title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Методическое пособие "Поговорим о зарплате или Что нужно знать, чтобы успешно провести переговоры по зарплате"

1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ

1.1. Международное трудовое законодательство о зарплате

Вопрос о заработной плате является самым насущным для всех наемных работников с того момента, как они появились. И никогда история отношений наемных работников и работодателей по этому вопросу не была мирной. Во все времена и во всех странах работодатели пытались «сэкономить», уменьшить и «зажать» зарплату, обмануть работников и сыграть на их слабостях. Развитие рабочего движения и рост правового сознания работников шел в направлении умения работников отстаивать свое право на достойную зар­плату правовыми методами. Для этого надо было уметь с помощью четкого «юридического» языка называть все способы обмана и ухода работодателей от справедливой и своевременной оплаты труда.

Борьба работников за свои права во всех странах носила острый ха­рактер. Во многих странах, которые ныне гордятся своими профсоюзами, она носила порой трагический характер (Достаточно вспомнить, что праздник Международной солидарности трудящихся был учрежден в память о расстреле полицией демонстрации рабочих в США. Таким же напоминанием могут служить имена Н. Сакко и Б. Ванцетти. Их именами довольно часто назывались улицы советских городов. Но мало кто помнит, что это имена двух профсоюзных лидеров итальянских рабочих в США, которые были несправедливо обвинены в уголовных преступлениях и казнены по приговору суда). Поворотным пунктом в истории борьбы работников за свои права стало создание Международной организации труда (МОТ) (Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 году. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после Первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне. После Второй мировой войны основные цели и принципы МОТ получили активное подтверждение и расширение в Филадельфийской декларации. В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций). С ее появлением стало формироваться международное трудовое право, закреплявшее важнейшие права работников, в том числе и в заработной плате. На сегодняшний день МОТ - это самая авторитетная международная организация в области разработки и защиты социально-трудовых прав. МОТ не просто собирает лучший опыт разных стран, а вырабатывает правила, которые становятся обязательными для регулирования трудовых отношений всех стран - членов МОТ, одобривших ту или иную конвенцию или рекомендацию. Это означает, что государство вносит соответствующую правовую норму в свое трудовое законодательство и она ста­новится обязательной для соблюдения.

Многие положения этих конвенций выглядят банальными, но не следует забывать, что каждое положение этих конвенций появилось из-за существования реальных нарушений прав работников. Ниже будут перечислены некоторые, наиболее значимые требования к заработной плате, закрепленные в конвенциях МОТ.

Содержание нормы
Статья и номер конвенции МОТ
Денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей законное обращение в данной стране, а уплата в форме долговых обязательств, расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной валюте, запрещается.

Конвенция МОТ № 95, статья 3

Законодательство страны, коллективные договоры и арбитражные решения могут разрешить частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной; выплата заработной платы в виде спиртных напитков с высоким содержанием алкоголя, а также в виде вредных для организма наркотиков не разрешается ни при каких обстоятельствах.

Конвенция МОТ № 95, статья 4

Заработная плата выплачивается непосредственно заинтересованному работнику, за исключением тех случаев, когда иной способ ее выплаты предусматривается законодательством данной страны, коллективными договорами или арбитражными решениями или когда имеется личное согласие на то самого работника.

Конвенция МОТ № 95, статья 5

Вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых коллективными договорами или арбитражными решениями.

Конвенция МОТ № 95, статья 8

Запрещаются всякие отчисления из заработной платы, производимые у работников в пользу работодателя или его представителя или какого-либо посредника (например, подрядчика или вербовщика) с целью путем прямого или косвенного вознаграждения обеспечить себе получение или сохранение работы.

Конвенция МОТ № 95, статья 9

В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке работники, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов.

Конвенция МОТ № 95, статья 11

Выплата заработной платы, когда она производится в деньгах, должна происходить только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от него... Запрещается производить выплату заработной платы в тавернах или других подобных заведениях, а также, если необходимо предотвратить злоупотребления, в магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам.

Конвенция МОТ № 95, статья 13

Каждый член МОТ при помощи средств, соответствующих действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет и... обеспечивает применение в отношении всех работников принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Конвенция МОТ №100, статья 2

Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным.

Конвенция МОТ №131, статья 1

Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; неприменение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции в отношении ответственного лица или лиц.

Конвенция МОТ №131, статья 2

 

Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают, насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями: а) потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; b) экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Конвенция МОТ № 131, статья 3

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание, в числе других, следующие критерии: а) потребности работников и их семей; b) общий уровень заработной платы в стране; с) стоимость жизни и изменения в ней; d ) пособия по социальному обеспечению; е) сравнительный уровень жизни других социальных групп; f ) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Рекомендация МОТ № 135

Должны приниматься все необходимые меры в целях ограничения удержаний из заработной платы до такого предела, который считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи.

Рекомендация МОТ № 85

Подробности об условиях получения заработной платы, которые должны доводиться до сведения работников, должны включать, там где это целесообразно, сведения относительно: а) ставок полагающейся заработной платы; b) метода исчисления; с) периодичности выплаты заработной платы; d ) места выплаты; е) условий, согласно которым могут производиться удержания.

Рекомендация МОТ № 85

Смысл выделения этих норм заключается в создании представления о том, какие трудовые отношения следует считать современными и цивилизованными, т. е. отвечающими основным принципам свободы и демократии. Каждое государство, которое вступает в Международную организацию труда и подписывает ее документы, делает это добровольно и берет на себя обязательство строго соблюдать эти принципы. Российская Федерация является полноправным членом, подписала большую часть конвенций и приняла большую часть рекомендаций.

Что означает принятие норм или рекомендаций МОТ для правовой системы? Смысл документов МОТ должен быть перенесен в законодательство страны, которая ее приняла. Например, смысл статьи 4 Конвенции МОТ № 95 «о частичной выплате зарплаты натурой» передан в статье 131 «Формы оплаты труда» Трудового кодекса РФ. И точно так же, на каждый принятый документ МОТ должен существовать государственный акт, где закреплена эта норма без искажений.

1.2. Система Российского трудового законодательства

Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовое законодательство включает в себя:

- Трудовой кодекс;

- федеральные законы, в которых оговариваются некоторые аспекты за­нятости и заработной платы, например «О занятости населения в РФ», «О коллективных договорах и соглашениях», «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», «О прожиточном минимуме в Российской Феде­рации», «О минимальном размере оплаты труда», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Между всеми этими правовыми актами существует определенная иерар­хия или соподчиненность. Наибольшее значение имеет Кодекс и законы, а указы президента не должны противоречить им. В свою очередь, постановления Правительства не могут противоречить Кодексу, законам и указам - и так далее, до актов органов местного самоуправления: правовой акт низшего уровня является подчиненным и не может противоречить акту более высокого уровня.

Органы государственного и местного управления регулируют так называемые минимальные, или обязательные нормы. Они очерчивают границы меньше, или хуже которых быть не должно. Например, государство определяет минимальный размер заработной платы, но никак не регулирует вопрос о максимальной заработной плате. Здесь оставляется возможность разрабатывать дополнительные соглашения и договоры, в которых оговариваются более высокие и благоприятные условия труда и вознаграждения. Такие договоры и соглашения заключаются уже не государством, а работниками и работодателями. Правда государственные органы тоже могут участвовать в процессе заключения таких соглашений в качестве наблюдателей или участников, например в бюджетной сфере, где государство или местные власти могут выступать в качестве работодателей. Главными участниками заключения таких соглашений являются работодатели (или их объединения) и профсоюзы (или иные органы, представляющие интересы работников).

Такие соглашения тоже увязаны в систему. Прежде всего, это Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Это соглашение не может содержать ни одной нормы, которая была бы хуже, чем провозглашенные в Трудовом кодексе, трудовых законах, указах, постановлениях и т. п. Мало того, соглашение должно хоть в чем-то УЛУЧШАТЬ СИТУАЦИЮ по сравнению с той, которая описана в законодательстве. Иначе нет смысла заключать такое соглашение!

Вслед за Генеральным соглашением идут отраслевые соглашения между отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей данной отрасли. И здесь должен быть элемент УЛУЧШЕНИЯ по сравнению с законом и Генеральным соглашением. Причем в каждой отрасли это улучшение определяется теми ресурсами, которые в ней есть. Отраслевые соглашения «богатых отраслей» (энергетики, нефтяники, металлурги и т. п.), должны в своих соглашениях иметь больше «улучшений», чем «бедные» бюджетники, коммунальщики и т. п. Следующий уровень - это уровень регионов, и здесь должны заключаться региональные соглашения. За ними следуют соглашения на уровне компаний, а потом - коллективные договоры на предприятиях и в организациях. И каждый следующий уровень должен отличаться от предыдущего каким-то улучшением.

Все это - и система правовых актов, и возможность заключения дополнительных соглашений - и составляет правовую основу для регулирования всех трудовых отношений, в том числе заработной платы.