title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb


Что взять из котла, куда ничего не положили?

 

По приблизительным оценкам, треть работающих в Свердловской области получает заработную плату в конвертах. Каждый из них недоплачивает налоги, каждый обделяет себя в старости. Каждый получающий зарплату «в конверте», вредит и себе и обществу, в котором живет.

Предприятия и организации, связанные с оборотом наличных средств, имеют гораздо больше возможностей утаивать часть денег. О масштабах проблемы «серой» зарплаты в отрасли, о методах и путях ее решения – наш разговор с министром торговли, питания и услуг Свердловской области Верой Соловьевой.

-Вера Петровна, каков уровень зарплаты в сфере торговли, питания и услуг, насколько он соизмерим с уровнем заработной платы в других отраслях?

-Уровень зарплаты в торговле составляет сейчас около 70 процентов от средней заработной платы по области. Это достаточно высокий показатель, потому что еще два года назад было 60-65 процентов. То есть темпы роста зарплаты в торговле немного опережают темпы роста средней заработной платы по области. Из субъектов Уральского федерального округа, если не брать такие регионы, как ХМАО и ЯНАО, наши работники – самые высокооплачиваемые.

Тем не менее, средняя заработная плата в торговле, на наш взгляд, остается низкой. И, самое главное, она не отвечает тому положению дел, которое в отрасли сегодня складывается…

-То есть, идет укрытие части доходов?

-Мы считаем, что треть работающих в отрасли получает не ту заработную плату, которая отражается в отчетности. Конечно, это достаточно приблизительные цифры – наши исследования, наши ощущения.

-Какие сферы наиболее проблемные с точки зрения нелегальных выплат?

-Ни в коей мере не хотела бы подозревать и сразу же обвинять все существующие в отрасли системы. Потому что скрыть заработную плату или выплачивать ее в так называемых конвертах на крупных предприятиях очень сложно. Тот нал, что раскладывается в конверты, надо где-то взять. А взять его можно лишь в том случае, если не применяются контрольно-кассовые машины, если стоимость какой-то части покупок не отражается документально. Трудно представить, что в крупном магазине, особенно самообслуживания, вам не отобьют чек… В больших организациях слишком многих нужно втянуть в процедуру.

Другое дело – малый и средний бизнес. На таких предприятиях работает немного людей, часть выручки не отбивается на чеке, возможны различные схемы сговора с оптовиками и так далее…

И еще в большей степени нас тревожат индивидуальные предприниматели, где работает много родственников, а значит, сговориться еще легче.

-Это по формам организации, а если говорить о конкретных отраслях?

-Я думаю, что в сфере бытового обслуживания и в общественном питании это носит достаточно распространенный характер. В меньшей степени – в розничной торговле, в большей – в оптовой.

-И кто реально может изменить ситуацию?

-Сразу хотела бы высказать претензии в адрес налоговых органов. Проверяют они, как правило, крупные предприятия, на малые и средние приходят крайне редко. Меж тем, все нарушения можно увидеть при самой поверхностной проверке. Если бы налоговые инспекции смогли повсеместно отслеживать учет товарооборота на кассе, масса денег, которая идет в теневой оборот, была бы значительно меньше.

В кокой-то степени на ситуацию могли бы повлиять и покупатели. Нельзя уходить от прилавка, если вам не отбили чек.

Но самое сложное, что зарплаты в конвертах выдаются с согласия – молчаливого или открытого – наемных работников. Они прекрасно понимают, что налоги уплачиваются только с какой-то части их зарплаты, но соглашаются. Как правило, это молодые люди, которые считают, что им до пенсии далеко, либо люди, очень зависимые от данного предприятия, поскольку найти другую работу им сложно…

Вольно или невольно способствует такой ситуации и отсутствие профсоюза. В малом и среднем бизнесе нет органа, который бы встал на защиту интересов работников. А создавать профсоюз… Работники не хотят ссориться с собственниками, собственнику же профсоюз не нужен.

-Какие шаги намерено предпринять министерство торговли для легализации зарплат в отрасли?

-В конце прошлого года я обратилась ко всем предпринимателям, пытаясь донести до них нашу тревогу, озабоченность сложившимся положением. В какой-то мере, как нам кажется, нам удалось ситуацию переломить: и рост заработной платы, и увеличение прибыли в отрасли имеет место быть. И сейчас, на мой взгляд, нужно неадминистративное давление. Оно невозможно, за каждым не будешь бегать. У нас только 21 тысяча предприятий розничной торговли, 5 тысяч – общественного питания, 5 тысяч – бытовых услуг, еще маленькие оптовые компании. К каждому контролера и ревизора не приставишь. Сейчас надо воздействовать на сознание наемных работников. Объяснять им, что они сами себя ставят в худшие условия. Мы должны создавать общественное неприятие такого положения.

-Допустим, в Екатеринбурге, если человека что-то не устраивает на одном предприятии, он без проблем может сменить работу. В малых городах это не столь легко…

-С малыми городами - проблема. Особенно том, где есть безработица. Люди вынуждены за предприятия держаться. Но ведь это не может продолжаться бесконечно! Времена меняются, поверьте. Появляется возможность выбора, где работать – пойти в торговую сеть крупную, где все официально, либо в сомнительное небольшое предприятие. И с появлением альтернативы именно сфера малого и среднего бизнеса начинает испытывать недостаток кадров.

В каких-то случаях для согласия на «серую» заработную плату есть мотивы. Но часто это делается совершенно немотивированно.

В малых городах должны сыграть свою роль профсоюз, общественная организация и обязательно налоговая. Пока же случаи, когда бы налоговая пришла и проверила малое предприятие на предмет использования контрольно-кассовых машин, редки. Помнится, мы были в Китае несколько лет назад, когда у нас рыночные отношения только развивались. Заказали в кафе кофе. Продавец его налил, но нам не подавал - крутил ручку контрольно-кассовой машины, старые еще такие были, и пока чек не выбил, чашку нам не отдал. А все потому, что у них невыдача чека карается потерей бизнеса. У нас – смехотворными штрафами.

На предпринимателей больше должно быть давление с точки зрения потери бизнеса, штрафов, притом не маленьких – сегодня заплатил, завтра отработал. А еще… Так и хочется им сказать: не берите грех – за чужие мизерные пенсии – на душу. За все в жизни надо когда-то отвечать.

Но и работники, со своей стороны, пусть постепенно, не сразу, должны понимать, что все придут к пенсии. И когда у них на счетах будут суммы, близкие к нулю, они начнут сожалеть.

-Не получится ли так, что при переходе на легальные схемы выдачи заработной платы люди потеряют в доходах?

-Конечно, немного потеряют, 13 процентов подоходного налога надо будет отдать…

-Но еще те социальные налоги, которые работодатель вроде как должен платить из собственных средств – не будет ли он их компенсировать за счет урезания фонда заработной платы?

-В торговле сегодня, по сравнению с началом 90-х, административные барьеры сократились в разы. Больше самостоятельности, меньше контроля, меньше лицензируемых функций, меньше бумажек, легче создать бизнес. Может, кто-то и не хочет создавать единый социальный налог из своего кармана. Но ведь на то и мощь государства, чтобы воспитывать законопослушных собственников. Есть законы, которые мы обязаны выполнять, выгодны они нам или нет.

Конечно, проблемы остаются, но я говорю о динамике. Государство идет на некую либерализацию, признает собственников. Значит, и собственники должны признавать государство.

Представьте, что люди получают официальную заработную плату ниже прожиточного минимума – а таких достаточно в торговле. Они идут и заявляют на субсидии на оплату квартиры, на помощь детям, на бесплатное питание в школе! На самом деле они живут не так уж плохо. Эта недобросовестность, желание взять с государства – она у нас где-то в крови. Хотя у многих людей встречается и недоверие: если я сегодня не заработаю, завтра у меня все отберут. Недоверие к государству, то, что постоянно меняются законы, меняется система налогообложения, нет стабильности, мы привыкли жить в состоянии неуверенности – тоже одна из причин, психологическая.

-То есть, вы сейчас перечислили множество причин, по которым сами люди, получающие зарплату в конвертах, не стремятся ее легализовать…

-Да, но ни одна из причин не оправдывает их. Все-таки принципы человеческие выше этого. Мы же должны быть временщиками жизни.

-А как бороться, если обе стороны – и работодатель, и работник – не заинтересованы в положительном исходе этой борьбы?

-Воспитывать людей. Не может быть, что написали приказ, а завтра все будет нормально. Эдуард Эргартович правильно говорит: нужно выработать целую систему мер, чтобы менять отношение сторон.

Ведь посмотрите. Мы говорим, что у нас государство плохое. А сами, каждый по чуть-чуть, создаем такую систему. Мы недоплачиваем налоги, меж тем все хотим жить хорошо. Что же мы достанем из того котла, куда никто ничего не положил? Мы все – и собственники, и наемные работники – должны осознать социальную ответственность.

-В министерство работники обращаются с жалобами на «серую» зарплату?

-Не так много. Наши работники не жалуются массово. А раз они не жалуются, то и государство, и соответствующие органы не реагируют.

-Допустим, решили они пожаловаться. Куда?

-Мы открываем горячую линию. И готовы принимать звонки по телефону 372-17-62. Гарантируем конфиденциальность. Все факты будем доводить до тех, кто дальше может принять меры – налоговая прокуратура; если связано с хищениями, то и органы внутренних дел.

-Если будут звонить люди из каких-то других отраслей?

-Мы готовы передать их жалобы по назначению.

-Насколько реально победить эту систему?

-Идеализировать не буду, что ее можно победить и сказать – все! Такого нет ни в одном государстве. В такой степени, как это существует сейчас, когда мы говорим, что треть работников находится в внеправовом поле в части заработной платы… Это, на мой взгляд, можно победить.

-Немного отходя от темы собственно оплаты труда в торговле, но оставаясь в рамках темы «зарплата в конвертах». Торговля является своего рода индикатором, с помощью которого можно отследить доходы человека. Много было предложений, чтобы любые крупные покупки – ту же бытовую технику – декларировать…

-Вы знаете, это палка о двух концах, лично мое мнение. Чем больше мы будем заставлять людей декларировать, тем больше они будут прятать. И нужно очень аккуратно подходить, соблюдая грань. Расширять декларирование и степень открытости – в какой-то мере это вмешательство в личную жизнь. Ситуации могут быть разные. Но на будущее, наверное, можно очень аккуратно расширять сферу интересов налоговых органов к сопоставлению расходов и доходов, но это нужно делать как-то деликатно. Как бы мы не начали сами себя и государство еще больше обманывать.

 

Алена Полозова

«Областная газета», №269-270 от 03.09.2005 год