Битва с тенью
Москва начинает борьбу с конвертными зарплатами
Правительство Москвы действительно заинтересовано в повышении доходов горожан – чем выше зарплаты, тем выше налоговые поступления в столичный бюджет. Была создана специальная комиссия во главе с первым заместителем мэра в правительстве Москвы Юрием Поляковым для взаимодействия органов власти и предприятий по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов. Правда, что эта комиссия сможет изменить неизвестно и ей самой.
Вся организационная деятельность свалилась на ответственного секретаря комиссии Владимира Воронина, который сейчас изучает кипу документов. «Конкретные результаты, говорите? - вздыхает он, услышав вопрос "Новых Известий». - А что мы можем сделать? Проверяем компанию - на бумаге у всех зарплата минимальная. Мы их спрашиваем, как же у вас люди за такие деньги работают, а они отвечают: на голом энтузиазме». Чтобы вывести доходы из тени, нужно изменить федеральный закон о минимальной зарплате, уверен г-н Воронин. «Государственная дума пыталась ввести почасовую зарплату, но это все тришкин кафтан, - разочарованно добавляет он. -Если Дума не повысит МРОТ, наши действия будут малоэффективными».
Депутат Госдумы и глава Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина и в повышении МРОТ не видит панацеи. По ее мнению, необходимо снизить единый социальный налог (ЕСН) и дать возможность предприятиям открыто платить нормальную зарплату, «По нашим подсчетам, около 47% от выплачиваемой предприятиями зарплаты выдается в конвертах, - сообщила она «НИ». - В Моск-ве мы дошиорились о минимальной зарплате 4,1 тыс. руб., но даже и ее некоторые компании вроде Me'Donalds или Adidas платить отказываются и не подписывают соглашение с трехсторонней комиссией, в которую входят представители городской власти, работодателей и профсоюзов. Мы их спрашиваем: а в США вы бы рискнули такую зарплату платить? Они отвечают: ноу-ноу, у нас тут же трейд юнионс устроят большой страйк, А в России, получается, можно? Пока у нас такие профсоюзы и такое пассивное общество, наши усилия бесполезны».
Леонид Браткин, секретарь руководителя новой столичной комиссии Юрия Росляка, надеется разве что на психологический эффект: «Мы будем вызываю руководителей конкретных предприятий, где зарплата явно занижена, и задавать им вопросы. Практика показывает, что это действует: предприниматели боятся налоговых проверок, что для них совершенно естественно». И только глава исполкома «Деловой России» Владимир Микеда воспринял идею с чрезвычайным оптимизмом. Он назвал ее «очень верной и конструктивной». Когда же речь зашла об эффективности действий той же трехсторонней комиссии, которая в столице существует уже давно, г-н Микеда смог лишь сообщить: «Я не могу привести в пример какие-то конкретные результаты. Но они точно есть. Просто они не видны».
Роман Доброхотов
"Новые Известия" 30 мая 2006 г.
№92(1970)
|