ДИСКУССИЮ
- Хорошая дискуссия также зависит от умения лидера/руководителя дискуссии помогать группе в ее работе. Руководитель дискуссии должен:
- дать понять, что это групповая (общая) дискуссия, любой ученик может высказывать свое мнение. Это не лекция;
- начать дискуссию сам и следить за тем, чтобы группа следовала правилам ведения дискуссии;
- вести дискуссию по намеченному плану, стимулируя ее ход новыми вопросами;
- поощрять активное участие группы. Не давать доминировать одному участнику:
- разъяснять участникам дискуссии точку зрения выступающего, если она нечетко сформулирована, сделать ее доступной всей аудитории; в случае необходимости, проиллюстрировать.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДИСКУССИИ
Дискуссия - коллективная работа/усилие. Чтобы она была эффективной каждый должен соблюдать правила.
Выступающий - один
Все слушают.
Смотрите на говорящего и старайтесь понять его точку зрения - не спорьте с ним мысленно.
Вносите свои идеи.
Не отвлекайтесь от предмета обсуждения/темы.
|