КТО ЕСТЬ КТО,
или имидж организации и авторитет профсоюзного лидера
Роза Горн
Заботясь о сохранении традиционных отраслевых профсоюзов и расширении их позитивной деятельности, творцы «новой профсоюзной идеологии» (поверьте, есть и такие) все чаще призывают представителей СМИ пропагандировать «новый имидж» профсоюзов, и прежде всего как правозащитных организаций. А что же сами профсоюзные лидеры, от них разве мало что зависит, занимаются ли они сами, как принято сегодня говорить, «пиаром» своих организаций, и способствует ли росту популярности профсоюзов в гражданском обществе России их личный авторитет? Какие они сегодня на деле и какими, по мнению активистов профсоюзных и других общественных и социальных движений, они должны быть?
Ответить на этот вопрос отчасти поможет новая публикация (январь 2006 г .) социолога и публициста Карин Клеман о новых социальных движениях в России, с которой можно ознакомиться на сайте ikd.ru. По мнению Клеман, « политическая культура России, действительно, во многом основана на сильных личностных моментах ». В проведенном «Институтом «коллективное действие» исследовании из уст респондентов – активистов прозвучали в том числе и такие мнения:
- авторитет никак не связан ни с формальными признаками типа « формальный статус » , ни с обеспечением материальных благ членами организации. « Х орош ий лидер» -
-уважаемый среди соратников человек ;
-«моральный авторитет» , которому свойственны порядочность, честность , искренность ;
-человек с организаторски ми способности»;
-с уменье м мобилизовать . Это значит, что «за лидером идут» , что это «человек, который ведет за собой людей ;
- он умеет слушать людей, соответственно идентифицировать ся и разви ва ть самые сильные стороны каждого члена коллектива , контактировать с людьми, убеждать людей в том, что нужно делать именно так ;
- преданн ый общественному делу . Как выразился представитель « Союз а Чернобыл ь», «лидер это человек, который может без ограничений своего времени и сил служить общественным целям », стрем ящийся к эффективности действий;
- неподкупный, принципиальный , «с о всей принципиальностью и жесткостью отстаивает интересы данной группы, не идет на подкуп правительством, соглашательство, предательство»; «кто не сдастся». К таким людям относятся « подвижники, т.е. люди, о которых мы знаем, что они не предадут под давлением властей» .
-Человек, обладающий стратегическ им видение м, который вид и т перспективы, куда идти ;
- очень ответственный» .
Многие респонденты в вышеозначенном исследовании таакже отмечают, что в ажны еще целеустремленность, работоспособность, способность постоянно поднимать личную планку, своим примером показывать людям, что ты достоин этой позиции ( но только делами, а не какими-то интригами );
-обладающий н еутомимость ю и наряду с этим – терпение м;
- осознаю щий свои обязательства по отношению к членам организации ; умеющий создать хорошую внутреннюю атмосферу, « которая строится не на лидерстве, не на иерархии, а на хорошем товарищеском отношении» .
В ответах респондентов прозвучало и такое предостережение: «Очень важен баланс, т.к. человеку свойственно ошибаться, и сильный лидер, который может во всех вселить уверенность, повести за собой, потом может завести всю команду в болото и погубить все дело» . В переводе на современный профсоюзный язык, члены организации не должны позволить своему лидеру «зарываться», должны иметь возможность открыто обсуждать и критиковать его действия. Если мы позволим лидеру, паче чаяния, запугать нас некими репрессиями, организацию нужно не «пиарить», а смело распускать - она переродилась. Работникам не нужен «репрессивный» профсоюз, они и так испытывают стресс из – за угрозы репрессий со стороны работодателя.
В любом обществе существовали некие этические нормы для представителей различных слоев, и они сильно отличались друг от друга, пока не сцементировались (подчас все же недостаточно прочно) в некие общечеловеческие ценностей. Сейчас в ходу такое понятие, как «корпоративная этика», и сочиняются целые трактаты о лояльности персонала к администрации, о лояльности профсоюзов к властям (хотя, по Булгакову, прокуратор Понтий Пилат и Ганоцци все равно носители различных ценностей). Что из этого следует? Очевидно, что хотя общечеловеческие ценности и должны быть свойственны лидеру – порядочному человеку, жизнь организаций строится по иным правилам. « Новая профсоюзная идеология», «новый имидж» профсоюзов останутсяя пустым звуком, если профсоюзный лидер растратит свой авторитет не на профсоюзную работу по определенным законом правилам, а многочисленные сделки, которые мало что дают ччленам организации. Хотя и тешат тщеславие лидеров…
|