Скупой платит дважды
За прошедший год в Полевском в шесть раз подскочил уровень профессиональных заболеваний. До этого периода ежегодно выявлялось в среднем по 10 случаев – и это города с вредным производством считалось на уровне нормы. Что же стоит за столь стремительным взлетов показателей заболеваемости?
ОСНОВНЫЕ "поставщики" профбольных в Полевском — два предприятия с вредными условиями труда: Северский трубный завод и Полевской криолитовый. Недавно к ним присоединился завод точных сплавов, но он, что называется, пока не успел сильно "наследить", так что выводы по его влиянию на здоровье полевчан делать не будем. А вот два первых предприятия никогда и не скрывали, что на их производствах "факторы риска" — высокие. Здесь еще в советские времена была налажена надежная система реабилитации работников — цеховые здравпункты и профилактории. Сохранились эти звенья профилактики и сегодня.
Так в чем же все-таки причина, что из 552 обследованных в научном центре профилактики и Охраны здоровья у 59 обнаружены профзаболевания? Резко ухудшились условия труда или дала сильный сбой система профмероприятий?
Ответ, который озвучили в городском центре госсанэпиднадзора, опроверг оба предположения. Хотя сбрасывать со счетов ни тот, ни другой фактор нельзя. Но на резкий скачок профпатологии все-таки п o влияло совсем другое — изменился сам принцип подхода к выявлению этой категории заболеваний. Раньше работодатели не были заинтересованы показывать своих профбольных, потому что компенсацию им приходилось платить из собственного кармана. Теперь же создан Фонд социального страхования РФ, который взял на себя функцию выплаты страховых взносов. Все предприятия перечисляют в этот фонд обязательные взносы, а он аккумулирует средства и сам проплачивает страховые суммы.
— Право постановки диагноза профзаболевания у нас в стране имеют только специальные центры профзаболеваний, — поясняет заведующий промышленным отделом городского центра госсанэпиднадзора Виктор Васильевич Великов. — Соответствующий приказ разграничивает функции между предприятиями, центром санэпиднадзора и лечебным учреждением. Мы готовим для предприятия перечень профессий, подлежащих обязательной проверке специалистами центра профилактики. Как показывает многолетняя практика, в неспециализированных лечебных учреждениях профпатология выявляется крайне редко. В центре профилактики создана прекрасная диагностическая база и накоплен богатый опыт по лечению таких болезней.
Полевчане подвергаются риску стать жертвой нескольких патологий, возникающих из-за вредных условий среды. Лидирующее место занимают флюорозы, в 2002 году они выявлены у 22 человек (криолитовый завод). На втором месте силикозы — 9 случаев, затем следуют профессиональные бронхиты.
Статистика красноречиво говорит о том, что страдают прежде всего криолитчики. Риск заболеть у них выше, чем, к примеру, у Трубников. Как они сами невесело шутят: "Мы на 90 процентов состоим из фтора". Хронической профессиональной интоксикацией соединениями фтора поражены многие ветераны завода и ныне работающие.
Но и обследуются работники ПКЗ гораздо чаще, чем сотрудники других предприятий Полевского. За три последних года 4,5 тысячи криолитчиков прошли полную диагностику. Изначально осмотр проводится на базе здравпункта специалистами центра профилактики.
На данном этапе в действие опять вступают сотрудники центра санэпиднадзора. Получив экстренное извещение от медиков, специалисты центра составляют санитарно-гигиенические характеристики условий труда тех работников, у кого выявлено подозрение на профзаболевание. Предписание центра профилактики об отправке работника завода для углубленного обследования в Екатеринбург является обязательным для исполнения.
- Допустим, диагноз подтверждается. Человек направляется на лечение, — поясняет Виктор Васильевич. — Но это только часть вопроса — источник риска остается. Поэтому точка в деле не ставится. Мы обязуем предприятие организовать расследование причин, по которым работник потерял здоровье, какие факторы повлияли на потерю трудоспособности. Но центр не только сторонний наблюдатель, наш главный врач является председателем комиссии, и поэтому наше участие в выявлении причин —
самое активное. С актом, который составляется по результатам проверки, работник обращается в страховой фонд, где ему и назначается компенсации за утерю трудоспособности. Вот совсем недавно обследовалось 280 трубников, и мы уже
получили извещения из центра профилактики, что у 46 человек подозревается профзаболевание.
Безусловно, новая схема, убравшая прямую зависимость работника от работодателя в деле выявления профзаболеваний, сыграла положительную роль. Десятки людей смогут получить не только материальную компенсацию, но и квалифицированное лечение. Болеют в основном высококлассные специалисты, отдавшие своим пред приятиям по 15-25 лет жизни. Их опыт еще востребован, и потому своевременно восстановление продлит их работоспособность.
Понимают ли это работодатели? Увы, далеко не всегда. Даже чиновники, считающие себя руководителями нового типа, мыслят по старинке, считая, что профзаболевания — клеймо на предприятии, это лишняя морока и головная боль. А когда нет заболевания — и проблемы нет! Поэтому иные работодатели боятся открыто показывать истинную картину профзаболеваний.
Казалось бы, если неловко за своих больных работников, так сделай все возможное, чтобы, исключить риски или, по крайней мере, что более реально, минимизируй их. Но и в этом, прямо скажем, жизненна важном для тысяч и тысяч людей вопросе многие руководители не спешат устранять причины, способствующие возникновению болезней, напрямую связанных с вредными условиями труда. А между тем очевидней очевидного, что устранение рисков производственной среды— это профилактика, которая только на первый взгляд может показаться трудоемкой и затратной. Скупой, как известно, платит дважды. Средства, сегодня не вложенные в усовершенствование производства, завтра, многократно умноженные; пойдут на лечение и компенсационные выплаты.
Специалисты центра санэпиднадзора Полевского, следуя букве закона, бдительно следят за тем, чтобы лечебные учреждения города, в случае малейшего подозрения на скрытую патологию, незамедлительно ставили их в известность. И тут больших проблем не возникает.
Что же касается конструктивного диалога с руководством предприятий, то он, чаще всего, превращается в монолог. Центр, как организация контролирующая, вправе и власть употребить, если факторы риска превышают пределы дозволенного нормативами и на предприятии ничего не делается для устранения такого положения. Меры воздействия — административные и юридические штрафы или закрытие участка работы. Ушедший год не был показателен для применения статьи 55 (размер штрафа) Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку несколько месяцев из-за вносимых изменений в закон она не работала. В 2002 году было взыскано штрафов на сумму 124 тысячи рублей, а годом раньше — на 130 тысяч. Но штрафы — это наказание, сотрудники же центра стремятся добиться основного — соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Центр имеет несколько лабораторий, в том числе и оборудованное современной цифровой аппаратурой, подразделение контроля за физическими и радиационными факторами. Поэтому сейчас специалисты могут с высокой долей точности исследовать такие факторы, как шум, вибрация, электромагнитное излучение от компьютеров, освещенность, микроклимат, уровень родона, торона, гамма-фон.
В Полевском в прошлом году не отвечали санитарным требованиям по воздуху рабочей зоны 17 процентов рабочих мест; по шуму — 33; по вибрации — 8; по освещенности — 30 процентов. Микроклимат не соответствовал нормам в 26 процентах случаев; в 13 процентах неблаготворно на работников действовали компьютеры.
Виктор Великов так прокомментировал эти цифры: "За каждым процентом — чье-то здоровье и, возможно, инвалидность в будущем. Есть факторы, которые на современном этапе развития технологий полностью устранить затруднительного в большинстве своем нормы не соблюдаются из-за элементарной халатности или нежелания работодателя тратить деньги на переоборудование рабочих мест. Коль скоро речь идет о здоровье человека, и халатность, и бездействие я считаю преступным нарушением закона".
Маргарита ЛИТВИНЕНКО.
Областная газета от 29.03.2003 г.
|