title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb


ОЧЕРЕДНАЯ ФИКЦИЯ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…

 

Декларируя в Конституции столь высокое право гражданина, как право на социальное обеспечение по возрасту, законодатель предусмотрел очень сложный и многоступенчатый механизм его воплощения в жизнь. Одним из препятствий для реализации указанного права является Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 года № 407, согласно которому страховые взносы, поступившие от работодателя, распределяются на всех работников предприятия, не зависимо от того, на чей личный счет они поступили.  

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Однако на деле граждан напрямую ущемляют в реализации указанного права.

Декларируя в Конституции столь высокое право гражданина, как право на социальное обеспечение по возрасту, законодатель предусмотрел настолько сложный и многоступенчатый механизм его воплощения в жизнь, что большинство граждан теряются в догадках, положена ли им пенсия, а если да, то в какой размере и как ее получить? В результате вся красота идеи дать каждому гражданину достойное обеспечение в старости меркнет на подступах к запутанному клубку норм пенсионного законодательства. А если учесть при этом вошедший в традицию ежегодный дефицит бюджета Пенсионного Фонда и напрямую с этим связанное его активное нежелание пополнять ряды пенсионеров, становится ясно, что на сегодняшний день своевременно и полном объеме получить пенсионное обеспечение гораздо сложнее, чем дожить до возраста, гарантирующего это право. В результате получается, что все пенсионное законодательство, имеющее своей целью дать каждому гражданину достойное существование после утраты трудоспособности, состоит из многочисленных барьеров, препятствующих этому.

Одним из таких барьеров является Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 года № 407, согласно которому «поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов». Иными словами, деньги, поступившие от работодателя, распределяются на всех работников предприятия, не зависимо от того, на чей личный счет они поступили.

Пенсионный Фонд РФ, давая на основании данного Постановления указания своим территориальным органам, говорит, что «иной (не пропорциональный) механизм распределения сумм страховых взносов, поступивших от одного страхователя, на всех его работников означает нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), так как в этом случае пенсионные права приобретут не все работники организации, а только те из них, кто обратился в суд, что недопустимо».

Действительно, если закрыть глаза на все сказанное ранее, на ум приходит мысль о справедливости и откровенной заинтересованности Пенсионного Фонда РФ в реализации каждым гражданином его права на пенсионное обеспечение. Однако это лишь первое впечатление. Ведь что значит для работника, столкнувшегося с ситуацией отсутствия реальной возможности обязания работодателя перечислить на лицевой счет задолженность по уплате страховых взносов? Это значит, что законодатель не предусмотрел, а вернее сказать, лишил работника возможности борьбы с незаконопослушным работодателем.

Учитывая положения Постановления Правительства РФ № 407, у работника остается только два способа восстановить свое нарушенное право на социальное обеспечение и обязать работодателя перечислить в Пенсионный Фонд всю сумму задолженности.

Во-первых, это привлечение органов Пенсионного Фонда к участию в деле о взыскании с работодателя задолженности по уплате страховых взносов как заинтересованного лица. Пенсионный Фонд РФ в посланиях своим территориальным органам так прямо и указывает: «при получении территориальными органами ПФР определений судов о принятии исков застрахованных лиц к производству, … необходимо подготовить и заявить иск о взыскании всей суммы задолженности организации (страхователя) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование». При этом «одновременно следует принять меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора путем обязательного предъявления к страхователю требования об уплате задолженности по страховым взносам». То есть Пенсионный Фонд в данном случае выступает в защиту интересов всех работников предприятия. Однако всю идеальность описанной ситуации, рушит законодательная незакрепленость обязанности Пенсионного Фонда выступать с подобной инициативой. И в случае, если Фонд окажется не осведомлен о судебном разбирательстве, либо по каким-то иным причинам его участие в процессе будет невозможно, работник остается, что называется, не у дел: Пенсионный Фонд от его имени не выступает, в индивидуальном порядке он не может взыскать с работодателя всю суммы задолженности страховых взносов. При этом обязать Пенсионный Фонд выступать с подобной инициативой, равно как и привлечь к ответственности за отсутствие таковой, никто не может, так как в Законе «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» данное положение значится как ПРАВО, а не ОБЯЗАННОСТЬ пенсионных органов.

Не смотря на то, что с 01 января 2006 года законодатель передал Пенсионному Фонду РФ право, ранее принадлежавшее налоговым органам, взыскивать с работодателя некоторые суммы задолженности по страховым взносам, это положение так и осталось ПРАВОМ, а не ОБЯЗАННОСТЬЮ. Понятно, что в этой ситуации законодатель смотрит на норму с точки зрения работодателя. Что у Пенсионного Фонда есть право вмешиваться в его финансовую деятельность и взыскивать определенные суммы. Но не вернее ли будет смотреть на ситуацию с точки зрения работника? Ведь данное положение преследует целью защитить его права, а не Пенсионного Фонда. Именно работник должен быть уверен, что в случае неисполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов надлежащим образом, они будут взысканы в обязательном порядке.

Во-вторых, работники для восстановления своих нарушенных прав могут объединить свои усилия и подать коллективный иск к работодателю. Однако данная идея изначально лишена здравого смысла, так как для предприятия со штатом более двух человек она неосуществима, поскольку добрая часть работников откажется выступать против работодателя по всем понятным причинам.

В результате у гражданина остается один возможный вариант развития событий – обращаться в индивидуальном порядке в суд с требованием обязать работодателя перечислить суммы задолженности на конкретного, обратившегося работника. Однако в этом случае даже если суд установит, что задолженность действительно существует и обяжет нарушителя восстановить нарушенное право, то суммы перечисленной задолженности будут распределены по «индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов» благодаря пресловутому Постановлению Правительства РФ № 407. В результате обратившийся в суд работник получит на свой лицевой счет сумму в разы меньше той, за которой обратился в суд. Становится ясно, что данное положение есть не что иное, как круговая порука, в которую невольно оказываются втянутыми все работники отдельно взятого предприятия. Ситуация, в которой при отсутствии желания или возможности одного работника выступать с иском к работодателю, все работники теряют возможность взыскать с работодателя всю сумму задолженности.

Учитывая то, что согласно положениям современного пенсионного законодательства, пенсия гражданам начисляется с реально перечисленных работодателем сумм страховых взносов, работник ежемесячно будет нести убытки в виде недополученной части пенсии. На сегодняшний день большинство работодателей выплачивают заработную плату в конвертах, следовательно, документально работник получает от 500 до 1000 рублей в месяц, становится ясно, каков размер причитающихся ему отчислений в Пенсионный Фонд РФ. Но, принимая во внимание рассматриваемое Постановление Правительства РФ № 407, становится ясно, что и эти гроши работник получить практически не в состоянии.

Таким образом, законодатель, преследуя благороднейшую из целей – обеспечить каждому гражданину достойную старость – фактически лишил этих самых граждан всякой возможности восстановить свои нарушенные права на социальное обеспечение. Оставив пенсионерам только право ежемесячно обращаться к бывшему работодателю с иском о возмещении убытков в виде недополученной части пенсии. Право, реализовывать которое ежемесячно пенсионеры смогут не более двух-трёх раз подряд.

Именно такая ситуация стала поводом для обращения одного из пенсионеров Свердловской области к юристам Консультативного совета региональных профсоюзных объединений. С их помощью было написано заявление в Конституционный Суд РФ с требованием признать абзац 3 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г . N 407 «Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» не соответствующим статьям 2, 7 (часть 1), 39 (часть 1, 2), 46 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции РФ.

 

Юрист А. Горлатов