Заключение по поводу возможности установления фактического размера заработной платы свидетельскими показаниями.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение по делу.
Среди таких доказательств ст. 69 ГПК РФ называет и свидетельские показания.
Однако правоприменительные органы не всегда принимают во внимание свидетельские показания, особенно при назначении пенсии, когда предоставить какие-либо документы о заработной плате невозможно (например, в виду стихийного бедствия).
В то же время на данный момент в законодательстве РФ нет нормы, запрещающей доказывать фактический размер заработной платы свидетельскими показаниями.
Ранее действовал порядок предоставления и оформления документов для назначения пенсии, утвержденный Заместителем Министра труда РФ и Заместителем Министра социальной защиты РФ от 13, 14 августа 1992г. В п. 15 данного Порядка было закреплено, что установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается.
Однако данный нормативный правовой акт Решением Верховного Суда РФ от 27.03.1998г. был признан незаконным и не подлежащим применению со дня издания.
В другом постановлении Верховный Суд РФ указал, что гражданское судопроизводство регулируется нормативными актами не ниже федерального закона (ст. 1 ГПК РФ). Следовательно, в нормативном акте Министерства труда Российской Федерации не может быть определено, какими доказательствами должны подтверждаться те или иные обстоятельства.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
"1. Доказательствами по делу могут быть любые данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает те или иные обстоятельства.
М. обратилась в суд с заявлением об установлении факта получения заработной платы за время работы на предприятии в 1983 -1988 гг. в размере 429 руб., ссылаясь на то, что сведения о ее заработке за этот период не сохранились, данные о заработной плате необходимы для перерасчета назначенной пенсии по старости.
Решением районного суда заявление было удовлетворено.
Постановлением президиума областного суда решение отменено и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления по делу по следующим основаниям.
Отменяя решение суда первой инстанции, президиум областного суда исходил из того, что в соответствии с п. 15 Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного Министерством труда Российской Федерации 13 августа 1992 г. N 1654-РБ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 14 августа 1992 г. N 1-2761-18, сведения о заработке могут устанавливаться на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате. Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается.
Президиум отказал в удовлетворении заявления, поскольку суд первой инстанции факт получения заработной платы М. установил на основании свидетельских показаний.
Однако при этом не было учтено, что гражданское судопроизводство регулируется нормативными актами не ниже федерального закона (ст. 1 ГПК РФ). Следовательно, в нормативном акте Министерства труда Российской Федерации не может быть определено, какими доказательствами должны подтверждаться те или иные обстоятельства.
В соответствии со ст. ст. 247 и 248 ГПК РСФСР суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, и в том случае, если невозможно получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.
Как видно из объяснений М., установление факта получения заработной платы в определенном размере ей необходимо для перерасчета пенсии. В связи с тем, что архив предприятия, где она работала, сгорел, сведения получить невозможно.
Удовлетворяя заявление об установлении факта получения заработной платы М. в 1983 - 1988 гг. в размере 429 руб., суд исходил лишь из показаний свидетелей Д., работавшей в то время заместителем главного бухгалтера, и П., работавшей бригадиром. Однако не выяснено, на чем основаны их утверждения о размере заработной платы М. в тот период. Каких-либо других доказательств, подтверждающих эти сведения в деле не имеется.
Между тем в силу ст. 50 ГПК РСФСР суд мог предложить заявительнице представить дополнительные доказательства, а также оказать содействие в их собирании.
Поскольку в Законе РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" не было указания на то, какие документы являются основанием для подтверждения заработка, из которого исчисляется пенсия (а согласно ст. 49 ГПК РСФСР доказательствами по делу могут быть любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливаются те или иные обстоятельства), то такими доказательствами могли послужить какие-либо письменные документы, сохранившиеся на предприятии, в государственном архиве, у самой заявительницы и т.д."
Следовательно, отказ суда удовлетворить заявленной требование об установлении фактического размера заработной платы на том основании, что оно подтверждено свидетельскими показаниями, является незаконным и необоснованным.
При отказе, например, пенсионных органов принимать во внимание свидетельские показания, необходимо обжаловать их действия в суд.
Юрист Кицунова Ольга.