title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Уйти, чтобы не вернуться?

К сожалению, на предприятиях области травматизм сегодня — не редкость

Верно говорится, знал бы где упасть — соломки бы постелил. Но сегодня все чаще беда подстерегает нас не где-нибудь, а на рабочем, месте.

Провожая на работу своих близких, мы и мысли не допускаем, что, уйдя здоровыми на трудовую смену, они могут не вернуться. Травматизм, в том числе со смертельным исходом, не редкость на предприятиях области.

Хотя и следует признать, что си туация в Свердловской области незначительно, но все же изменилась в лучшую сторону — за 2002 год число случаев производственного травматизма со смертельным исходом в целом по области по сравнению с предыдущим снизилось с 198 до 174 — и все же за каждым несчастным случаем стоит живой человек со своей болью и страданием, поэтому опускать руки нельзя.

Особо актуальна эта проблема в Асбесте — городе, насыщенном промыш ленными предприятиями с тяжелыми и опасными условиями труда. В прошлом году с утратой трудоспособности здесь пострадали 80 человек, в том числе 16 женщин и один подросток, из них 34 работника самого крупного предприятия ОАО «Ураласбест». Два несчастных слу чая закончились смертью людей, причем произошли они в нынешний новогодний праздник.

В то снежное утро все были в ожидании новогодней сказки, а случилась тра гедия. 31 декабря в девятом часу утра выгрузчик-свальщик рудоуправления Зинаида Зяблицева, окончив работу по разгрузке «БелАЗов», не стала дожидать ся маршрутного автобуса, а попросила водителя вывезти ее из карьера за не сколько минут до окончания смены. День был особенный, и женщина торопилась домой, но это закончилось несчастьем — она попала под колеса «БелАЗа»...

На следующий день — первого января — случилась непоправимая беда и с машинистом электровоза № 61 Геннадием Токманцевым. Он получил задание закрыть карьерный переезд, чтобы посторонний транспорт не мог в эти праздничные дни проникнуть в карьер. А машинист электровоза № 28 Г . С. Степченко должен был охранять контактную сеть. Около 16 часов электровоз № 28 самопроизвольно пришел в движение и, развив скорость более 80 км , столкнулся в «лo6» с электровозом № 61, смертельно травмировав находившегося в кабине машиниста... Виновник признался, что во время обеда выпил пол-литра водки и уснул. Во сне, лежа в кресле электровоза, он мог непроизвольно задеть ногой ручку управления крана вспомогательного тормоза, и тяговый агрегат скатился с уклона.

— Неужели в течение смены рабочих никто не контролирует, тем более в праздничный день, когда рядом никого нет, мало ли что может случиться? — интересуюсь у главного ин­женера «Ураласбеста» О. Ю. Контеева.

— Вообще-то машинист должен был не менее четырех раз за смену давать о себе сигналы по рации, но он этого не сделал, а начальник смены, не поинтересовался, почему машинист молчит.

Несчастный случай произошел на ОАО «Серовский ферросплавный завод»: при демонтаже оборудования 5-й доменной печи 6-метровая железная балка сорвалась с креплений и придавила монтажника, который скончался на месте, сообщили АПИ в управлении Госгортехнадзора по Свердловской области. На заводе работает комиссия Госгортехнадзора. Возможно, при выполнении демонтажных работ нарушены правила техники безопасности

После расследования ЧП наказаны все виновники. Кроме того, на комбинате приняты меры профилактики: введен выборочный послесменный контроль в праздничные, выходные дни. Издано распоряжение о 6 проверках в вечернее и ночное время. Теперь те, кто не дорожит своим рабочим местом, могут легко потерять его. Наконец-то определили и порядок выявления людей в нетрезвом состоянии, кто и как должен в этом случае действовать. Заключен договор с психоневрологическим диспансером, а то ведь ни одно медицинское учреждение не бралось за определение алкоголя в крови. Даже продажу спиртных напитков в магазине «Южанка», который находится рядом с подразделениями рудоуправления, прекратили. Решили вспомнить и забытое старое. В подразделениях, где не все ладно с охраной труда, стали назначать ответственных дежурных. Порядок их дежурства такой — один из инженерно-технических работников на весь день освобождается от основных обязанностей и следит только за соблюдением правил техники безопасности. В течение смены он должен посетить все рабочие места, а в конце — доложить руководителю обстановку. Разбор выявлен­ых нарушений проводится сразу же, по «горячим следам».

Количество случаев смертельного травматизма

по Свердловской области за 2002 год:

- всего – 23

Горнодобывающие производства – 10

Подъемные сооружения – 10

Металлургические производства -2

Хранение и переработка зерна - 1

Наказания — строгие, вплоть до увольнения. Один из механиков автотранспортного предприятия № 1 недавно поплатился рабочим местом.

Почему это не было сделано раньше? Говорят, что все инструкции пишутся кровью.

После случившихся трагедий автор этих строк вме­сте с главным государственным инспектором горно­технической инспекции Евгением Петровичем Ботовым и главным инженером рудоуправления Юрием Сергеевичем Хижняковым побывала в карьере. Картина предстала нерадужная. Один из водителей «БелАЗов» посетовал на неисправные машины, которые из-за нехватки запчастей и ремонтного персонала выходят на линию не в лучшем состоянии.

Машинисты бульдозеров жаловались на нехватку техники. Выгрузчики-свальщицы говорили о недостаточной освещенности перегрузочных пунктов. Заглянули к ним в аптечки — пустые, огнетушителей тоже не оказалось. А самое главное, что встревожило, женщины имеют допуск для проезда на технологическом транспорте и пользуются им по необходимости в осеннюю и весеннюю распутицы, когда автобусам не добраться до всех остановок в карьере. Получается, они плохо проинструктированы, коли их коллега, причем не новичок, человек с 16-летним профессиональным опытом, попала под колеса «БелАЗа»?

Выявилось, что горные мастера только в начале смены появляются на перегрузочных пунктах, откуда в прошлом году упало два «БелАЗа». Они и не видят, что предохранительный вал, который и должен оберегать самосвалы от падения, зачастую на стадии обрушения. Словом, в комбинате снизилась требова­тельность к инженерно-техническим работникам, за нарушения правил охраны труда людей почти не наказывают. До рабочих не всегда доводятся требования инструкций. Недавно вопрос по охране труда, в «Ураласбесте» был рассмотрен на коллегии Уральского управления госгортехнадзора России. И вот что выяснилось.

В Асбесте работают примерно 600 предприятий, отчитываются же по состоянию охраны труда и технике безопасности всего 30. Что творится на остальных, кто защитит людей от беды, которая может случиться с ними на рабочем месте?

 

Людмила Дубовкина

«Уральский рабочий» № 75 от 23.04.2003 г.