Чтобы все вернулись из забоя
ПРОИЗОШЕДШИЙ не так давно случай гибели рабочего в шахте ОАО "Севуралбокситруда" (СУБР), находящейся в Североуральске, еще раз продемонстрировал, что, несмотря на весь технический прогресс, работа под землей по-прежнему является опасной
—Горно-металлургический комплекс — это такая отрасль, которую в части уровня производственного травматизма нельзя сравнивать с другими отраслями, такими, как, например, пищевая, легкая промышленность, — говорит министр металлургии и первый вице-премьер областного правительства Владимир Молчанов. — Это обусловлено несколько иным технологическим процессом... К сожалению, учитывая опасную специфику производства, свести к нулю количество несчастных случаев невозможно. Некоторые моменты предугадать в принципе нельзя, несмотря на все предпринимаемые меры.
Недаром ведь всех, кто спускается в шахту, будь то губернатор или даже президент страны, облачают в полное горняцкое обмундирование, вплоть до самоспасателя, и проводят обстоятельный инструктаж по технике безопасности. А на ряд подземных производств в силу сложных горно-геологических условий предпочитают и вовсе не водить высокое начальство. Потому как здесь реальная опасность грозит всем, невзирая на чины. Но добыча бокситов выделяется и на этом фоне.
—В частности, пласты бокситов залегают под углом в 30 градусов, что создает определенные трудности при добыче, — говорит генеральный директор НП "Горнопромышленная ассоциация Урала" Евгений Горев. — Специалистам СУБРа также приходится работать в условиях повышенной обводненности горных разработок. Кроме этого, при разработке горных пород выделяется метан. Вследствие этого на СУБРе были разработаны специальные профилактические мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов, основным из которых является проветривание горнорудных шахт. Благодаря слаженной профилактической работе в этом отношении руководящих работников и шахтеров СУБРа не было зафиксировано ни одного пожара или взрыва по причине возгорания метана.
И результаты этой работы налицо: если в 1998 году было 176 случаев травматизма, то в 2002 году эта цифра составила 119. Для сравнения сообщим, что в 2002 году на Среднем Урале в автомобильных авариях из-за несоблюдения правил движения на дорогах погибло 877 человек.
—Сегодня добросовестный собственник заинтересован в улучшении условий труда и техники безопасности, — считает В.Молчанов. — Ведь в случае гибели собственник выплачивает семье большие разовые компенсации и платит до совершеннолетия компенсации детям. Поэтому собственник заинтересован в наведении порядка в технике безопасности.
Так, на том же СУБРе уже действует институт общественных инспекторов. На всех горно-металлургических предприятиях восстановлены должности заместителей главных инженеров по технике безопасности. Появились инспекторы по труду, в обязанности которых входят как раз вопросы обеспечения техники безопасности при оборудовании рабочего места.
Но, по мнению специалистов, главное — так называемый человеческий фактор.
— По нашим подсчетам, человеческий фактор присутствует в 80—90 процентах несчастных случаев, — приводит статистику В.Молчанов. — Но необязательно, чтобы он проявлялся в день происшествия. Допустим, ведутся горные работы с нарушением, параметров на протяжении недели. А через неделю происходит несчастный случай. Есть здесь человеческий фактор? Конечно, есть. Нельзя также забывать и о том, что российский человек отличается от, скажем, европейцев. В нашей стране у людей чувство самосохранения здоровья и жизни меньше, чем в других странах, особенно европейских. Это также иногда бывает причиной несчастных случаев.
Что, кстати, подтвердилось и при расследовании случаев травматизма на уже упоминавшемся СУБРе.
—Если говорить о конкретных примерах, то в этом году на СУБРе имели место три несчастных случая, — комментирует ситуацию директор по информационно-аналитической работе "СУАЛ-Холдинг-Урал" Ольга Слепцова. — Государственная комиссия по расследованию несчастного случая выявила причины, приведшие к этому, и установила степень вины каждого участника, в том числе и исполнителей работ. Основные причины — "нарушение правил безопасности при разработке рудных полезных ископаемых подземным способом".
—За те 30 лет, пока я работал на СУБРе, почти во всех несчастных случаях была вина пострадавших, — согласился со Слепцовой Евгений Горев. — Нужно сказать, что на подобных СУБРу предприятиях за рубежом уровень травматизма значительно ниже, это обусловлено не более современной западной техникой, а дисциплиной. Каждый работник там знает, что если он нарушит правила безопасности, то он за это будет серьезно наказан материально.
—К сожалению, — подчеркнул Е.Горев, — у нас такого нет. Профсоюзные организации и другие контролирующие органы стараются всякими путями исключить вину пострадавшего.
То есть только совместными усилиями — работника, собственника и государства — можно добиться того, чтобы все возвращались из забоя целыми и невредимыми.
Геннадий Иванов
Областная газета от 22 апреля 2003 г .
|