Хозяевам - прибыль
работникам — болезни
Сорок процентов занятого населения Среднего Урала вынуждены трудиться в условиях, опасных для здоровья, а то и для жизни
Увы, преобразования последних лет, ознамен о вавшиеся переделами собственности, при xo дом на предприятия новых хозяев, негативно сказались не только на производственных результатах, но и на здоровье трудящи хся. Количество людей, страдающих профессиональными заболеваниями, увеличивается год от года темпами, на порядок превышающими экономический рост.
По данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области, только в прошлом году показатель профзаболеваний вырос аж на 35 процентов. Из каждых 10 тысяч работающих примерно четверо получают хроническую болезнь на рабочем месте.
Но это в c реднем. А в конкретных отраслях ситуация куда более удручающая. Особенно плохи дела в строительстве, на предприятиях черной и цветной металлургии, машиностроения, промышленности стройматериалов, энергетике. На прошлой неделе главный санитарный врач области Борис Никонов на заседании областного правительства обнародовал список самых вредных производств. Его возглавил Ревдинский завод по обработке цветных металлов. Здесь проблема приобрела прямо-таки угрожающий масштаб: уровень профессиональной заболеваемости pa ботников превышает средне-областной 45 (!) раз. На каждые 10 тысяч занятых на этом производстве приходится 178 сотрудников, которые получили трудноразличимые профессиональные болезни. В «черном» списке медиков значатся и Кировградская горнорудная компания, «Ураласбест», Североуральский бокситовый и Березовский рудники, Полевской криолитовый завод, где показатели профзаболеваемости также в десятки раз превышают среднеобластной.
Всего же на Среднем Урале официально зарегистрировано 14 тысяч человек (по сути, население целого городка) с диагнозом «профзаболевание». Однако, по оценке Бориса Никонова, на территории области проживают до 23 тысяч человек с признаками профессиональной патологии. Во время профилактических медицинских осмотров, которые проводят специальные центры, они выявляются у каждого тридцатого.
Среди заболеваний, приобретенных на рабочем месте, самые распространенные (64 процента) — болезни органов дыхания. Почти у каждого десятого — неврит слухового нерва, у 8 процентов — вибрационная болезнь, 6 процентов «заработали» нарушения опорно-двигательного аппарата, 3 процента — кожные болезни. Еще трем процентам особенно не повезло — им за добросовестный труд по сути, вынесен страшный приговор, который обжалованию не подлежит, — «злокачественная опухоль».
Хуже того, и эти, поражающие воображение данные, скорей всего, занижены. Ибо ежегодные медицинские осмотры теперь проводятся в основном только на крупных и средних предприятиях и охватывают чуть больше половины занятого населения. На остальных — профосмотры имеют случайный или эпизодический характер. К тому же медицинские бригады зачастую не укомплектованы «узкими» специалистами, также не способствует полной выявляемости заболевших. Например, в Талицком, Новолялияском, Тугулымском, Камышловском районах, осмотрев свыше 43 тысяч человек, доктора не выявили даже ни единого подозрения на профзаболевание. О снижении эффективности медосмотров (возможно, из-за недобросовестности, а возможно, из-за низкой квалификации врачей) говорит и тот факт, что в 2001 году в муниципальных поликлиниках выявлено всего 54 человека с признаками профзаболевания на 10 тысяч пациентов, тогда как центры профпатологии обнаружили в 6 раз больше.
И без того слабая профилактическая работа усугубляется ликвидацией на многих предприятиях — в целях экономии цехового медперсонала — заводских поликлиник и даже медпунктов. В результате своевременно не замеченные отклонения в здоровье рабочих успевают развиться в устойчивое заболевание. Правда, как пояснил областной министр здравоохранения Михаил Скляр, на 15-ти частных крупных предприятиях все-таки спохватились, и медсанчасти восстанавливают.
Ситуацию признало нетерпимой и областное правительство. В частности, главам муниципальных образований предложено обратил, особое внимание на организацию первичной медико-санитарной помощи работникам. Решено до февраля будущего года разработать концепцию развития в области медицины.
Однако только усилиями медиков, которые все же имеют дело с последствиями, столь масштабную проблему не решить. А если, как говорится, зрить в корень, то нельзя не заметить, что главная причина роста профессиональных заболеваний кроется в неудовлетворительных и, что не оставляет оптимизма, в постоянно ухудшающихся условиях труда. Из 1 Миллиона 670 тысяч работающих свердловчан: 700 тысяч сегодня трудятся во вредных и даже опасных для здоровья условиях, т. е. практически 40 процентов рабочих мест на предприятиях области не отвечают элементарным санитарным нормам. В прошлом году половина (а на отдельных предприятиях и четыре пятых) проверок санитарных врачей выявляла грубые несоответствия нормативам, речь, прежде всего, идет о неблагоприятном температурном режиме (в цехах либо слишком жарко, либо чересчур холодно), запыленности, загазованности, воздействии токсических веществ, повышенных шуме и вибрации, не говоря уже о банальных, чуть ли не повсеместно распространенных сквозняках. По-прежнему много тяжелого физического труда. Если тенденция сохранится, вся область вскоре рискует превратиться в сплошное вредное производство.
И здесь, к сожалению, снова вынуждены говорить о том, что иные олигархи местного масштаба (а горно-добывающие и металлургические предприятия почти все частные) и бизнесмены помельче, в погоне за прибылью беззастенчиво экономят на здоровье людей. Заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской o бласти Андрей Ветлужских и главный технический инспектор обкома профсоюза горно-металлургических предприятий Александр Машаракин, не сговариваясь, главным негативным фактором, подрывающим здоровье работников, назвали беспрецедентный износ производственных фондов. Допотопные, дедовские печи, станки, другое оборудование не позволяют создавать благоприятный микроклимат в цехах. Но на приобретение новых машин и технологий тратятся далеко не все владельцы, техническое перевооружение, идет крайне медленно, А программы по улучшению условий труда имеют лишь единицы. Многие проблемой вовсе не озабочены. Кстати, производственный контроль за состоянием условий труда осуществляют лишь 2300 предприятий и 13 тысяч индивидуальных предпринимателей, что составляет около 18 процентов их общего числа. Практически отсутствует производственный контроль за условиями труда в строительстве, коммунальном хозяйстве здравоохранения. Показательно, что на многих предприятиях, особенно малых, сокращены должности инженеров по технике безопасности.
Не сказали новым работодателям своего решительного слова и профсоюзы: 20 процентов коллективных договоров даже не содержат разделов по охране труда.
Вот уже несколько лет в области идет вялотекущая аттестация рабочих мест. И, как нам сказали в Федерации профсоюзов, дай бог, если аттестована хотя бы треть рабочих мест. Предстоит как можно быстрее завершить эту работу, только тогда можно будет расставить приоритеты по устранению вредных факторов. Да и разработать целевую программу по сохранению здоровья работающих, о которой шла речь на заседании областного правительства. Его председатель Алексей Воробьев пригрозил собственникам, что без стопроцентной паспортизации рабочих мест и без оценки безопасности труда лицензия на производство больше выдаваться не будет.
Вместе с тем понятно, что никто не закроет жизненно важные для областной казны и традиционно самые опасные для здоровья отрасли. Нужна законодательная, ответственность работодателя перед работником. Кстати, государство, похоже, брать ее на себя больше не намерено. Во всяком случае, в ближайшее время предполагается отменить льготы за «горячий» стаж. И, к примеру, сталевар может лишиться преимуществ в зарплате и пенсионном обеспечении перед тем же торговцем «шмотками». Теперь его достаток будет зависеть только от щедрости хозяина. Вроде бы справедливо: почему государство должно расплачиваться за бизнесмена с его работниками? Но с другой стороны, в таком случае следует предусмотреть рычаги, с помощью которых иных предпринимателей можно принудить к добросовестности. Людям порой от прижимистого хозяина некуда деться, ведь ряд предприятий с вредными условиями труда являются градообразующими. Как, например, СУБР. Чтобы прокормить семью, североуральцы все равно обречены работать в условиях риска. Только теперь без всяких льгот, Кстати, стало известно, что руководители СУБРа направили в Госдуму письмо с просьбой принять закон, ограничивающий стаж работы на вредном производстве десятью годами. Таким образом надеются снизить смертность и улучшить показатели по профзаболеваемости. Все, что угодно, но только не создание надлежащих условий труда и не материальная ответственность работодателя за здоровье человека. И это тоже показательно.
Уральский рабочий
11.2002 г . № 212
|