Методическое пособие для профсоюзного лидера
Действие закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в свете принятия Трудового Кодекса Российской Федерации и иных нормативных актах
Подготовила: Ермилова Наталья Павловна
Со вступлением в силу с 01 февраля 2002 г. Трудового Кодекса, были внесены некоторые изменения в трудовое законодательство, в том числе в законодательство, касающееся прав профсоюзов. В частности, внесены изменения в федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В данном методическом пособии мы хотели бы рассказать об этих изменениях и порядке применения закона.
Изменения в закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» вносят 3 акта:
1) Федеральный закон от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и сам закон «О государственной регистрации юридических лиц».
2) Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово
3) Трудовой Кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и сопутствующие им подзаконные нормативные акты.
Указанными нормативными актами вносятся в основном изменения в порядок регистрации в качестве юридических лиц общественных объединений, в том числе профсоюзов.
Так, теперь законодательство предусматривает, что с 1 июля 2002 г. единым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим регистрацию, является Министерство РФ по налогам и сборам, и оно ведет учет и реестр юридических лиц.
Для организаций, которые зарегистрированы до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (до 1 июля 2002 г.) предусмотрена следующая обязанность по уведомлению регистрирующего органа.
В соответствии с этим законом (п. 3 ст. 26) уполномоченное лицо юридического лица (для профсоюзных организаций это будет председатель профсоюза или лицо, которое специально наделили полномочиями), обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона (то есть до 01 января 2003 г.) представить в регистрирующий орган – налоговые инспекции субъекта федерации (например, Свердловской области), где находиться профсоюз – следующие сведения:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование юридического лица на этих языках;
- организационно - правовая форма (для профсоюзов- общественная организация);
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в большинстве профсоюзных организаций исполнительным органом является Профком)
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (для профсоюза обычно это данные председателя);
Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Таким образом, всем зарегистрированным профсоюзным организациям, входящим в состав Уралпрофцентр а и находящимся на территории Свердловской области необходимо подать указанные выше сведения в Министерство по налогам и сборам РФ в Свердловской области (адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 11)
Для тех организаций, которые созданы после вступления в силу закона «О государственной регистрации юридических лиц», порядок регистрации несколько изменился.
Однако, орган, куда подаются учредительные документы профсоюза, для регистрации в качестве юридического лица остался прежним - это Управление Юстиции (в соответствии с новой редакцией ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах…»).
Новая редакция статьи 8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» также предусматривает, что регистрация профсоюза является уведомительной и орган юстиции, и налоговая инспекция «не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации».
Документы на регистрацию подаются в течение месяца со дня образования профсоюза.
В обязанность органа юстиции входит принятие документов, передача сведений о профсоюзе, и представленных для регистрации документов в налоговую инспекцию, сообщение профсоюзу о внесении в единый государственный реестр сведений о профсоюзе, и выдача об этом документа.
Регистрация осуществляется в течение месяца с момента получения документов от профсоюза.
Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово.
Данное постановление имеет значение для тех профсоюзных лидеров, которые не освобождены от основной работы.
Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ статьи 235 КЗОТ РФ и часть 3 статьи 25 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которым «увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов».
Данное решение суд мотивировал следующими обстоятельствами.
Статья 37 Конституции РФ гарантирует гражданам право на труд, предусматривает свободу трудового договора, право работника и работодателя самостоятельно решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений. При этом, работодатель обязан обеспечить работнику надлежащие условия труда, а работник - лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Законом могут быть предусмотрены отрицательные последствия невыполнения работником или работодателем принятых на себя обязательств по трудовому договору, в том числе и расторжение трудового договора по инициативе одной из сторон. При этом должны учитываться и иные защищаемые Конституцией Российской Федерации социальные ценности.
Так, Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2).
Это означает, что у работодателя есть право для осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая гарантии трудовых прав, законодатель должен учитывать и интересы предпринимателя.
Конституцией РФ гарантировано право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1). Для государства это означает, что оно должно обеспечивать свободу деятельности профсоюзов, включая меры социальной защиты профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, от неправомерных действий работодателя при их увольнении.
Эта обязанность государства вытекает и из положений Конвенции МОТ N 87 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (статьи 2 и 3), а также Конвенции МОТ N 98 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров.
Однако, возлагая на работодателя обязанность получить согласие профсоюзного органа на увольнение, законодатель при этом не предусматривает обязанность профсоюзного органа в случае отказа дать такое согласие изложить его мотивы, что означает принятие решения только заинтересованной стороной – профсоюзным органом.
Таким образом, Конституционный суд делает вывод о том, что данные гарантии – это несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника и нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности.
Отсутствие возможности доказать в суде необходимость и обоснованность увольнения недобросовестных работников, совершивших дисциплинарный проступок, а в случае расторжения трудового договора с работником, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, - и неправомерность отказа профсоюзного органа дать согласие на его увольнение, по мнению Конституционного Суда, лишает работодателя возможности защищать в судебном порядке свои права и законные интересы, ограничивает его конституционное право на судебную защиту.
Таким образом, Конституционный суд лишил профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, ещё одной гарантии от незаконного увольнения работодателем.
Трудовой Кодекс Российской Федерации
Все нормативные акты, в том числе и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон), в соответствии со ст. 423 Трудового Кодекса РФ далее – Кодекс), применяются постольку, поскольку они не противоречат последнему. И так как Трудовым Кодексом многие вопросы не урегулированы, то в большей части продолжает свое действие закон.
Поскольку Трудовой Кодекс РФ достаточно объемен, чтобы мы смогли рассмотреть все вопросы, поэтому остановимся на нескольких важных, на наш взгляд, моментах.
Профсоюз как представитель работников
В соответствии со ст. 25 Закона «профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке».
Кодекс (ст. 29) также определяет профсоюз как представителя работников во взаимоотношениях с работодателем, и говорит о том, что работники, не являющиеся членами профсоюза, могут наделить профсоюз полномочиями на представление их интересов (ст. 30).
Однако, Кодекс ограничивает права тех профсоюзных организаций, которые являются самостоятельными, не являются первичными профсоюзными организациями, при проведении коллективных переговоров. Так, ст. 29 Кодекса говорит о том, что «интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
В качестве иных представителей работников, при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации Кодекс называет:
а) профсоюзную организацию, объединяющую менее половины работников
б) иных представителей работников
При этом работники должны поручить им представление своих интересов на общем собрании (конференции).
Поскольку статья 13 ФЗ «О профессиональных союзах…», предоставлявшая всем профсоюзам право на ведение коллективных переговоров и заключение отдельного коллективного договора с работодателем приходит в противоречие с Трудовым Кодексом, то применяется Трудовой кодекс, и на предприятии может быть заключен только один коллективный договор. Об этом говорит часть 2 ст. 37 Кодекса: «при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения».
Право профсоюза на информацию
Согласно ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах…» «для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Трудовой Кодек не ограничивает это право, предусматривая специально как обязанность работодателя «предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением» (ст. 22).
Также для представителей работников ст. 53 Кодекса предусмотрено право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным Кодексом, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором».
Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.
Данное право гарантировано профсоюзам ч. 1 ст. 19 Закона и ч. 1 ст. 370 Кодекса.
Оба нормативных акта предусматривают обязанность работодателя в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Однако, далее права профсоюзных организаций, не входящих в структуру общероссийских профсоюзов, ограничиваются. Так, Закон предусматривает право профсоюзов создавать для осуществления контроля собственные инспекции труда и наделять их полномочиями в соответствии с положениями, утвержденными профсоюзами.
Трудовой Кодекс предоставляет такое право только общероссийским профсоюзам и их объединениям. Таким образом, у самостоятельных профсоюзов нет права на создание инспекций труда, и если они хотели бы иметь такую структуру, то они вынуждены вступать в общероссийский профсоюз. По нашему мнению, такое принуждение ко вступлению в конфедерацию является ограничением право на свободу объединения и нарушает не только наше законодательство (ст. 30 Конституции), но и не соответствует международным стандартам (Конвенции МОТ «О свободе ассоциации..». Поэтому, при возникновении прецедентов – запретов профсоюзам Уралпрофцентр а создавать инспекции труда или отказе в удовлетворении требований представлений об устранении нарушения трудового законодательства на том основании, что профсоюз не входит в общероссийский, мы сможем обжаловать данную норму Трудового Кодекса в Конституционный Суд РФ.
Порядок учета мнения профсоюза
Трудовой Кодекс изменил процедуру участия профсоюза в принятии локальных актов предприятия. Сейчас работодатель должен не согласовывать, а учитывать мнение профсоюза при принятии локального акта. Это существенно и в неблагоприятную сторону меняет возможность влияния профсоюза на принятие актов, ухудшающих положение работников по сравнению с прежними нормами. Данную процедуру предусматривает ст. 372 Кодекса:
«Работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения».
Порядок учета мнения профсоюза можно изобразить и в виде схемы:
Как мы видим, реального влияния у профсоюза на принятие локального нормативного акта нет, так как администрация фактически может принять его без учета мнения профсоюза.
Гарантии профсоюзной деятельности, гарантии рядовым членам профсоюза и лидерам профсоюза
Гарантии рядовым членам профсоюза.
Согласно части 4 статьи 12 Закона, расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Положение это конкретизировано в ст. 373 Кодекса, где определен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, по инициативе работодателя в случаях:
- сокращения численности или штата работников организации;
- несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание:
Работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.
В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
Это решение может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Либо решение может быть сразу обжаловано в суд работником или профсоюзом. Работодатель имеет право обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Как мы видим, процедура практически аналогична процедуре учета мнения профсоюза при принятии локальных актов предприятия, различия состоят только в сроках.
Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов.
А) Не освобожденным от основной работы (ст. 374 Кодекса)
Как мы уже упоминали, работодатель имеет право уволить профсоюзного работника, не освобожденного от основной работы, в случае совершения им дисциплинарного проступка. Также не действует гарантия, предусматривавшая получение согласия профсоюзного органа на перевод такого работника на другую работу.
Допускается увольнение председателей профсоюза и их заместителей только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случаях:
- сокращения численности или штата работников организации;
- несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Кодекса, о котором мы уже упоминали.
Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Б) Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 Кодекса) практически аналогичны гарантиям, предусмотренным в ст. 26 Закона.
Такому работнику, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Время работы на освобожденной должности засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.
Работник обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по пункту 2, подпункту "б" пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Кодекса с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, предусмотренного для учета мнения профсоюзного органа.
В) Гарантии деятельности профсоюза
Статья 377 Кодекса предусматривает обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа и они несколько отличаются от гарантий, предусмотренных ст. 28 Закона.
1. Предоставление помещения.
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Отсутствует гарантия на предоставление транспорта.
Только для профсоюзов, численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором. Например, работодатель может предоставить в бесплатное пользование принадлежащие ему либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно - массовой, физкультурно - оздоровительной работы с работниками и членами их семей и отчислять денежные средства на культурно - массовую и физкультурно - оздоровительную работу.
2. Перечисление профсоюзных взносов.
Данная гарантия осталась прежней и работодатель обязан при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, ежемесячно бесплатно перечислять на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
Также по заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, работодатель должен перечислять взносы на счет профсоюза.
|