О борьбе за зарплату.
На словах и на деле.
ПРОКУРАТУРА Свердловской области подвела итоги своей проверки предприятий и организаций области на предмет выплаты заработной платы. За минувшую неделю в отношении работодателей, не выплачивающих зарплату, прокуратурой Свердловской области возбуждено 14 дел об административных правонарушениях по статье 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда») и 3 уголовных дела по статье 147.1 УК РФ («Невыплата заработной платы»).
Вообще, невыплата зарплаты - нередкое явление у нас, в Свердловской области; то мы, уже, надо заметить, без удивления, узнаем, что где-то бастуют шахтёры, что работники некоего завода объявляют голодовку. И лучше всего об этом говорит статистика. В январе - июне 2005 года 17 руководителей предприятий Свердловской области дисквалифицированы за невыплату зарплаты работникам. По инициативе прокуроров более 200 (!) глав организаций-должников привлечены к административной ответственности. В целом за 6 месяцев по фактам задержки зарплаты возбуждено 59 уголовных дел. По 30 таким делам расследование завершено — теперь слово за служителями Фемиды. По данным пресс-службы облпрокуратуры, 19 горе-руководителям вынесены обвинительные приговоры.
Понятно, что речь идёт о так называемом «частном секторе» предприятий, а не о сотрудниках бюджетной сферы. Там-то зарплату выплачивают регулярно, о чём с радостью всегда рапортуют в правительстве (другое дело — каков размер этой зарплаты). Вообще же, наше правительство всегда как-то радужно рисует перспективы (мол, уровень доходов населения растет), не забывая при этом умолчать, что уровень расходов растёт куда как быстрее: стоит только поглядеть на то, как увеличилась цена литра бензина за последние несколько месяцев, А значит, на носу - повышение цен, на продукты питания; и чтобы это понять, не надо быть семи пядей во лбу.
Нам, говорят; мол, правительство области движется точно в курсе президентских реформ и борется с бедностью. Но вдруг оказывается на очередном расширенном заседании кабмина, что более трети населения области (это больше миллиона человек) живёт, по сути, за чертой бедности. Так что результатов сей борьбы как-то не видно, несмотря на то что уже больше года наше областное правительство «борется», А есть ли она, борьба, на самом деле?
Скажем ещё жёстче: не являются ли хронические невыплаты заработка следствием как раз излишне тёплых отношений хозяев и руководителей предприятия с органами власти?
Кстати, вот довольно показательный пример, проникнитесь. Прокуратура Свердловской области проводила проверку по фактам невыплаты заработной платы сотрудникам ЗАО «Сысертский фарфор». Оказалось, что эти проблемы у сотрудников завода начались после того, как в марте предприятие приобрела Екатеринбургская епархия, Первая невыплата зарплаты возникла уже в апреле, в мае её погасили. В последующие месяцы заработная плата тоже не выплачивалась. Общая сумма долга перед рабочими составила 500 тысяч рублей.
Однако любой знает о сердечной дружбе между нашими областными властями и местной епархией. Не потому ли в епархии не боятся конфликта с рабочими? Они уверены: власть в этом конфликте возьмёт их сторону, не станет заступаться за тружеников.
В то же время с высоких трибун много говорится и о борьбе с некими «нерадивыми собственниками», которых надо чуть ли не гнать в шею. Однако сам термин «нерадивый» и абсурден, и лукав. Любой хозяин кровно заинтересован, чтобы его собственность, его дело приносили ему максимальный доход. Поэтому он изо всех сил РАДЕЕТ за них. А если не получается - ему выгоднее ее продать свою собственность тому, сумеет управиться с ней. Нет, за привычку не платить работникам не нерадивость стоит, а обычный цинизм, расчёт на то, наши привыкшие терпеть люди не ста увольняться, а будут ждать зарплату, продолжая трудиться, и так будет тянуться меся ми и годами.
Точно, так же никакая, власть, если он соблюдает закон, не может лишить хозяина его собственности, как бы ни был он некомпетентен и нерадив. А вот оштрафовать даже посадить за нарушение прав трудящихся — очень даже легко. И если это не делается — значит, чиновнику почему-то не хочется этого делать.
Ксения Сашина
«Вечерний Екатеринбург» №148 от 10.08.2005
|