title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Некоторые проблемы законодательства об исполнительном производстве 

Любой судебный процесс немыслим без исполнительного производства, ведь вступившие в законную силу судебные решения должны быть исполнены. И вот тут – то и возникает масса проблем.

Казалось бы, вот он, ФЗ «Об исполнительном производстве», - бери и руководствуйся. Так – то оно так. НО…

Вот, к примеру, возьмем сроки предъявления исполнительных документов ко взысканию .

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, … или с о дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа ко взысканию.

В то же время, в соответствии со ст. 321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Более короткий срок – 3 месяца – установлен только для случаев вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа ко взысканию.

Так чем же все-таки руководствоваться при предъявлении ко взысканию исполнительных листов, выдаваемых на основании решений арбитражных судов?

Практически никаких сомнений не возникает, что пристав-исполнитель в данном случае будет руководствоваться Законом «Об исполнительном производстве» в силу специфики своего служебного положения.

С другой стороны, АПК РФ – это кодифицированный акт, содержащий все нормы судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебных решений арбитражных судов. Кроме того, АПК РФ принят позднее – 24 июля 2002 г., а Закон «Об исполнительном производстве» – 21 июля 1997 г., а это также говорит в пользу того, что нужно руководствоваться АПК РФ.

Или вот еще один существенный момент. Он связан с удостоверением комиссии по трудовым спорам (КТС), которое также названо в перечне в перечне исполнительных документов, приведенном в ст. 7 Закона.

В ст. 389 Трудового кодекса РФ указано, что удостоверение КТС выдается работнику в случае неисполнения решения КТС в добровольном порядке в установленный срок (3 дня после 10 дней, предусмотренных для обжалования).

Это удостоверение в течение 3 месяцев со дня его получения предъявляется судебному приставу для его исполнения в принудительном порядке.

И вот тут – то и возникает несостыковочка.

Указанная статья Трудового кодекса предусматривает, что в случае пропуска работником установленного 3–месячного срока по уважительной причине КТС, которая выдала удостоверение, может восстановить этот срок.

А вот по ст. 16 Закона «Об исполнительном производстве» обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока может только взыскатель по исполнительному листу или судебному приказу. Пункт 3 этой статьи прямо предусматривает, что «по другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат».

Что же это такое? Не досмотрел законодатель? А главное, какой же из законов применять в таком случае?

Опять – таки, приставы-исполнители, скорее всего, предпочтут взять за основу Закон «Об исполнительном производстве», поскольку это специальный закон в сфере их деятельности.

Но с другой стороны, ведь Трудовой кодекс РФ – это кодифицированный акт, в него собраны все нормы, касающиеся трудовых отношений, из различных отраслей законодательства.

Как же быть?

В целом, и в случае с удостоверением КТС, и в случае со сроками предъявления ко взысканию исполнительных листов, выданных на основании решений арбитражных судов, существенное значение играет вопрос: является ли исполнительное производство составной частью процессуального права или все же имеет самостоятельное значение.

В науке по этому поводу уже длительное время идет спор. Ученые-процессуалисты утверждают, что исполнительное производство является частью процессуального права. Но все больше возникает мнений, что все – таки это новая складывающаяся комплексная отрасль права.

Если считать, что исполнительное производство – это часть процессуального права, тогда нужно руководствоваться либо ГПК, либо АПК при предъявлении к исполнению исполнительных листов, выданных на основании решений соответствующих судов. Если же допустить самостоятельное значение исполнительного производства, то получается, что нужно руководствоваться Законом «Об исполнительном производстве».

В целом же, такие коллизии дают основания для применения приставами-исполнителями Закона «Об исполнительном производстве», а взыскателям дают дополнительное обоснование своих требований по восстановлению сроков предъявления исполнительных документов ко взысканию. Решение примет суд!

Вот такие вот проблемы. И это еще только начало. Начало Закона «Об исполнительном производстве»!!!

Помощник юриста Тропина Анн