Польша в эпоху Евросоюза и глобализации
Заученное с детства «ничто не вечно под луной» для Польши и актуально, и неактуально. Неизменны традиции, как связанные с католической культурой, так и светские: по- прежнему по воскресеньям переполнены костелы, и вся Польша собирается на новогодние балы, приобретая в большом количестве вечерние платья и костюмы– и дорогие, и дешевые. Но магазины с польскими товарами явно вытеснили известные западные фирмы, давно уже образовавшие в Польше собственную торговую сеть. Они же лидируют в приобретении в ходе приватизации польских промышленных фирм. В Лодзи, городе текстильщиков, почти все государственные предприятия, выпускавшие некогда десятки видов тканей и шейной продукции, в начале девяностых годов обанкротились, а новые владельцы с Запада не спешат возобновлять производство. Поэтому в магазинах нет ни польских набивных тканей, ни славного некогда махрового и сжатого материала для постельного белья, халатов и т.д., да и сами магазины с вывеской «ткани» исчезли.
В то же время огромное здание бывшей текстильной фабрики «Унионтекс» размером в 30 тысяч квадратных метров, расположенное по улице Килиньского в самом сердце Лодзи и приобретенное еще в 2001 г. концерном Леклерка вместе с участком в несколько гектаров за 8 млн. долларов постепенно разрушается, так как инвестор не проявляет к своей покупке никакого интереса.
Есть и другой пример использования бывшего прядильного производственного комплекса, который построила некогда знаменитая семья лодзиньских предпринимателей Познаньских. Фирма «Эпси» задумала преобразовать двенадцать обширных фабричных цехов, построенных, казалось бы, на века из прочного красного кирпича в едином архитектурном стиле со свойственными для того времени угловыми круглыми и квадратными башнями в единый торгово-культурный центр под названием «Мануфактура». Будет там и галерея искусств, но, как предполагают инвесторы, деньги поткут рекой именно от торговли и заключаемых европейскими предпринимателями сделок. Модернизация интерьеров комплекса уже началась. Заметим, что рядом расположен рабочий район Балуты с его маленькими грязными двориками и давно не ремонтировавшимися подъездами домов – городским властям бюджетных денег на все про все явно не хватает…
В Польше, где после обстоятельного анализа положения дел официально сообщается не только об уровне безработицы в 19%, охватывающей 3 млн. населения, но и о том, что несмотря на требования Евросоюза, куда только что вступила Польша, снизить за пять лет уровень безработицы до 10% не удастся, каждый заботится о своем пропитании, как может. По ярко освещенной и украшенной праздничной иллюминацией улицей Пиотрковской с ее богатыми магазинами и галереей скульптур знаменитых писателей и музыкантов, связанных с Лодзью, ездят рикши. Рослые мужчины на велосипедах везут коляски, куда можно сесть вдвоем, и очень рады заработку в один доллар. Но немало в Польше и тех, кто давно уже принадлежит к среднему классу, и может подготовиться к предстоящему Рождеству и Новому году достойно. По официальной статистике, средняя заработная плата в Польше составляет сейчас 700 долларов. Почти во всех учреждениях заработную плату перечисляют на пластиковые карточки того или иного банка, что стало существенным подспорьем для отечественной банковской сферы. В той же текстильной и швейной промышленности ожидают прибавления рабочих мест за счет перемещения небольших семейных французских и прочих фирм в том числе и в Польщу, где немало квалифицированных работников будут довольствоваться гораздо меньшей зарплатой, чем в развитых европейских странах. Европу страшит перспектива открытия с 1 января 2005 г. рынка для китайского текстиля, доля которого на европейском рынке составляет примерно 17 %. Ожидается, что в 2005 г. она повысится до 50%. Проблема с молодежью, безработица среди которой наиболее велика, явно решается за счет ее естественной мобильности и неплохого уровня образования. Во всех учебных заведениях учат английскому языку, снова возобновляется интерес к русскому. Повсюду реклама для молодежи о возможностях приработка в США, Великобритании и т.д. на должностях официанток, нянь и т.д. То есть необходимо собрать деньги на дорогу, а остальное зависит уже и от человека, и от случая.
После вступления в Евросоюз Польша сможет воспользоваться средствами союза на дальнейшую реструктуризацию, и в истеблишменте продолжают спорить, как это сделать: отказаться от последних сохранившихся металлургических предприятий и шахт во имя дальнейшего развития сферы услуг и инфраструктуры, или все же сохранить ряд крупных предприятий. Кстати, на колыбель «Солидарности» - судоверфи Гданьска, которые сейчас структурно входят в предприятие «Судоверфи Гдыни», нашелся покупатель. По поводу распределения денег из фондов Евросоюза спорят не только в верхах, но и в низах. «Газета Выборча» в заметке «Союз польских городов протестует» сообщает: «Региональные комитеты, рулящие по всей стране, делают то, что хотят». А ведь в документах Евросоюза по распределению средств на структурные преобразования четко сказано, что поддержку получают лучшие проекты…
В политических кругах готовятся к парламентским и президентским выборам. Союз левых демократических сил возглавил бывший премьер – министр Юзеф Олексы, который собирается баллотироваться в Президенты Польши. Сами левые демократы и центристы раскололись по меньшей мере на три организации, а им противостоит мощный блок правых. Вице – премьер Польши Ежи Хауснер разработал свою программу управления Польшей на новых началах, с целью преодоления коррупции и сложившихся перекосов в экономике. Иначе, по его мнению, «просыпавшийся дождь денег Евросоюза законсервирует патологию». Деньги немалые – 100-110 млрд. евро. Хауснер, в частности, предлагает включить в план развития Польши на 2007-2013 годы положения о единоначалии в управлении регионами и деполитизации управленцев, разграничении полномочий между центром и регионами. Именно на уровне воеводства должны расходоваться деньги Евросоюза. Радикально предложение Хауснера о превращении вузов в «акционерные общества общественного пользования».Акции должны принадлежать государству, областной администрации и частному капиталу (в ограниченной степени).У вузов будет больше прав по использованию имущества и привлечению средств. Более свободно могут возникать объединения с НИИ. Что же касается профсоюзов, то их роль в Польше в начале ХХI века заметно упала. Но они существуют и даже активно рекламируют себя: по городам разъезжают трамваи с надписями типа - «если плохо с работой и зарплатой, вступай в «Солидарность», продаются конфеты «Солидарность». Ни членство в Евросоюзе, ни поступь глобализации не создают автоматически благоденствия для всех, очевидно, нужно уметь решать конкретные вопросы в сфере труда на месте.
Роза Горн
|