Методическое пособие
"Нелегальные трудовые отношения: причины, последствия и механизмы противодействия"
Глава 5
Механизм правового противодействия нелегальным трудовым отношениям
Правовое противодействие нелегальным трудовым отношениям предполагает активную государственную правотворческую и правоприменительную деятельность, имеющую своей целью полное или, по крайней мере, частичное искоренение фактора нелегальности в области трудовых отношений в стране.
Механизм правового противодействия включает в себя:
меры превентивного характера ;
меры правоохранительного характера .
Меры превентивного характера предполагают установление на законодательном уровне прав и обязанностей работников, работодателей и государства, реализуя которые тем самым все стороны социального партнерства обеспечивают не возникновение фактора нелегальности в трудовых отношениях.
?. Примером законодательной превентивной меры обеспечения легальности трудового отношения является, в частности, абзац 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ в соответствии с которым « В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства».
??. Также, например, в соответствии с абзацем 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ «В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом не допускается приостановка работы:
в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
государственными служащими;
в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи)».
???. Трудовой кодекс РФ предусматривает также, что работники, работающие у работодателей – физических лиц, имеют дополнительную гарантию в форме регистрации их трудового договора в органе местного самоуправления, что не предусматривает функций контроля указанных органов за содержанием договора, но служит противодействию нелегального использования труда и нарушениям трудового законодательства при такой занятости, в том числе установлению кабальных условий труда. Однако на практике, к сожалению, данная норма практически не соблюдается.
Следует отметить, что механизм превентивного противодействия нелегальным отношения (хотя он, как показывает практика эффективнее правоохранительного механизма) в нашей стране не развит и фактически находится только в зачаточном состоянии.
Меры правоохранительного характера предполагают установление и реализацию механизма юридической ответственности в том случае, если стороны трудовых отношений в рамках своего взаимодействия по использованию наемного труда вышли за область Закона, в нелегальную (теневую) область взаимоотношений.
Российское законодательство содержит несколько видов ответственности в области правовой охраны легальных трудовых отношений.
Общие нормы содержаться в трудовом законодательстве , в частности, в Трудовом кодексе РФ.
Статья 419 Трудового кодекса РФ, в частности, устанавливает виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с этой статьей лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой , административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Абзац 1 статьи 142 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 236 Трудового кодекса РФ конкретизирует данную норму и устанавливает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
В области административной ответственности в качестве примера можно привести только статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
В соответствии с этой статьей нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
При этом нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Как известно, работодатель по отношению к работнику выступает в качестве налогового агента. Определенные меры юридической ответственности в области правовой охраны легальных трудовых отношений установлены на уровне налогового законодательства.
Так, в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Юридическая ответственность в области правовой охраны легальных трудовых отношений существует также на уровне уголовного законодательства.
Так, статья 145.1. Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Данная статья устанавливает, в частности, невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
При этом то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За неисполнение обязанностей налогового агента уголовным законодательством также предусмотрена ответственность .
Так, в соответствии со статьей 199.1. Уголовного кодекса РФ неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В области правовой охраны свободного труда и избежания принудительного и рабского труда в последнее время в Уголовный кодекс РФ также была введена соответствующая ответственность.
Так, согласно с татье 127.2 Уголовного кодекса РФ использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг) (т.е. использование рабского труда), -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Указанные деяния, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
В этой связи необходимо отметить, что расширительное толкование понятия принудительного труда в российском законодательстве (о чем шла речь в третьей главе настоящего методического пособия) практически вывело наиболее нетерпимые его формы из-под сферы действия административного и уголовного законодательства . Административное наказание за использование принудительного труда возможно только в рамках общей нормы за «нарушение законодательства о труде» в виде предусмотренной ответственности должностных лиц. Если же принудительный труд используется не должностным, а частным лицом, посредником, лицом, не зарегистрированным в установленном российским законодательством порядке, то какие-либо меры ответственности за данное правонарушение не предусмотрены вообще. Поскольку применение принудительного труда является наиболее тяжким правонарушением в сфере труда, ответственность за это преступление должна быть установлена в национальном законодательстве в особых нормах Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях. Так, следует установить административную ответственность за сравнительно «легкие» формы использования физического труда или его элементов, не связанные с применением физического вреда работнику (его жизни, здоровью), т.е. при нарушении только трудовых прав. Использование принудительного труда в более тяжелых формах, связанных с применением физического насилия, ограничения свободы, изъятием документов, должно квалифицироваться как уголовное преступление.
С введением в Уголовный кодекс РФ в ноябре 2003 года норм, криминализирующих рабский труд и торговлю людьми, решение проблемы принудительного труда по крайней мере на законодательном уровне сильно продвинулось, но не доведено до конца. Необходим комплекс мер, способствующих более эффективному применению такой статьи на практике, включая меры по защите пострадавших от эксплуатации, стимулированию их сотрудничества с правоохранительными органами и общественными правозащитными организациями, а также мер по предотвращению принудительного труда, ликвидации стимулирующих такой труд факторов.
Далее
К оглавлению
|