Страхование
Обязательное страхование для всех работников
Опубликованные 6 января 2000 года Федеральные законы N 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и № 24-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» привели к радикальным переменам вою систему социального страхования.
ПРЕЖДЕ всего, с момента опубликования закона о страховых тарифах вступил в действие Федеральный закон от 24 июня 1988 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальной страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который принципиально изменил существовавшую в нашей стране более 73 лат систему правовых отношений по возмещению вреда между пострадавшим и предприятием-причинителем вреда. Новый закон снимает противоречия и споры между пострадавшими на производстве и предприятием-причинитвлем вреда по поводу выплат сумм в возмещение вреда и дополнительных расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
Согласно закона все эти функции берет на себя Фонд Социального страхования РФ - единый страховщик нового вида страхования, в том числе и в случаях ликвидации предприятий или их банкротства.
Во всех странах мира система обязательного социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний показала высокую эффективность как в сфере социальной защиты пострадавших на производстве, так и в мотивации работодателей по улучшению условий труда наемных работников.
Закон позволяет создать экономический механизм заинтересованности субъектов страхования в снижении уровня производственного травматизма, риска профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда на предприятиях путем применения дифференцированного по группам отраслей народного хозяйства страхового тарифа. Величина его колеблется от 0,2% до 10,7% к начисленной оплате труда (доходу) за
страхованных, в зависимости от травмоопасности отрасли, в которой работает предприятие-страхователь.
Класс профессионального риска страхователя и соответствующий страховой тариф по новому виду страхования определяется исполнительным органом Фонда на основании "Правил отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска",
утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации № 975.
В настоящее время филиалы регионального отделения ведут активную работу по регистрации страхователей по новому виду страхования. Например, в г. Екатеринбурге эта работа проводится с мая прошлого года. До выхода в свет настоящего Закона в городе прошли предварительную регистрацию 21631 страхователь. Сегодня из них 40% официально оформили отношения с исполнительными органами Фонда. К сожалению, многие страхователи еще не прониклись ответственностью за нарушение сроков регистрации, поэтому филиалы отделения вынуждены применять штрафные санкции, а они не малые. Например, осуществление деятельости организаций без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10% выплат, начисленных а пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.
Думаю, что рачительным хозяевам нет смысла затягивать процесс регистрации, там более что со стороны исполнительных органов отделения Фонда нет никаких препятствий к оформлению страховых свидетельств. Напомню лишь о том, что регистрации в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний подлежат все работодатели-организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу физических лиц по трудовому договору (контракту). Сам факт регистрации производится тем же исполнительным органом, в котором они зарегистрированы в качестве страхователя по государственному социальному страхованию.
Другой, не менее важной проблемой исполнительных органов регионального отделения Фонда на местах является проблема обеспечения страховых выплат пострадавшим и членам семей погибших на производстве, а также перерасчет размера выплат, установленного им ранее предприятиями, в соответствии с действующим законодательством.
В Свердловской области таких пострадавших насчитывается более 24 тысяч человек. Только в региональном отделении Фонда их более 13 тысяч, из них - 30% проживают в г. Екатеринбурге, и к каждому необходимо найти индивидуальный подход, побеседовать с ними, разрешить возникающие сложные ситуации при перерасчетах сумм возмещения вреда и получил письменное согласие пострадавших, особенно у неработающих пенсионеров, на получение страховых выплат oт органов Фонда в почтовых отделениях, по месту жительства, либо на личный счет в отделениях Сбербанка, куда будут перечисляться эти суммы.
Еще полгода назад, в ходе предварительной проверки исполнительными органам Фонда личных (учетных) дел пострадавших, было установлено, что более 80% личных дел, находящихся у страхователей, не соответствовал действующему законодательству. Сегодня положение существенно изменилось, вместе с тем темпы передачи дел в исполнительные органы Фонда должны быть существенно ускорены.
В соответствии с законов работодатель обязан подготовить личные дела к передаче в исполнительный орган Фонда вместе с заявлением пострадавшего, а филиалы отделения в течение 10 дней со дня поступления заявления должны принять решение о назначении страховых выплат пострадавшему.
Таким образом, с момент передачи личного дела в Фонд ответственность за выплаты сумм возмещения вреда переходит от работодателя к исполнительному органу Фонда при условии, если все документы, необходимые для назначения страховых выплат переданы страховщику.
Решение о назначение страховых выплат каждому пострадавшему принимается филиалом на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
По нашим расчетам средняя сумма ежемесячных страховых выплат пострадавшему составляет около 400 рублей. В прошлом году суммарные выплаты в возмещение вреда страхователями отделения доставили 74,5 млн. рублей. Для обеспечения своевременных выплат всем, кто имеет право на возмещение вреда вследствие трудового увечья на производстве или профессионального заболевания, в региональном отделении сформирован резервный фонд средств на 2000 год, который обеспечивает гарантированные страховые выплаты каждому пострадавшему.
Все расходы, включая: пособие по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, ежемесячные страховые выплаты, единовременные пособия и дополнительные выплаты на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию осуществляются на основании решений филиалов, поэтому мы так много внимания уделяем оформлению документации.
Исходя из сущности настоящего закона логично сказать, что мы находимся в начале пути по созданию системы нового вида обязательного страхования. Выплаты сумм возмещения вреда — очень важная функция, но ей не исчерпываются задачи исполнительных органов Фонда. Закон возлагает на них ответственность за своевременность сбора страховых взносов в соответствии с установленными страховыми тарифами, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, создание экономического механизма заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, создание системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Такие задачи можно решить только совместными усилиями страхователей и страховщика, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления и всеми другими, кто искренне заинтересован в снижении социальной напряженности среди этой категории трудящихся.
В.АШИХМИН,
начальник отдела
страховании
от несчастных случаев
на производстве
и профзаболеваний.
«Областная газета» 15 марта 2000 г .
|