title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

В погоне за прибылью наплевали на человека

  ДОЛГОЖДАННОЕ оживление промышленности в городе и области снова выдвигает на передний план ряд подзабытых за годы кризиса, но жизненно важных проблем, связанных с культурой производ­ства, созданием безопасных условий труда. К сожалению, рост валового продукта в некоторых отраслях экономики сопровождается еще большим ростом травматизма. Причем особо беспокоит тот факт, что увеличилось количество смертельных случаев: в прошлом году в области на производстве погибли 229 работников —это в полтора с лишним раза больше, чем в 1998 году. В разы выросло число смертельных травм на предприятиях машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства, лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса. Значительный скачок по этому печальному показателю допустили в черной металлургии, строительстве, на транспорте... Какие факторы предопределили такие плачевные результаты? Что следует предпринять, чтобы уберечься от трагедий на производстве? Об этом размышляет главный государственный инспектор по охране труда в Свердловской области Александр Павлович САВЕЛЬЕВ.

— Если говорить вообще, виной всему - расхлябанность, безответственность, анархия и просто головотяпство, которые в последние годы расцвели махровым цветом. Во многом это результат неправильно понятой демократии — как вседозволенности: мол, что хочу, то и ворочу... Смена собственников, финансовые трудности, отставание законодательства, ослабление контроля со стороны профсоюзов и других органов привели в разрушению некогда отлаженной системы охраны труда на предприятиях, па смену опытным директорам пришли зачастую плохо подготовленные, некомпетентные и, что еще хуже, просто циничные собственники и управленцы новой волны, глав­ной и единственной задачей которых стало извлечение прибыли любой ценой. В их планы не входило что-либо вкладывать ни в техническое оснащение производства, ни в трудовые ресурсы. Специалисты, да и сама человеческая жизнь обесценились. А затраты на поддержание здоровья людей и обеспечение их безопасности ошибочно отнесли к разряду неокупаемых, малоэффективных. В годы массового высвобождения лишних работников, инженеров по охране труда сокращали в числе первых. С 1990 по 2000 годы количество специалистов в этой области уменьшилось в четыре раза. И теперь хорошего инженера по технике безопасности днем с огнем не найдешь. А ведь придется. Потому что по каждому смертельному несчастному случаю возбуждаются уголовные дела и ответственность несет руководитель предприятия.

— Такие случаи уже есть?

— А как же! И прошлом году заведено 29 уголовных дел, которые еще находятся в работе. Должен сказать, что в случае, если будет доказано, что смерть работника произошла из-за халатности, руководителя, который не позаботился о создании безопасных условий труда или отдал преступный приказ, последнему, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, грозит наказание до пяти лет лишения свободы. По трагическим событиям 1998 года, например, осуждены 29 человек, в числе которых директора предприятий, главные специалисты, начальники цехов.

— А если конкретно: что чаще всего является причиной трагедии?

— На первом месте — низкая трудовая дисциплина. По нашим данным, на тридцать процентов было бы меньше всяких страшных случаев, если бы не пьянка. Во время проверок редко когда не встретишь работников «навеселе», в том числе и там, где опасные условия труда. Прежде в та­ком состоянии до работы не допускали. Нынче закрывают глаза. А ведь пьяный, которому, как известно, море по колено, опасен и для окружающих. Что-то бездумно включил, не туда присоединил — сам жив, а товарища погубил.

Сколько уж раз так бывало. И здесь нужно поднимать роль и повышать спрос с мастера. Теперь на многих производствах, (например, в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на предприятиях машиностроения и других) специалистов среднего звена практически упразднили, а там, где сохранили, из мастеров сделали мальчиков на побегушках, их функции свели к добыванию гвоздей и прочего, обеспечению фронта работ. Да и уровень зарплаты у этой категории руководителей столь низкий, что опытный, знающий работник на такую должность не пойдет. А у молодого, начинающего нет необходимого авторитета.

Вторая причина бед, в сущности, тоже зависит от уровня руководителя — сплошь и рядом допускают до работы необученный персонал. Не практикуют предварительную проверку навыков, стажировки. Особенно этим грешит малый и средний бизнес. Сам работодатель зачастую не знает норм и правил по охране труда, безграмотен в техническом отношения, не подозревает о своей ответственности за людей. Очень часто беспечно используют работников не по специальности или в целях экономии вынуждают совмещать должности. Принял водителем, а заставляет работать на станке или стропальщиком. А теперь вошло в моду добавлять в нагрузку функции электрика. Экономия, конечно, дело хорошее и совместительство тоже не возбраняется. Но тогда надо людей учить вторым профессиям. Ведь электрик-дилетант – это угроза не только его собственной жизни. В прошлом году от электротока погибли 28 человек - это больше 12 процентов от общего числа смертельных несчастных случаев.

Немаловажно, насколько добросовестно сам человек относится к своим обязанностям, требованиям техники безопасности, режиму труда и отдыха. Ведь нередко получают серьезные увечья, а то и расстаются с жизнью из-за беспечности, необязательности, пренебрежения элементарными правилами. Приходим с проверкой в один из цехов завода - многие токари работают без защитных очков. «Да мы уже привыкли, до сих пор ведь ничео не случалось», — легкомысленно объясняют свою расхлябанность. Или на стройке: без каски, без страховки лезет на высоту. Знает, что нельзя, но лезет: надеется на авось. При таком отношении рано или поздно случится непоправимое. Разве не ужасно, что почти 17 процентов из общего числа погибли, в прошлом году в результате падения с высоты? Около 14 процентов лишились жизни в дорожно-транспортных происшествиях, а проще говоря, из-за сознательного игнорирования правил дорожного движения. Конечно, в редких случаях беда происходит по вине дорожных коммунальных служб, которые плохо чистят трассы от снега и наледи, и в результате магистрали превращаются в однополосные, где трудно разъехаться со встречным транспортом... Но чаще всего причина не в плохом инструктаже или в неудачном стечении обстоятельств, а в людской беспечности, в утрате чувства самосохранения.

Иной раз мешает позаботиться о себе и правовая безграмотность. Довольно часто, чтобы «подхалтурить», люди соглашаются на свои страх и риск работать по так называемому договору-подряду. Особенно это практикуют в ремонтно-строительных фирмах. Зарплату оговаривают, а вот отпуск, оплату больничного листа, спецодежду и, наконец, страховку такой документ не предусматривает, как и ответственности работодателя в случае несчастья. Человек становится инвалидом, приходит к нам за помощью. А мы не всегда можем помочь, потому что отчислений с его зарплаты в фонд социального страхования наниматель не производил.

И вот здесь нам есть чему поучиться у Запада. Там с малолетства приучают отвечать за свою жизнь. В Германии, например, даже введены специальные уроки в школе. А в награду за бережное отношение к себе на склоне лет предусмотрительный гражданин получит солидную «страховку» и сможет путешествовать по всему миру. А наше воспитание к подобному не побуждает. Верх, особенно у молодежи, берут бравада и недомыслие. Не случайно в 39 процентах случаев гибнут новички, у которых стаж работы до одного года.

И абсолютно новая, ранее не виданная графа в причинах смерти — убийства на рабочем месте. Это касается чаще всего реализаторов, охранников, инкассаторов. В прошлом году от руки убийц погибли 13 человек - около шести процентов от общего числа. Причина этого, конечно, за пределами предприятия...

— Что можно и нужно сделать, чтобы предотвратить трагедии, чтобы все возвращались с работы домой невредимыми? Наверняка есть предприятия, где думают о людях.

— Конечно. И немало. Наши инспекторы совместно со специалистами государственного технического и энергетического надзора, прокуратуры, санэпидстанции, профсоюзами ежегодно проводят около 4000 проверок состояния охраны труда на предприятиях. Более или менее отлаженная система работы по созданию безопасных условий сохранилась на крупных заводах: имени Калинина, Верх-Исетском металлургическом, «Бетфор». Порядок установлен в цветной металлургии: здесь число травм и смертельных случаев за последний год сократилось. В пример можно привести «Урал электромедь». Хорошо поставлено дело на Новоуральском электро­химкомбинате, «Электрохимприборе», «Векторе», Егоршннском радиозаводе. Нам понравилась организаций этой работы на Североуральском бокситовом руднике и Богословском алюминиевом заводе. Там к руководству пришли толковые люди. И производство восстановили, и ни одного человека в прошлом году не потеряли. В общем, многое зависит от руководителей. Если заботятся о людях - все можно сделать. А прежде всего, на мой взгляд, надо восстанавливать на крупных предприятиях комплексную систему управления охраной труда, а на мелких — хотя бы примитивную трехступенчатую. И действовать сообразно закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Он, между прочим, обязывает иметь специалиста по охране труда на всех предприятиях, где число работников выше ста человек. Сейчас во многих отраслях опомнились, зашевелилась. Но через три дня эффекта ждать не приходится. Во-первых, трудно с кадрами. Их придется готовить. Согласно постановлению Министерства труда РФ, все специалисты и работодатели обязаны пройти обучение по 36-часовой программе.

— А где?

— Всё предусмотрено. В области теперь работают 44 учебных центра. Плата за курс всего от 500 до 700 рублей. Мы считаем, что это доступно: в Москве, например,- три с половиной тысячи. Преподают на этих курсах аттестованные инспекторы наших служб, государственного санитарного, технического, пожарного, энергетического надзора, юристы. После сдачи экзамена специалист получает удостоверение, которое действительно в течение трех лет.

Можно подготовиться и самостоятельно. В каждую последнюю принимает экзамен бесплатно. Но обычно его выдерживают только процентов двадцать - остальные не имеют системных званий, не следят за новой литературой. Кстати, на курсах каждо­му слушателю выдается комплект необходимых книг и брошюр — это входит в стоимость обучения. А вот тех, кто активно сотрудничает с нами, регулярно участвует в проверках как внештатный инспектор, в качестве поощрения учим бесплатно.

Успех этой работы зависит и от внимания администраций городов и районов. Сейчас стали возобновлять деятельность координационных комиссии по вопросам условий и охраны труда. В Екатеринбурге действует целевая программа по этим вопросам. В Каменске-Уральском состоялось расширенное совещание, в работе которого участвовал заместитель главы города. В Североуральске подобное мероприятие проведем в апреле. Намерены эту работу вести более настойчиво: расширять проверки, в том числе и с участием прокуратуры, усиливать контроль за исполнением предписаний и ужесточать меры к нерадивым. Общими усилиями надо переломить ситуацию, изжить легкомысленное отношение к здоровью и жизни людей.

 

Беседовала Татьяна Наймушина

"Вечерний Екатеринбург"

06 апреля 2000 г.