Доклад по теме «Проблема выплаты нелегальной заработной платы»
Добрый день, меня зовут Ермилова Наталья, я представляю «Консультативный совет региональных профсоюзных объединений» (Екатеринбург).
Думаю, сегодня уже никому не надо объяснять такие понятия как «нелегальная заработная плата», «серая» «белая», «черная» заработная плата, заработная плата «в конвертах», неофициальная заработная плата. Многие сталкивались с этой проблемой при консультациях работников.
Проблема тесно связана с нелегальными трудовыми отношениями (когда трудовые отношения не оформляются официально – не заключается трудовой договор, не издается приказ о приеме на работу и т.д.). Проблема нелегальных трудовых отношений и зарплаты «в конвертах» непосредственно влечет за собой ряд других, с ними мы также столкнулись в ходе работы с профсоюзными организациями Свердловской области, консультациях по обращениям работников. Для нашей организации и наших профсоюзов все началось в 2002 году, когда была предпринята попытка создания профсоюзной организации продавцов и кассиров, работающих у индивидуальных предпринимателей.
Работники обратились к нам с проблемой неправомерных увольнений. Обещанной, но не выплаченной зарплаты, больничных, отпускных и т.д. Уже на данном этапе мы столкнулись с 2 вопросами, от которых зависит успешное решение дела в суде: 1) доказательств; 2) инициативы и намерения работников защищать свои права.
Следующим этапом работы нашей организации по решению вопросов нелегальных трудовых отношений стало обращение к государственным чиновникам, переговоры с Правительством Свердловской области, с Уполномоченным по правам человека Свердловской области.
Нами был подготовлен проект, поддержанный Фондом Форда в 2004 г ., завершенный в декабре 2006 г . Коротко расскажу об идеях и целях проекта «Правовые и общественные механизмы, гарантирующие права работников, нанятых по срочным трудовым договорам и на основе устной договоренности».
Цели проекта: создание дополнительных гарантий указанным в проекте категорий работников. Среди задач назову следующие: консультации, представительство интересов в суде, информационная работа (ежеквартальный бюллетень «Право на защиту», создание на сайте организации страницы по проекту), создание и деятельность рабочих групп (в них входили представители профсоюзов, работодателей, правительства области), создание и деятельность Биржи труда и Трудовых судов.
О проекте, нашей работе и результатах можно подробно ознакомиться на нашем сайте : http://uraltradeunion.ru
По мере реализации проекта возникали новые проблемы и вопросы, связанные с проблемой «серой» зарплаты, нелегальных трудовых отношений, для решения которых также надо было искать механизмы. Например, в Тюмени возникла следующая ситуация, которая в дальнейшем оказалась распространенной. Произошла реорганизация предприятия из государственного в ООО, работники как работали на предприятии так и продолжают работать. Время выходить на пенсию и оформлять документы. А пенсионный фонд говорит: за такой –то период (как раз со времени реорганизации) взносов за вас не платилось, следовательно, стажа нет, выходить на пенсию рано. Естественно, работники обращаются в суд с требованиями об обязании перечислить взносы, добились решения в свою пользу.
Поскольку таких дел и ситуаций множество, наша организация провела ряд переговоров с пенсионным фондом, с фондом социального страхования, государственной инспекцией труда. Было издано несколько методических пособий в помощь работнику («Нелегальные трудовые отношения: причины, последствия и механизмы противодействия», «Что делать, если платят зарплату в конверте»), листовки, на сайте создана и пополняется страница «Черные списки работодателей» - тех, кто выплачивает зарплату в конверте и нарушает права работников.
В ходе проекты были проведены несколько круглых столов с участием представителей профсоюзов (которые выступают инициаторами), государства (от правительства области до контролирующих структур – налоговой, прокуратуры, госинспекции по труду), которое чаще занимало позицию «вы делайте, а мы посмотрим, что получится», работодателей (которые, конечно, спешат заверить, что они права работников не нарушают). Состоялись следующие круглые столы: «Защита прав наемных работников и соблюдение прав предпринимателей - в интересах государства», «Способы развития корпоративной социальной ответственности», «Социальное партнерство - миф, реальность или вынужденная необходимость? »
Проблема наконец-то стала осознаваться, и предприниматься целенаправленные шаги по изменению ситуации. На последнем круглом столе, в сентябре 2006 г . «Социальное партнерство - миф, реальность или вынужденная необходимость? », уже представители государственных органов отчитались о проделанной работе (тексты выступлений можно прочитать в Бюллетене № 8 «Право на защиту» http :// www . uraltradeunion . ru / sborniki / bulleten / bulleten _8. pdf ). На тот момент их деятельность сводилась к выявлению работодателей, которые платят зарплату ниже МРОТ и проведению «воспитательных мер»: так, на областном уровне создана межведомственная комиссия, на которую вызываются «проштрафившиеся» работодатели; налоговая инспекция выявляет неплательщиков ЕСН, привлекает к налоговой ответственности, штрафует, раздает анонимные анкеты, где работники могут указать на своих работодателей-нарушителей; прокуратура возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты зарплаты, подает иски в суд в интересах работников, в «Областной газете» стали публиковаться списки работодателей, которые платят зарплату ниже МРОТ.
Все представители государственных структур отмечают несовершенство законодательства в сфере трудовых прав и полномочий государства по контролю и воздействию на нарушителей.
В завершение доклада хотелось бы рассказать о нескольких интересных, показательных делах, проведенных нашей организацией.
Дело Тони Корольковой и других. Пять подростков работали летом – пасли на пастбище коров. Председатель кооператива «Красноармейский», который нанял подростков, пообещал им выплатить за работу по 4000 рублей каждому. Но по завершении работы выплатил 3000 рублей на всех. Подростки обратились за защитой в организацию, было составлено обращение в прокуратуру. Прокуратура возбудила уголовное дело против председателя кооператива. Дело было передано в суд и первая инстанция вынесла обвинительный приговор. За время судебного процесса председатель выплатил зарплату детям полностью.
Дело Анатолия Докукина (описание процессов и документы можно посмотреть на сайте
http :// www . sutyajnik . ru / cases /294. html ).
Он обратился к нам с проблемой выплаты пенсии не в полном размере. В ходе процессов (мировой судья, районный) по взысканию с пенсионного фонда и работодателя недоплаченных сумм пенсии была выявлена следующая проблема: работодатель, уплачивая взносы в пенсионный фонд, перечисляет их не на индивидуальные лицевые счета, а сумму в целом. Так, согласно абзацу третьему пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 407), поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Указанное постановление и было применено в деле Докукина, результатом стал частичный отказ в удовлетворении иска. Мы подготовили жалобу в Конституционный суд РФ, посчитав что установленный Правительством Российской Федерации порядок распределения поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателя страховых взносов фактически лишает застрахованных лиц возможности защиты своих пенсионных прав, нарушенных в результате недобросовестного выполнения работодателем обязанности по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов, что противоречит требованиям статей 2, 7 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Дело было принято к производству и назначено к рассмотрению 17 мая 2007 г . Считаем, что данное дело стало успешным завершением проекта. Спасибо за внимание. Примечание докладчика. 17 мая 2007 г . Конституционный суд РФ рассмотрел, а 10 июля 2007 г . огласил свое постановление, которым признал , что оспариваемые нормативные акты противоречат Конституции РФ, предписал законодателю усовершенствовать пенсионное законодательство, дела заявителей пересмотреть, пенсионному фонду за счет средств федерального бюджета выплачивать пенсии в полном объеме. Конституционный суд указал в резолютивной части постановления следующее: « Признать пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета».
Ермилова Наталья.
|