title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Исчисление трудовой пенсии

Как свидетельствует практика пенсионного обеспечения, трудовая пенсия по случаю потери кормильца чаще всего назначается сначала после смерти одного родителя, а через какое-то время возникает необходимость увеличить эту пенсию в связи со смертью другого родителя. В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 июля 2009 г., ребенку, потерявшему обоих родителей, должна была пересчитываться базовая часть пенсии - она удваивалась. Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца ребенка-сироты с 1 декабря 2009 г. составляет 2562 руб., в других случаях- 1281руб. Федеральным законом от 29.06.09 № 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по вопросам установления трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, и восстановления пенсий» внесены изменения в ряд статей Закона о трудовых пенсиях, где упоминаются названные пенсии.

Они вызваны тем, что таким детям устанавливаются две страховые части пенсии: размер каждой из них определяется отдельно за каждого из умерших родителей. Сумма пенсии получится путем сложения трех ее частей - базовой и двух страховых. Подробно расчет суммы пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам изложен в п. 3.1 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях, введенном Федеральным законом от 29.06.09 № 130-ФЗ. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (в т. ч. его дети) с 1 января 2010 г. не будут иметь права на пенсию по случаю потери кормильца, если они совершили умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Согласно ст. 8 Закона о трудовых пенсиях (в ред. Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ) право на трудовую пенсию по инвалидности (с 1 января 2010 г.) имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Ранее говорилось о назначении пенсии по инвалидности не просто в случае наступления инвалидности, но и при наличии ограничения способности к трудовой деятельности 3-й, 2-й или 1-й степени, определяемой по медицинским показаниям. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится, как и ранее, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о соцзащите инвалидов). Соответствующие изменения Законом от 24.07.09 №213-Ф3 внесены и в этот законодательный акт.

Гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется, как сказано в ч. 4 а. 37 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ, без проведения дополнительного переосвидетельствования в порядке, указанном в таблице. Установление пенсий гражданам, признанным инвалидами до 1 января 2010 г. Статьей 10 Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ с 1 января 2010 г. внесены изменения в ст. 28.1 Закона о соцзащите инвалидов, устанавливающие зависимость размера ежемесячной денежной выплаты инвалидам и детям-инвалидам не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, а от группы инвалидности, как и при назначении трудовой пенсии по инвалидности.

После изменения в ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, внесенного Федеральным законом от 24.07.09 №213, появилось правило об автоматическом переводе с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости или на социальную пенсию по достижении гражданином определенного возраста и при наличии условий, предусмотренных действующим законодательством. В частности, из нового пункта 4.1 ст. 19 данного Закона теперь следует: по достижении гражданином, получающим трудовую пенсию по инвалидности, 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины) при наличии у него не менее 5 лет страхового стажа ему назначается трудовая пенсия по старости без истребования от него соответствующего заявления.

При этом органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, используются данные, имеющиеся в пенсионном деле гражданина. Этот орган в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости извещает гражданина, который ранее получал пенсию по инвалидности, о переводе его на другой вид пенсии (о назначении ему трудовой пенсии по старости). Следует отметить, что Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ изменил и саму структуру трудовых пенсий. Может случиться и так, что инвалид не имеет 5-летнего страхового стажа, а значит, не имеет права на трудовую пенсию по старости. В таком случае, как теперь сказано в п. 6 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, он будет получать трудовую пенсию по инвалидности до дня достижения возраста, установленного для назначения социальной пенсии. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия назначается по достижении 60 лет (женщины) или 65 лет (мужчины).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 22 Закона о трудовых пенсиях. Теперь согласно п. 2 данной статьи выплата трудовой пенсии по инвалидности прекращается не только в связи со смертью пенсионера, с утратой права на назначение такого вида пенсии и другими обстоятельствами, названными в п. 1 данной статьи, но и в связи с наступлением иных обстоятельств: с того дня, с которого установлена досрочная трудовая пенсия по старости;со дня достижения возраста для назначения трудовой пенсии по старости; со дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц (при определении расчетного пенсионного капитала) на практике существует три варианта подсчета трудового стажа. Первый. Оценка пенсионных прав осуществляется с применением общего трудового стажа, исчисленного в порядке, который совпадает с порядком подсчета общего трудового стажа при определении размера пенсии с индивидуальным коэффициентом пенсионера (ИКП), действовавшим до 1 января 2002 г. (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях е ред. Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ). Второй. Оценка пенсионных прав осуществляется с применением общего трудового стажа, исчисленного в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., при определении размера пенсии без применения ИКП (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в ред. Закона от 24.07.09 №213-Ф3).

Оценка пенсионных прав осуществляется с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа. Соответственно в первом варианте 8 общий трудовой стаж включаются предусмотренные законодательством периоды работы и иной деятельности в календарном порядке (при этом в указанный стаж не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до трех лет и т.д.). Во втором варианте в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсий без ИКП (в т.ч., например, периоды учебы), с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях насчитываются в стаж с коэффициентом 1,5, периоды срочной службы в армии по призыву - с коэффициентом 2 и т.д.).

В третьем варианте в стаж на соответствующих видах работ засчитываются соответствующие периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания на указанных работах. С учетом изложенного отметим три момента.

1. В подсчет стажа при валоризации определенному лицу могут быть включены только те виды (периоды) трудовой и иной деятельности, которые были включены этому лицу при осуществлении оценки его пенсионных прав.

Нельзя, например, оценку пенсионных прав производить исходя из продолжительности общего трудового стажа, подсчитанного в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях {в ред. Закона от 24.07.09 №213-Ф3), т.е. в порядке, который применялся для исчисления пенсий с ИКП и фактически был воспроизведен в п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, действовавшей до 1 января 2010 г., а сумму валоризации этому же лицу рассчитывать исходя из продолжительности его общего трудового стажа, подсчитанного по нормам старого законодательства, применяемого для исчисления пенсий без ИКП (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в ред. Закона от 24.07.09 №213-Ф3). Также нельзя применять общий трудовой стаж для определения суммы валоризации, если оценка пенсионных прав данному лицу осуществлялась исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

2. Продолжительность стажа для определения суммы валоризации конкретному лицу может не совпадать, а в большинстве случаев и не будет совпадать, с продолжительностью стажа, который был взят для оценки его пенсионных прав. Это объясняется следующими причинами: при оценке пенсионных прав применяется продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ, приобретенного по состоянию на 31 декабря 2001 г., а при определении суммы валоризации - приобретенного по состоянию на 31 декабря 1990 г. (т.е. уже существует 11 лет разницы при прочих равных условиях); при оценке пенсионных прав применяется продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ, ограниченная величиной, которая по законодательству дает право на применение максимального стажевого коэффициента (0,75), либо максимальным стажем, учитываемым при подсчете пенсии.

Например, применительно к назначению пенсии по старости на общих основаниях учитывается не свыше 45 лет общего трудового стажа для мужчин и не свыше 40 лет для женщин. При определении суммы валоризации продолжительность стажа не ограничивается, так что общий трудовой стаж в целях валоризации может превысить 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. 3. В связи с тем, что продолжительность стажа для определения суммы валоризации может превышать продолжительность стажа, взятого для осуществления оценки пенсионных прав, на практике может сложиться ситуация, когда гражданину при осуществлении валоризации с 1 января 2010 г. будет выгоднее использовать иной порядок оценки пенсионных прав, чем тот, который был применен первоначально при установлении ему трудовой пенсии.

Это касается случаев, когда установление пенсий и соответственно оценка пенсионных прав производились до 1 января 2010 г., поскольку при новом назначении пенсий с 1 января 2010 г. гражданин должен будет сразу выбирать наиболее выгодный вариант оценки пенсионных прав с учетом последующей валоризации. Например, гражданину (который не работает с 31 декабря 1990 г.) была назначена трудовая пенсия по старости с 25 января 1991 г. По состоянию на 31 декабря 2001 г. он являлся получателем трудовой пенсии по старости с применением ИКП. С 1 января 2002 г. ему была установлена трудовая пенсия в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, при этом оценка его пенсионных прав на основании п. б ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (в ред. до 1 января 2010 г.) осуществлялась исходя из получаемого на 31 декабря 2001 г. размера пенсии (при подсчете этой пенсии был учтен общий трудовой стаж, исчисленный в календарном порядке, равный 40 годам; в этот стаж не включены имевшиеся у пенсионера периоды учебы, работа в районах Крайнего Севера исчислена в календарном порядке, служба в армии по призыву засчитана в стаж в календарном порядке).

Оценка пенсионных прав исходя из размера пенсии, исчисленного без применения ИКП (при фактическом стаже 50 лет, подсчитанном в т.ч. с применением льготного порядка исчисления стажа, но максимально учитываемом общем трудовом стаже 45 лет), по состоянию на 1 января 2002 г. была невыгодна, так как давала меньший размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Теперь же, с 1 января 2010 г., можно осуществить оценку пенсионных прав указанного гражданина (определить расчетный пенсионный капитал) по другому варианту, т.е. исходя из размера пенсии, исчисленного без применения ИКП (сначала это приведет к уменьшению суммы его расчетного пенсионного капитала по сравнению с той, которая была определена при установлении пенсии с 1 января 2002 г.), а затем увеличить этот (уменьшенный) расчетный пенсионный капитал на сумму валоризации, исчисленную с учетом продолжительности общего трудового стажа 50 лет (т.е. повысить расчетный пенсионный капитал на 60%: 10% + 50% за 50 лет стажа до 1 января 1991 г.).

В конечном итоге размер пенсии с 1 января 2010 г. превысит величину, которая полагалась бы этому гражданину, если бы при валоризации применялся тот расчетный пенсионный капитал и тот общий трудовой стаж, который учитывался при установлении ему пенсии с 1 января 2002 г. («старый» расчетный пенсионный капитал повысился бы на 50%: 10% + 40% за 40 лет стажа до 1 января 1991 г.). Другой пример. Гражданин по состоянию на 31 декабря 2001 г. имеет 32 года общего трудового стажа (20 лет - по состоянию на 31 декабря 1990 г.). Из этой продолжительности 23 года приходятся на стаж на соответствующих видах работ, который дает право на досрочное установление трудовой пенсии по старости согласно подп. 7 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (работа на лесосплаве). При этом 10 лет стажа на соответствующих видах работ приходятся на период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2001 г., а 13 полных лет - соответственно на период до 1 января 1991 г.

Трудовая пенсия назначена в мае 2009 г. (общая продолжительность страхового стажа с учетом работы после 1 января 2002 г. и продолжительность стажа на соответствующих видах работ с учетом работы после этой даты в примере не учитываются, так как эти показатели не влияют на размер пенсии). При установлении трудовой пенсии (в мае 2009 г.) оценка пенсионных прав указанному гражданину была произведена исходя из продолжительности не общего трудового стажа, а стажа на соответствующих видах работ с применением стажевого коэффициента 0,65 (мужчине требуется 12,5 лет стажа на соответствующих видах работ, в данном случае у работника 23 года, т.е. на 10 полных лет больше). Стажевый коэффициент из общего трудового стажа составил бы 0,62 (0,55 за 25 лет общего трудового стажа + 0,07 за 7 лет общего стажа, превышающего 25 лет).

Сумма валоризации исходя из стажа на соответствующих видах работ составит 23% от величины расчетного пенсионного капитала, который был применен при установлении пенсии (10% + 13% за 13 полных лет стажа на соответствующих видах работ до 1 января 1991 г.). В то же время исходя из общего трудового стажа сумма валоризации составит 30% (10% + 20% за 20 полных лет общего трудового стажа до 1 января 1991 г.) от величины расчетного пенсионного капитала, который должен быть определен заново также с учетом общего трудового стажа (при стажевом коэффициенте 0,62). Таким образом, указанному гражданину с 1 января 2010 г. выгодней пересчитать пенсию с учетом новой оценки пенсионных прав, исходя из продолжительности общего трудового стажа и с применением соответствующей валоризации.

Расчет увеличения пенсии

Для определения размера трудовой пенсии (страховой части) с 1 января 2010 г. гражданам, являвшимся получателями трудовых пенсий до 1 января 2010 г., которым нецелесообразно делать оценку пенсионных прав по иному варианту по сравнению с тем, который применялся при установлении данной пенсии, потребуется к получаемой сумме пенсии прибавить соответствующее увеличение (повышение), рассчитанное с учетом полагающейся суммы валоризации (ст. 30.2 Закона о трудовых пенсиях в ред. Закона от 24.07.09 №213-Ф3). В данном случае сумма валоризации определяется в общем порядке, т. е. составляет долю от расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях на день назначения трудовой пенсии: 10% + 1% за каждый год стажа до 1991 г. от указанного расчетного пенсионного капитала. Далее эту сумму (СВ) необходимо поделить на число месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении гражданину страховой части трудовой пенсии (Т)

Как известно, величина Т в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2010 г. каждый год менялась. В частности, в 2002 г. Т равнялось 144 месяцам, в 2003 г. --150 месяцам, в 2009 г. - 186 месяцам (п. 1 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях). Полученный после деления результат следует умножить на суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в РФ за период со дня назначения этому гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 г.

Copyright © 2009 / При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
http://www.forumlm.ru/obuchenie/2010-01-25-06-14-20/60.html