title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

«Плоды безответственности»

  Производственные травмы со смертельным исходом стали фактором, влияющим на демографию.  

Ежегодно в России от травм на производстве погибает несколько тысяч человек. Это серьезная социальная и экономическая проблема. Урон, наносимый экономике России, ежегодно исчисляется в миллиардах рублей. По данным Госкомстата России, в 1999 году только учтенные затраты по возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, составили почти 3 миллиарда рублей — примерно 0,5 процента к фонду оплаты труда.

К этому следует добавить громадные затраты на амбулаторное и клиническое лечение пострадавших, на расследование несчастных случаев (включая затраты на проведение различных экспертиз), потери на производстве из-за простоев оборудования, снижения выработки промышленной продукции и увеличения брака. Немало средств идет на ремонт и замену оборудования, вышедшего из строя в результате аварий, и на многое другое.

По сведениям Госкомстата России, за последние годы в Российской Федерации зафиксировано снижение абсолютной численности пострадавших на производстве. Так, если в 1997 году их было 185 тысяч человек, то в 1999 году — чуть более 153 тысяч. Снизились и относительные показатели
производственного травматизма в расчете на 1000 работающих: с 5,8 в 1997 году до 5,2 в 1999 году. Налицо устойчивая тенденция сокращения общего производственного травматизма.

Более напряженным остается со­стояние производственного травматизма с тяжелыми последствиями. В частности, приходится констатировать, что в последние годы процесс сокращения количества пострадавших на производстве со смертельным исходом подобной устойчивостью не характеризуется. По сведениям Федеральной инспекции труда, в прошедшем 1999 году трагедию из-за гибели на производстве отцов, матерей, сыновей и дочерей пережили около 5700 семей россиян. При этом рост производственного травматизма со смертельным исходом был допущен более чем в половине субъектов Российской Федерации. Наиболее неблагополучное положение с состоянием производственного травматизма со смертельным исходом в 1999 году сложилось на предприятиях и в организаци­ях Республики Саха (Якутия), Хаба­ровского края, Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Липецкой, Ивановской, и ряда других областей, краев и республик. Увеличилось количество погибших на производстве на предприятиях и в организациях черной металлургии, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, радиоэлектронной промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли и общественного питания, науки и научного обслуживания, культуры и ряда других отраслей экономики.

Не принес коренных позитивных перемен и 2000 год. Так, по оперативным сведениям федеральной инспекции труда, в первом полугодии текущего года в целом по России от травм на производстве, погибло 2585 человек, что примерно соответствует уровню 1999 года.

В этой связи необходимо особо отметить, что медленное сокращение в последние годы абсолютного количества погибших на производстве не следует рассматривать и оценивать как потерю темпов снижения производственного травматизма вообще. В определенной степени это обусловлено комплексом мер, принимаемых правоохранительными органами, и прежде всего федеральной инспекцией труда, направленных на усиление контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, выявление и пресечение фактов сокрытия их работодателями. Достаточно сказать, например, что только в 1999 году и первом полугодии 2000 года в результате надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекцией труда было выявлено, расследовано, оформлено в уста­новленном порядке и взято на учет более 200 происшедших в 1999 году несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, сведения о которых первоначально были сокрыты работодателями.

Анализ производственного травма­тизма со смертельным исходом показывает, что к его основным объективным причинам следует отнести прежде всего существенное старение производственных фондов. В ряде отраслей экономики их износ составляет 70 и более процентов. При этом заметно сократились объемы капитальных и текущих профилактических ремонтов оборудования, промышленных зданий и сооружений. Устаревшие машины и механизмы, производственные линии зачастую нечем заменить — в России резко сократились разработки новой техники и технологий. Следует добавить также, что разрушение отраслевой системы управления охраной труда привело к фактическому сокращению или даже ликвидации на многих предприятиях соответствующих служб, в результате чего существенно ослаблен контроль за технической безопасностью.

Помимо объективных причин смертельного производственного травматизма, существует и ряд субъективных, хотя, безусловно, это звенья одной цепи. Проводимые федеральной инспекцией труда проверки свидетельствуют, что руководители и административно-технические работники многих предприятий и производств не имеют должной квалификации. И прежде всего — вновь образованных, мелких, полукустарных, частных организаций. Под стать руководителям и работники, также не обладающие в полной мере необходимыми профессиональными навыками безопасного выполнения работы и знаниями по охране труда. Они сплошь и рядом нарушают технологическую и трудовую дисциплину: каждый третий, получивший в 1999 году травму на производстве, находился в состоянии алкогольного опьянения.

Еаконец, в качестве одной из наиболее значимых причин производственного травматизма я бы выделил крайне слабую экономическую мотивацию работодателей к созданию здоровых и безопасных условий труда, обусловленную несовершенством многих правовых норм действующего законодательства. Следствием этого стало ослабление ответственности многих из них за состояние условий и охраны труда.

Вот лишь несколько примеров, подтверждающих сказанное.

16 июня нынешнего года в ООО "Вяткалес" Кировской области во время сортировки древесины на технологической линии была смертельно травмирована сортировщица Зубарева. В ходе расследования установлено, что при монтаже и эксплуатации технологической линии допустили существенные нарушения требований безопасности: отсутствовали ограждения опасных мест работающего оборудования и проект на установку технологической линии, которая к тому же не была принята в эксплуатацию в установленном порядке. И в довершение всего управлял технологической линией Станочник, не имевший необходимых навыков, знаний по охране труда и права на обслуживание такого оборудования.

Другой характерный случай произошел 31 мая 2000 года в индивидуальном частном предприя­тии предпринимателя Борзистова. Во время обслуживания круглопильного станка для поперечной распиловки древесины производства фирмы "Зилмет" из Латвии, имевшего, кстати, сертификат безопасности, в результате случайного включения рабочих, органов был смертельно травмирован оператор Гербич. Комиссия, расследовавшая несчастный случай, установила, что станок имеет ряд существенных конструктивных недостатков: не огражден пильный диск, нет концевых выключателей, ограничивающих передвижение рабочих органов, отсутствуют двухручное управление станком и механизм принудительного возврата рабочего органа в исходное положение в случае непредвиденной ситуации.

И наконец, еще один пример, характеризующий отношение руководителей к проблемам безопасной организации труда, в том числе труда несовершеннолетних. Летом этого года в агрокомплексе имени Зайцева Прионежского района Республики Карелия во время разгрузки вагона-хопра с комбикормом в результате его обрушения погиб шестнадцатилетний учащийся ПТУ № 14 Хозяшев, а его ровесник — учащийся ПТУ № 19 Павловский — получил тяжелую травму. Ребята проходили в хозяйстве производственную практику и вместе с другими учащимися были привлечены администрацией предприятия к запрещенным для них погрузочно-разгрузочным работам, которые к тому же были организованы с грубыми нарушениями требований безопасности.

И. ВОРОБЬЕВ,

главный государственный инспектор

Федеральной инспекции труда

 

ОПАСНЫЕ РЕКОРДЫ

В течение полугода на транспорте, строительстве, на промышленных и сель скохозяйственных предприятиях области погибли уже 44 человека. Естественно, что к концу года число пострадавших значительно увеличилось. Специалисты связывают это с начавшимся ростом производства. "Человек теперь стал более незащищенным — признается заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Новосибирской области Юрий Мочкин. — Боясь потерять работу и не имея, прежней поддержки со стороны государства и профсоюзов, люди вынуждены идти на нарушение техники безопасности, нередко с риском для жизни.

Еще одна из причин роста травматизма и гибели рабочих на производстве — изношенность оборудования, зданий и сооружений. В связи с этим государственная инспекция труда все чаще останавливает работу цехов, участков, отдельных станков и машин. Если за 1999 год была приостановлена работа 49 подразделений, то на сегодняшний день — уже более 100. Свыше 300 руководителей наказаны материально. Одних только штрафов выписано на сумму 174 тысячи рублей. Почти 500 начальников разных уровней отстранены от работы до переаттестации и исправления обнаруженных нарушений. Однако существенно повлиять на изменение ситуации к лучшему эти меры вряд ли смогут. Нужен новый Кодекс законов о труде с четко прописанными правами и обязательствами сторон, новые технологии, модернизация производства и повышение роли профессиональных союзов, главной задачей которых должны стать не политические амбиции их лидеров, а подлинная забота о людях труда. Об этом сообщает Агентство социальной информации.

 

«Ваше право» № 45, 2000