22 года государство экономило на менеджерах среднего звена
Статья 151 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Законодательно устанавливая возможность получения доплаты за дополнительно выполняемую работу, государство поощряет работника, способного выполнять работу и по своей профессии (должности) и заменить работника, отсутствующего по каким-то причинам или вообще пока не принятого на работу. В законодательстве могут устанавливаться исключения и содержаться запреты на совмещение профессий (должностей), например, в сфере государственной и муниципальной службы, управления акционерными обществами, что оправданно и служит обеспечению прав и законных интересов других лиц. Однако, как выяснилось, установление ограничений на совмещение профессий и должностей федеральными законами не исчерпываются.
Вопросы совмещения профессий и должностей до сих пор регулируются действующим в РФ Постановлением Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.1981. Пункт 15 данного постановления устанавливает целый перечень категорий работников, на которых Постановление не распространяется, а значит, совмещение профессий и должностей данным категориям работников запрещено. Согласно п.п. «а» п. 15 Постановления нет возможности совмещать профессии и должности у руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей. Это означает следующее: допустим, я работаю начальником юридической службы в банке. В штатном расписании предусмотрено, что в подчинении у меня находятся 5 юрисконсультов, а фактически должности заняты только четырьмя сотрудниками. Должность пятого юрисконсульта вакантна. Однако объем работы, который необходимо выполнять моей юридической службе, рассчитан именно на 6 человек – одного начальника и пять подчиненных. Я, как начальник службы, отвечаю за всю выполняемую службой работу. Если один из моих сотрудников захочет замещать вакантную должность (например, младший юрисконсульт захочет выполнять работу по другой должности – старшего юрисконсульта) – это будет называться совмещением и оплачиваться дополнительно. Однако если замещать должность отсутствующего юрисконсульта захочу я, начальник службы, мне мой работодатель откажет со ссылкой на п.п. «а» п. 15 Постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981. Очень вероятно, что я как руководитель службы, ответственный за весь объем выполняемой работы, фактически должна буду выполнять и работу не принятого на работу юрисконсульта. Однако дополнительной оплаты за дополнительную работу я получать не могу.
Так в течение уже 22 лет законодательство дискриминировало менеджеров среднего звена по признаку должностного положения и нарушало их конституционные права на свободное распоряжение своими способностями к труду.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничения прав граждан могут устанавливаться только федеральными законами и только в целях, указанных в Конституции – для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. На том основании, что норма, ограничивающая право на совмещение, не является нормой федерального закона, и не преследует целей, установленных в Конституции РФ, противоречит Трудовому кодексу РФ и нарушает права граждан, она была обжалована в Верховный суд Российской Федерации.
25 марта 2003 года вступило в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации, которым признана недействующей с момента вынесения решения суда норма, ограничивающая право руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на совмещение профессий (должностей). С этого момента предприятия и организации утратят возможность экономить на своих руководителях среднего звена – за дополнительно выполняемую работу им придется доплачивать, как и рядовым сотрудникам.
Юрист Анна Деменева
|