title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb


2004 ГОД

 

ПЕРСПЕКТИВЫ АКЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ

 

Общие положения

Любая солидарная борьба возможна, имеет понятный смысл и приводит к развитию движения в случае, если:

•  затрагивается общественно значимая тема (ЖКХ, пенсии, зарплата, льготы и т.д.);

•  проводится массовая работа по разъяснению населению возможных опасностей (первый этап солидарности – отражение опасности, второй этап – борьба за достижение собственных целей. Если грубо, почти все забастовки в стране вызваны задержками зарплаты, забастовок под требованием повышения зарплаты – единицы);

•  проводится многоходовая кампания. То есть не один большой или маленький митинг, единый день солидарных действий, а длительная кампания, включающая различные формы действия, динамичная и направленная не на озвучивание проблемы и своей позиции в ней, а на достижение успеха.

Очень важно при этом иметь собственные позитивные предложения по проблеме. Это вынуждает оппонентов (правительство, напр.) начать дебаты по существу, а не ограничиваться заявлениями, что критики вообще уходят от решения проблемы. Это также дает трибуну в СМИ и парламенте, побуждает людей думать о том, как они хотят изменить систему.

Именно так проводились кампании за социальный характер нового Трудового Кодекса, сохранение льгот ветеранам труда и принятие закона о право абонентов на выбор между обязательной повременной оплатой телефонных услуг и твердым тарифом.

 

Проблемы-2004

В 2004 году правительство готовит принять через ГосДуму целую серию крайне скандальных законопроектов в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и права на жилье.

Реформа фондов обязательного медицинского страхования. Переход к некоммерческим организациям в образовании и здравоохранении. Первое чтение – в марте. Суть – отказ от федерального финансирования обязательного медстрахования дотационных регионов. Принимается параллельно с законом о некоммерческих организациях образования и здравоохранения. В соответствии с последним, происходит отказ от сметного финансирования больниц и школ. Вместо этого проходят тендеры за получение госзаказа на лечение больных и обучение. Финансирование осуществляется не в зависимости от, скажем, штата врачей и учителей, а в зависимости от числа пролеченных пациентов и обученных детей. По сути, означает введение конкуренции в эти две отрасли и банкротство (оно прямо предусмотрено в законе) малых лечебных и образовательных учреждений, особенно на селе.

Снижение социального налога. Второе чтение – апрель. Суть – снижение отчислений в Пенсионный Фонд с нынешних 28% от фонда оплаты труда до 22,8% по одной версии, и 20% по версии, более современной. В условиях, когда зарплата практически не растет, это будет означать либо отказ от повышения пенсий, либо их задержку. Либо, по заявлению М.Зурабова, повышение пенсионного возраста на 8 лет. Кроме того, накопительная и страховая части пенсий будущих пенсионеров резко сократятся. То есть, получать они будут еще меньше пенсионеров нынешних. Кроме пенсионного Фонда, закон предусматривает снижение отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с нынешних 3,6% до 2,8-3,2%. Соответственно, на 15-25% уменьшится и стоимость лечения одного пациента.

Ликвидация Единой тарифной сетки (ЕТС). Рассмотрение закона в первом чтении будет намечено, скорее всего, на июнь. В настоящее время все бюджетники получают зарплату по единой тарифной сетке, единым правилам. В прошлом году Минтруд (Починок) предложил перейти не просто к отраслевым сеткам (образование, здравоохранение, наука, культура), но, по сути, к региональным и местным тарифным сеткам. Чтобы размер зарплаты и отличие ее в зависимости от квалификации учителя (врача и т.д.) утверждал губернатор или глава местного самоуправления. При этом правительство гарантирует только минимальную зарплату в 600 рублей. Сейчас, после выборов, Минтруд внес в правительство точно такое же предложение. Оно означает, что ожидаемое с 1 января 2005 года повышение зарплаты бюджетникам будет последним. Затем правительство снимает с себя всю ответственность за рост зарплаты, и переносит ее на местные власти. То есть, зарплата будет разной в Барнауле, Астрахани, Волгограде, Волжском, Домодедово и Химках.

Жилищный Кодекс. Рассмотрение проекта намечено на конец года. Видимо, ноябрь-декабрь. Суть – отказ с 1 января 2006 года от права приватизации квартир, введение системы доходных домов (к которым будут отнесены все общежития и ведомственные дома), заключение договоров найма квартир на срок не более пяти лет, очень свободное выселение тех, кто имеет долги по ЖКХ, из муниципальных, приватизированных и даже кооперативных квартир. Возможно возвращение к идее обязательного страхования жилья.

 

Понятно, что правительство будет камуфлировать свои инициативы. Ожидается, в частности, возврат в пенсионный стаж декретных лет и периодов службы в армии, повышение зарплаты бюджетникам на 50%.

 

Помимо перечисленных, есть ряд других вопросов, имеющих широкое общественное значение. В июне будут рассматриваться поправки в Трудовой Кодекс (пока правительство их не внесло, но вряд ли они воодушевят работников). Актуальна тема тарифов на автогражданку .

 

Ресурсы социальных действий

 

Политические партии в России дискредитированы. Любая социальная борьба, идущая под партийным флагом, представляется людям не как защита их интересов, а как политическая спекуляция и паразитирование. В лучшем случае они отнесутся к партийной борьбе за социальные ценности с симпатией, но участия принимать не станут.

Принципиально важным становится взаимодействие различных общественных объединений. При этом надо отдавать отчет, что большинство из них обюрократизированы и никто не обладает опытом совместных действий. “Гринпис” безразлична к теме зарплаты, профсоюзы – к экологии. Хуже того, многие организации вообще не выполняют официально декларированных функций. Так, подавляющее большинство Советов ветеранов возглавляют бывшие старшие офицеры, имеющие высокую пенсию, и старательно обхаживаемые губернаторами и мэрами. Поэтому, несмотря на всем известную социальную активность пенсионеров, Советы ветеранов очень редко принимают участие в митингах и собраниях, ограничиваясь формальными резолюциями.

Отдельно держится ассоциация работников непроизводственной сферы (профсоюзы образования, здравоохранения и науки). Хотя это единственная действующая группа профсоюзов ФНПР, сейчас она испытывает серьезные трудности. Достаточно упомянуть некоторую ревность работников медицины к якобы получающим более высокую и стабильную зарплату учителям.

После определенного развития налицо застой в альтерглобалистском движении АТТАК. Причина видится в отсутствии практической социальной работы и замене ее почти исключительно пикетами около органов госвласти и иностранных посольств. Это нужная работа, но не будучи связана с какими-то массовыми кампаниями, она развивает организацию по анпиловскому направлению.

В этой связи необходимы конкретные шаги по консолидации.

10 апреля состоится конгресс Федерации свободных профсоюзов России. Речь идет о создании объединения действующих профсоюзов страны. В оргкомитет Конгресса вошли представители Федерации авиадиспетчеров, Российского профсоюза докеров, Объединения рабочих профсоюзов “Защита труда”, “Уралпрофцентра”, профсоюза локомотивных бригад железнодорожников и т.д. На этой базе намечено также проведение съезда Партии трудящихся.

Затем, в начале февраля создан Социальный Экспертный Совет . В него вошли представители свободных профсоюзов, Ассоциации непроизводственных отраслей ФНПР (образование, здравоохранение), Всероссийского общества инвалидов, Ассоциации оборонных отраслей, ряда ветеранских организаций. Председательствующим в Совете стал О.Шеин. Пока Совет осуществляет именно экспертизу предлагаемых законов, но можно начать работу по преобразованию его в центр взаимодействия и проведения солидарных кампаний.

Поддерживаются контакты с альтерглобалистским движением АТТАК. Оно представляет собой ассоциацию молодежных, левых, экологических и научных объединений - “Социалистическое сопротивление”, “Хранители радуги”, “Альтернативы” и др. Структуры АТТАК действуют не только в Москве, и ярко проявили себя, например, во время солидарной кампании против роста тарифов на ЖКХ в Воронеже.

Все перечисленные выше, кроме Ассоциации непроизводственных отраслей, организации уже обладают некоторым, пусть относительно малым, опытом совместных действий.

 

  Кампании

 

Представляется, что позиции правительства наиболее уязвимы в вопросах:

•  снижения социального налога (целевая группа – пенсионеры, работники здравоохранения);

•  ликвидации единой тарифной сетки (целевая группа – врачи, учителя).

Кроме того, возможно проведение целостной кампании по вопросу о реформе здравоохранения (по совокупности – соцналог, реформа зарплаты, переход к некоммерческим организациям, реформа фондов ОМС и т.д.). И, разумеется, по ТК, если поправки правительства окажутся очень опасными.

Конкретные направления сейчас охарактеризовать не представляется возможным, так как это требует двух- и многосторонних консультаций с различными общественными объединениями.

Кампания могла бы проходить по следующей модели:

•  составление некоего популярного, но грамотного, текста по проблеме;

•  создание ОргКомитета из заинтересованных сторон;

•  подготовка и внесение альтернативного проекта;

•  пресс-конференция в Москве по проблеме;

•  рассылка пресс-релиза и базового текста в центральные и региональные СМИ;

•  выпуск общей листовки по проблеме тиражом от 500 000 экземпляров и распространение их в целевых аудиториях в регионах;

•  публичные собрания в регионах;

•  сбор подписей к депутатам, телеграммы и письма;

•  приглашение депутатов на собрания граждан (активисты собраний, конечно, должны быть хорошо проинформированы по сути вопроса);

•  пикеты у офисов депутатов ГосДумы в регионах, открытые обращения к депутатам, акция “позвони депутату” с опубликованием офисных и домашних номеров телефонов и призывом высказать свое мнение по реформе.

Далее – по ходу событий и в зависимости от реакции оппонентов. В любом случае, речь должна идти именно о многоходовой кампании, а не о стандартном наборе ритуальных действий (собрание, резолюция, письмо в газету, пикет). Идеально создание местных оргКомитетов из представителей различных объединений и просто граждан. Возможно создание и неформальных структур (Движение “За доступное здравоохранение” и т.п.).

 

На российском уровне видимая задача - попытка создания Комитета Единых Действий, или Совета Общественной Солидарности или какой-либо иной неофициальной формы. С тем, чтобы, скажем листовки выходили под подписью Комитет Единых Действий, а уже далее шрифтом поменьше следовала бы расшифровка - Российский Профсоюз докеров, Партия трудящихся, Ассоциация оборонных отраслей, движение АТТАК и т.п.

 

Олег Шеин

Депутат Государственной Думы РФ